
Апостол Павел. Мозаика
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились,- так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается к христианам из города Ефес только что принявшим крещение. Большинство из новообращенных в прошлом были язычниками и проводили жизнь далекую от евангельской нормы. Теперь же им предстояло избавиться от тех греховных навыков и недостатков, которые формировались у них на протяжении долгого времени. Апостол Павел особенно обращает внимание своих слушателей на три душевных недуга.
Во-первых, язычники жестокосердны. Их сердца жесткие как камень. В греческом оригинале стоит слово, которым в древней медицине обозначали известковые отложения солей в суставах. Если болезнь не лечить, то можно было совсем потерять способность двигаться. То есть, сердца этих людей настолько очерствели, что стали совсем бесчувственными. Это один из законов духовной жизни. Совершив грех в первый раз, человек испытывает раскаяние и муки совести. Но если по какой-то причине он продолжает культивировать дурное пристрастие, однажды он становится бесчувственным. Он без зазрения совести способен совершать самые гнусные поступки и при этом не испытывать никакого внутреннего дискомфорта. А, возможно, и получать от содеянного глубокое удовлетворение.
Еще один порок, о котором упоминает апостол, — это распутство. Слово, которое использовал Павел, можно перевести как «бесстыдство» или же «готовность к совершенно любому наслаждению» Человек, который одержим эти пристрастием даже не пытается скрыть свой грех. Его не интересует общественное мнение. Единственное, к чему он стремиться — любыми способами удовлетворить свое желание. Чувство стыда и приличия его больше не беспокоят. Так поступает наркоман. Сначала он принимает наркотики тайком, пытаясь сохранить лицо перед окружающими. Но со временем страсть так охватывает и вместе с тем разрушает его, что он может совершенно открыто выпрашивать деньги на то, чтобы купить еще одну дозу.
Наконец, язычники, по словам апостола, одержимы ненасытностью. Слово, которое использовано в этом случае, указывает на желание обладать тем, на что у человека нет никакого права. Причем ради того, чтобы удовлетворить свою алчность, он готов жертвовать интересами, здоровьем и благополучием тех, кто его окружает, прибегая при этом к лукавству, интригам, вероломству.
Вот эти три порока апостол видел в тех, кто обратился в христианство. Говоря об этом, он не столько обличает их, сколько предупреждает от, откуда может прийти опасность. Словно дает ориентир, задание, в каком направлении должна осуществляться их духовная работа. Именно на эти болевые точки они должны в первую очередь обратить свое внимание.
Все это актуально и для нас. Ведь жизнь христианина — это не только исполнение Евангельских заповедей. Это еще и работа над теми болезнями, которыми одержима наша душа. Каждый имеет свой греховный опыт, который оставил на ней свой след. А потому дай нам, Господи, увидеть эти раны и с Твоей помощью исцелить их. Чтобы, по словам апостола, «обновиться духом ума» и «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема