
Еф., 231 зач., V, 25-33.
Глава 5.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок представляет собой завершение довольно пространного размышления апостола Павла о христианском взаимоотношении супругов. С точки зрения апостола, отношения между мужем и женой должны быть подобны отношениям между Христом Спасителем и Его Церковью. Любопытно, что из множества греческих глаголов, которые можно использовать для обозначения различных видов любви, апостол пользуется лишь одним, не имеющим никакого отношения к любви страстной или эротической. Это тот же самый глагол, который, к примеру, используется для обозначения отношения к детям, к родителям и к друзьям. А ещё у этого глагола есть и другие, помимо собственно любви, словарные значения, в частности, такие: «высоко ценить», «быть довольным», «ставить выше», «предпочитать» и «воздавать почести». Всё это стоит держать в памяти, когда мы размышляем о христианском отношении к браку. Само используемое апостолом Павлом слово указывает на то, что в христианском браке нет места превозношению, эксплуатации, нет в нём места и животной страстности.
Впрочем, места для этого нет не только в христианском браке, но и в любом другом, всякий внимательный к самому себе человек понимает это с течением времени естественным путём, поэтому было бы некорректным говорить, что уважительные и основанные на дружбе отношения между супругами — отличительное свойство христианского брака. Апостол Павел не был революционером, он ничего не ломал, в том числе, он не ломал и устоявшиеся в современном ему обществе представления о браке, он брал за основу то, что всем известно и привычно, и наполнял взятое христианским содержанием.
Так апостол поступил и с размышлениями относительно брака: он взял всем прекрасно известную патриархальную модель семьи с её подчинением жены мужу и осмыслил эту модель в христианском ключе. Получилась удивительная и небывалая комбинация: с одной стороны — односторонняя субординация и главенство мужа, а с другой — не одностороннее, а взаимное подчинение. То есть при осознании своего главенствующего положения в семье, муж должен быть готов принести себя в жертву семье так, как это сделал Христос по отношению к Церкви, и муж должен быть готов слушать свою жену и реагировать на её слова так, как это делает Христос по отношению к Церкви. Христос — Глава Церкви, Он основал Её Своей Кровью, но при этом Он не ведёт Себя как некий авторитарный правитель, Он не сковывает свободу Церкви и не сковывает свободу её чад. Чтобы лучше объяснить эту мысль, апостол Павел использует образ Церкви как Тела Христова. В самом деле: если Церковь — Тело Христово, то как будет выглядеть диктат одной части тела над другой? Разве можно представить, чтобы мозг не считался с потребностями руки, чтобы он не реагировал на её боль, чтобы он последовательно и настойчиво понуждал делать руку то, что может её уничтожить? Нечто подобное может происходить лишь в повреждённом организме, в здоровом же теле все его составные части действуют в согласии между собой, и о диктате, конечно же, не может быть и речи. Эту довольно простую и очевидную мысль апостол Павел перенёс на отношение мужей к жёнам: «Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:28).
Конечно, такое отношение к другому человеку распространяется не только на брак, но и на все прочие виды человеческих взаимоотношений. Об этом апостол Павел тоже написал, правда, уже в других местах своих посланий.
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема