Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться

Евр., 325 зач., X, 32-38.

Глава 10.

32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,

33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;

34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;

37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Древний богослов и мыслитель Тертуллиан воскликнул однажды: «Кровь мучеников — семя христианства». Данное высказывание очень верно описывает ситуацию, в которой находились христиане Римской империи в течение первых трёх веков по Рождестве Спасителя. С одной стороны, Церковь Христова в империи была гонима и преследуема. С другой стороны, чем сильнее становились гонения, тем активнее учение Спасителя распространялось по территории Рима. Многие жители империи, видя мужество последователей Христа, их бесстрашие перед мучительными казнями, воодушевившись, сами принимали крещение.

Наиболее обширные преследования христиан осуществляло в тот исторический период само римское государство, которому не нравилось, что ученики Спасителя не почитают императора в качестве бога. Меньшими по размаху, но отнюдь не уступавшими по своей жестокости были гонения на учеников Спасителя со стороны иудеев в Палестине. Фарисеи и саддукеи, отправившие Христа на казнь, делали в первом веке всё, чтобы на Святой земле не осталось последователей Господа Иисуса.

Апогеем их губительной деятельности стало убийство святого Иакова Праведного, первого епископа — главы Иерусалимской Церкви. Ни в чём не повинного Иакова сбросили с крыши храма Соломона, а затем ещё живого добили камнями. Христиане Палестины были в ужасе от произошедшего. Некоторые из них, боясь повторить участь погибшего епископа, стали возвращаться в иудаизм. Стремясь предотвратить распад Иерусалимской Церкви, местным христианам направил послание апостол Павел, сам находившийся в тот момент в крайне затруднительных обстоятельствах. Павел по ложному доносу пребывал в римской тюрьме. Однако он нашёл в себе духовные силы и составил воодушевляющий текст, который сохранился до наших дней и вошёл в состав Библии под названием «Послание к евреям».

В прозвучавшем отрывке из послания к Евреям апостол Павел всячески поддерживает христиан Палестины и призывает их не отказываться от веры в Спасителя. Павел, конечно, соглашается с тем, что смерть Иакова была ужасной, но напоминает своим читателям, что это событие стоит в ряду аналогичных и не менее скорбных эпизодов. Трудно посчитать, сколько последователей Христа в Палестине было убито, лишено крова и имущества в период до 70 года, когда Иерусалим был разрушен римлянами.

Павел прекрасно знал, о чём писал, — ведь он сам, до чудесного обращения в христианство по дороге в Дамаск, был гонителем учеников Спасителя. Апостол призывает христиан Палестины вспомнить об уже пережитом, набраться мужества и смело встретить преследования. Ведь, по его словам, стойких в вере Бог непременно наградит и в этой жизни, и в жизни посмертной. В прозвучавшем отрывке из послания Павел восклицает: «ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит».

Слова апостола оказались пророческими — убийство Иакова повлекло за собой печальные последствия. Устроив вскоре бунт против Рима, иудеи вынудили империю штурмом взять Иерусалим, а затем фактически его уничтожить. Разрушению подверглась и главная святыня иудаизма — храм Соломона. Евреи стали народом рассеяния без видимого духовного центра. Ужасную катастрофу ярко описал в своих воспоминаниях очевидец тех событий историк Иосиф Флавий. Вот его слова: «Что подобное претерпел ты, несчастный город, от римлян, которые взошли очистить огнём твои междоусобные преступления. Ты уже не был жилищем Бога и не мог им оставаться, сделавшись гробницею домашних мертвецов, и храм, превратившийся в кладбище, наполнивши кровопролитным междоусобием».

Благополучно разрушение Иерусалима пережили лишь жители Палестины, сохранившие веру во Христа. Они не приняли участие в горделивой и бессмысленной революции, но удалились из города перед началом римской осады. Так христианство на Святой земле выжило и впоследствии заместило собой все прочие религии Рима, что явно свидетельствовало об особом благоволении Бога.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем