Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

Еф., 221 зач., II, 14-22.

Глава 2.

14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 

15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 

16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 

18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 

20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 

21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 

22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Задолго до нас было замечено, что быть своим среди своих очень комфортно. А быть среди чужих, напротив, весьма непросто. Замечено это было еще во времена Ветхого Завета. К примеру, в книге Левит есть такие слова: «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев 19:33–34). То есть указания Бога, которые дошли до нас через книгу Левит, пытаются сделать жизнь среди чужих насколько это возможно более комфортной. Но, конечно, полностью устранить пропасть между своими и чужими невозможно. Всегда будет разделение на «мы» и «они». Впрочем, невозможно это лишь для человеческого сообщества. А вот о свершившемся устранении пропасти между Богом и человеком говорит апостол Павел в сегодняшнем отрывке из Послания к Ефесянам.

Апостол Павел не только утверждает этот догматический факт, он объясняет каким образом была устранена пропасть, разделяющая Бога и человека: «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста». Пропасть была устранена Христом посредством Его Воплощения и Смерти на Кресте. Христос — и Бог, и Человек. Согласно определению Четвертого Вселенского Собора, Бог и Человек соединены во Христе «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», «так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяются в одно Лицо и одну Ипостась».

Соединение Бога и Человека во Христе дало возможность апостолу Павлу написать христианам Ефеса, что «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Конечно, это утверждение имеет универсальный характер, нет того человека, который был бы чужим и пришельцем по отношению к Богу. Ведь все мы обладаем одной и той же человеческой природой, именно эту природу воспринял Бог-Слово, Второе Лицо Святой Троицы Господь наш Иисус Христос. Неважно, что думает о догмате Четвертого Вселенского Собора и словах апостола Павла каждый конкретный человек, важно, что такова наша вера и наше христианское исповедание. Из этой веры и такого исповедания вытекает одно существенное практическое следствие: внутри Христовой Церкви нет того, о ком можно было бы сказать словами книги Левит как о «пришельце» и «туземце». Церковь Христова — родной дом для каждого человека. Нам же, то есть, тем, кто успел освоиться в этом общечеловеческом Доме, важно помнить о словах апостола и о словах отцов Халкидонского собора. Не мы хозяева этого Дома, он нам не принадлежит, но на нас лежит великая ответственность, мы не имеем права стать той причиной, по которой кто-то может ощутить себя чужим там, где, по воле Божией, любой человек должен быть своим.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем