
Апостол Павел. Мозаика
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились,- так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается к христианам из города Ефес только что принявшим крещение. Большинство из новообращенных в прошлом были язычниками и проводили жизнь далекую от евангельской нормы. Теперь же им предстояло избавиться от тех греховных навыков и недостатков, которые формировались у них на протяжении долгого времени. Апостол Павел особенно обращает внимание своих слушателей на три душевных недуга.
Во-первых, язычники жестокосердны. Их сердца жесткие как камень. В греческом оригинале стоит слово, которым в древней медицине обозначали известковые отложения солей в суставах. Если болезнь не лечить, то можно было совсем потерять способность двигаться. То есть, сердца этих людей настолько очерствели, что стали совсем бесчувственными. Это один из законов духовной жизни. Совершив грех в первый раз, человек испытывает раскаяние и муки совести. Но если по какой-то причине он продолжает культивировать дурное пристрастие, однажды он становится бесчувственным. Он без зазрения совести способен совершать самые гнусные поступки и при этом не испытывать никакого внутреннего дискомфорта. А, возможно, и получать от содеянного глубокое удовлетворение.
Еще один порок, о котором упоминает апостол, — это распутство. Слово, которое использовал Павел, можно перевести как «бесстыдство» или же «готовность к совершенно любому наслаждению» Человек, который одержим эти пристрастием даже не пытается скрыть свой грех. Его не интересует общественное мнение. Единственное, к чему он стремиться — любыми способами удовлетворить свое желание. Чувство стыда и приличия его больше не беспокоят. Так поступает наркоман. Сначала он принимает наркотики тайком, пытаясь сохранить лицо перед окружающими. Но со временем страсть так охватывает и вместе с тем разрушает его, что он может совершенно открыто выпрашивать деньги на то, чтобы купить еще одну дозу.
Наконец, язычники, по словам апостола, одержимы ненасытностью. Слово, которое использовано в этом случае, указывает на желание обладать тем, на что у человека нет никакого права. Причем ради того, чтобы удовлетворить свою алчность, он готов жертвовать интересами, здоровьем и благополучием тех, кто его окружает, прибегая при этом к лукавству, интригам, вероломству.
Вот эти три порока апостол видел в тех, кто обратился в христианство. Говоря об этом, он не столько обличает их, сколько предупреждает от, откуда может прийти опасность. Словно дает ориентир, задание, в каком направлении должна осуществляться их духовная работа. Именно на эти болевые точки они должны в первую очередь обратить свое внимание.
Все это актуально и для нас. Ведь жизнь христианина — это не только исполнение Евангельских заповедей. Это еще и работа над теми болезнями, которыми одержима наша душа. Каждый имеет свой греховный опыт, который оставил на ней свой след. А потому дай нам, Господи, увидеть эти раны и с Твоей помощью исцелить их. Чтобы, по словам апостола, «обновиться духом ума» и «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











