Еф., 232 зач., V, 33 - VI, 9.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Глава 6.
1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: 3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, 6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, 7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам, 8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В сегодняшнем отрывке апостол Павел обращается к трем группам людей. Его слова адресованы мужьям и женам, родителям и детям, рабам и их господам. Хотелось бы отметить два важных момента.
Обращает на себя внимание то, что в вопросе исполнения заповедей, апостол Павел не ставит никого в привилегированное положение. Кем бы ты ни был, начальником или подчиненным в первую очередь ты должен исполнять по отношению к другому человеку свой христианский долг. Не использовать свой социальный статус как повод к тому, чтобы давить на ближнего или, наоборот, как говорится, «качать права», прикрываясь своей обделенностью. Евангелие универсально и ни один человек, принявший крещение и считающий себя последователем Спасителя, не может пренебрегать исполнением Его заповеди о милосердном отношении к окружающим. И этот закон действует в обе стороны. Как сверху вниз, так и снизу-вверх. В милости нуждаются не только люди с более слабой социальной позицией. Но и те, кто занимает руководящие должности. Ведь именно на них мы часто вымещаем свой гнев. Не делом, так своими мыслями и словами.
И второй важный момент. Рабство — это отвратительное явление. Однако ни Христос, ни апостол Павел ни в Евангелии, ни в апостольских посланиях не предлагали проекта реформы системы общественных отношений. Оказывается, можно быть христианином при любом социальном и политическом строе, в любых исторических обстоятельствах. Ведь христианство намного глубже всяких идеологических моделей. Так, например, история псковской миссии показывает нам, что вполне возможно нести свет Евангельской проповеди, даже находясь на оккупированной фашистами территории. И, напротив, в самом правовом обществе может совершенно не быть места для любви, милости и снисхождения друг ко другу. Да, именно три этих христианских добродетели преображают человеческие отношения, какие бы роли и маски на нас не были одеты в силу того, что мы родились и живем в определенной культурно-исторической ситуации. Можно вполне оставаться одному господином, другому рабом, но быть при этом братьями во Христе. Именно этого от нас ожидает Господь. Безусловно, по силам, мы призваны менять внешние обстоятельства и ситуацию к лучшему. Но в первую очередь мы должны изменить свое сердце, наполнить его Богом и любовью по отношению к окружающим. Тогда все наши внешние преобразования будут иметь смысл. В противном случае, если мое сердце остается каменным и бесчувственным, не помогут никакие реформы и революции. Ведь я как был равнодушен к окружающим, так и остался. Не будем этого забывать. Чтобы весь тот труд, все те силы, которые мы тратим на преобразование окружающей действительности были оправданы и имели твердый фундамент во Христе и Его Евангелии.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.