Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились,- так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается к христианам из города Ефес только что принявшим крещение. Большинство из новообращенных в прошлом были язычниками и проводили жизнь далекую от евангельской нормы. Теперь же им предстояло избавиться от тех греховных навыков и недостатков, которые формировались у них на протяжении долгого времени. Апостол Павел особенно обращает внимание своих слушателей на три душевных недуга.
Во-первых, язычники жестокосердны. Их сердца жесткие как камень. В греческом оригинале стоит слово, которым в древней медицине обозначали известковые отложения солей в суставах. Если болезнь не лечить, то можно было совсем потерять способность двигаться. То есть, сердца этих людей настолько очерствели, что стали совсем бесчувственными. Это один из законов духовной жизни. Совершив грех в первый раз, человек испытывает раскаяние и муки совести. Но если по какой-то причине он продолжает культивировать дурное пристрастие, однажды он становится бесчувственным. Он без зазрения совести способен совершать самые гнусные поступки и при этом не испытывать никакого внутреннего дискомфорта. А, возможно, и получать от содеянного глубокое удовлетворение.
Еще один порок, о котором упоминает апостол, — это распутство. Слово, которое использовал Павел, можно перевести как «бесстыдство» или же «готовность к совершенно любому наслаждению» Человек, который одержим эти пристрастием даже не пытается скрыть свой грех. Его не интересует общественное мнение. Единственное, к чему он стремиться — любыми способами удовлетворить свое желание. Чувство стыда и приличия его больше не беспокоят. Так поступает наркоман. Сначала он принимает наркотики тайком, пытаясь сохранить лицо перед окружающими. Но со временем страсть так охватывает и вместе с тем разрушает его, что он может совершенно открыто выпрашивать деньги на то, чтобы купить еще одну дозу.
Наконец, язычники, по словам апостола, одержимы ненасытностью. Слово, которое использовано в этом случае, указывает на желание обладать тем, на что у человека нет никакого права. Причем ради того, чтобы удовлетворить свою алчность, он готов жертвовать интересами, здоровьем и благополучием тех, кто его окружает, прибегая при этом к лукавству, интригам, вероломству.
Вот эти три порока апостол видел в тех, кто обратился в христианство. Говоря об этом, он не столько обличает их, сколько предупреждает от, откуда может прийти опасность. Словно дает ориентир, задание, в каком направлении должна осуществляться их духовная работа. Именно на эти болевые точки они должны в первую очередь обратить свое внимание.
Все это актуально и для нас. Ведь жизнь христианина — это не только исполнение Евангельских заповедей. Это еще и работа над теми болезнями, которыми одержима наша душа. Каждый имеет свой греховный опыт, который оставил на ней свой след. А потому дай нам, Господи, увидеть эти раны и с Твоей помощью исцелить их. Чтобы, по словам апостола, «обновиться духом ума» и «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.