
Апостол Павел. Мозаика
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Слово «завет» нередко встречается на страницах Священного Писания. Да и в церковной литературе можно услышать такие выражения, как Новый Завет и Ветхий Завет. О том, что именно они означают, мы узнаём в отрывке из 8-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению
Слово «завет» — славянское. На русский язык его можно было бы перевести как «союз», «соглашение», «договор». Так вот, первый союз, о котором сегодня упоминает апостол, был заключён на горе Синай, после того как Бог при помощи Моисея вывел евреев из египетского рабства. Этот договор был предложен евреям в виде свода правил, заповедей, которые регламентировали общественную и религиозную жизнь Израиля. Суть соглашения заключалась в том, что, если евреи обязуются эти заповеди исполнять, Бог будет с ними. А если они будут их нарушать, то собственноручно лишат себя покровительства Творца. То есть Ветхий Завет — это юридический контракт. Соблюдаешь закон — ты праведен. Нарушаешь — совершаешь грех. Что происходит у тебя внутри, не так важно, если ты не нарушаешь норм поведения.
Ситуация меняется с приходом Христа. Господь заключает с человеком Новый Завет. Он создаёт Церковь. Это особое пространство, в котором отношения между Богом и человеком строятся не на юридической основе, как раньше. Церковь — это таинственная область, в которой действует божественная благодать. Благодаря ей люди могут входить в такой тесный контакт с Творцом, что сами начинают чувствовать и думать, как Бог. Именно об этом говорят слова: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их». Теперь воля Божия — не просто свод внешних правил, которые я вынужден исполнять, чтобы меня не наказали. Теперь это голос внутри меня, особая духовная интуиция. Святые христианской Церкви — это те, кто максимально, насколько это возможно человеку, развил в себе эту интуицию. Кто приобрёл ум и чувства Христа. Они стали определять содержание их внутреннего мира, а также их слова и поступки. Это не книжное, а личное знание Бога. Отчётливое осознание Его реального присутствия в собственной жизни. Поэтому и говорит Павел от имени Бога: «все, от малого до большого, будут знать Меня».
И грех теперь — это не просто нарушение закона. О чём свидетельствуют слова Господа: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Настоящий грех в Новом Завете — это, скорее, состояние, когда вместо желания во всех своих делах исполнять волю Небесного Отца и служить тем, кто меня окружает, я чрезмерно сосредотачиваюсь на создании уюта и комфорта в своей жизни. У меня пропадает благодатная духовная интуиция. Я перестаю слушать и слышать голос Бога в своём сердце. Я теряю ум Христов. Я концентрируюсь на своих чувствах. Я перестаю быть служителем и превращаюсь в потребителя. В этом случае, даже несмотря на внешнюю добропорядочность, благопристойность и религиозное благочестие, Дух Божий покидает меня. Внутри образуется пустота, которую невозможно заполнить никаким даже самым дотошным исполнением внешних правил и предписаний. Ведь единственное, что может нас наполнить и дать нашей душе мир и покой, — это благодать Христа Спасителя. А она поселяется в сердце того, кто выстраивает свои личные отношения с людьми по новому закону, по закону милости, любви и прощения.
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер