Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились,- так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается к христианам из города Ефес только что принявшим крещение. Большинство из новообращенных в прошлом были язычниками и проводили жизнь далекую от евангельской нормы. Теперь же им предстояло избавиться от тех греховных навыков и недостатков, которые формировались у них на протяжении долгого времени. Апостол Павел особенно обращает внимание своих слушателей на три душевных недуга.
Во-первых, язычники жестокосердны. Их сердца жесткие как камень. В греческом оригинале стоит слово, которым в древней медицине обозначали известковые отложения солей в суставах. Если болезнь не лечить, то можно было совсем потерять способность двигаться. То есть, сердца этих людей настолько очерствели, что стали совсем бесчувственными. Это один из законов духовной жизни. Совершив грех в первый раз, человек испытывает раскаяние и муки совести. Но если по какой-то причине он продолжает культивировать дурное пристрастие, однажды он становится бесчувственным. Он без зазрения совести способен совершать самые гнусные поступки и при этом не испытывать никакого внутреннего дискомфорта. А, возможно, и получать от содеянного глубокое удовлетворение.
Еще один порок, о котором упоминает апостол, — это распутство. Слово, которое использовал Павел, можно перевести как «бесстыдство» или же «готовность к совершенно любому наслаждению» Человек, который одержим эти пристрастием даже не пытается скрыть свой грех. Его не интересует общественное мнение. Единственное, к чему он стремиться — любыми способами удовлетворить свое желание. Чувство стыда и приличия его больше не беспокоят. Так поступает наркоман. Сначала он принимает наркотики тайком, пытаясь сохранить лицо перед окружающими. Но со временем страсть так охватывает и вместе с тем разрушает его, что он может совершенно открыто выпрашивать деньги на то, чтобы купить еще одну дозу.
Наконец, язычники, по словам апостола, одержимы ненасытностью. Слово, которое использовано в этом случае, указывает на желание обладать тем, на что у человека нет никакого права. Причем ради того, чтобы удовлетворить свою алчность, он готов жертвовать интересами, здоровьем и благополучием тех, кто его окружает, прибегая при этом к лукавству, интригам, вероломству.
Вот эти три порока апостол видел в тех, кто обратился в христианство. Говоря об этом, он не столько обличает их, сколько предупреждает от, откуда может прийти опасность. Словно дает ориентир, задание, в каком направлении должна осуществляться их духовная работа. Именно на эти болевые точки они должны в первую очередь обратить свое внимание.
Все это актуально и для нас. Ведь жизнь христианина — это не только исполнение Евангельских заповедей. Это еще и работа над теми болезнями, которыми одержима наша душа. Каждый имеет свой греховный опыт, который оставил на ней свой след. А потому дай нам, Господи, увидеть эти раны и с Твоей помощью исцелить их. Чтобы, по словам апостола, «обновиться духом ума» и «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов