
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 221 зач., II, 14-22.
Глава 2.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Задолго до нас было замечено, что быть своим среди своих очень комфортно. А быть среди чужих, напротив, весьма непросто. Замечено это было еще во времена Ветхого Завета. К примеру, в книге Левит есть такие слова: «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его: пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев 19:33–34). То есть указания Бога, которые дошли до нас через книгу Левит, пытаются сделать жизнь среди чужих насколько это возможно более комфортной. Но, конечно, полностью устранить пропасть между своими и чужими невозможно. Всегда будет разделение на «мы» и «они». Впрочем, невозможно это лишь для человеческого сообщества. А вот о свершившемся устранении пропасти между Богом и человеком говорит апостол Павел в сегодняшнем отрывке из Послания к Ефесянам.
Апостол Павел не только утверждает этот догматический факт, он объясняет каким образом была устранена пропасть, разделяющая Бога и человека: «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста». Пропасть была устранена Христом посредством Его Воплощения и Смерти на Кресте. Христос — и Бог, и Человек. Согласно определению Четвертого Вселенского Собора, Бог и Человек соединены во Христе «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», «так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяются в одно Лицо и одну Ипостась».
Соединение Бога и Человека во Христе дало возможность апостолу Павлу написать христианам Ефеса, что «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Конечно, это утверждение имеет универсальный характер, нет того человека, который был бы чужим и пришельцем по отношению к Богу. Ведь все мы обладаем одной и той же человеческой природой, именно эту природу воспринял Бог-Слово, Второе Лицо Святой Троицы Господь наш Иисус Христос. Неважно, что думает о догмате Четвертого Вселенского Собора и словах апостола Павла каждый конкретный человек, важно, что такова наша вера и наше христианское исповедание. Из этой веры и такого исповедания вытекает одно существенное практическое следствие: внутри Христовой Церкви нет того, о ком можно было бы сказать словами книги Левит как о «пришельце» и «туземце». Церковь Христова — родной дом для каждого человека. Нам же, то есть, тем, кто успел освоиться в этом общечеловеческом Доме, важно помнить о словах апостола и о словах отцов Халкидонского собора. Не мы хозяева этого Дома, он нам не принадлежит, но на нас лежит великая ответственность, мы не имеем права стать той причиной, по которой кто-то может ощутить себя чужим там, где, по воле Божией, любой человек должен быть своим.
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О святых и святынях Казанской земли

Сегодня 17 октября. Собор Казанских святых.
О святых и святынях Казанской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В Соборе Казанских святых мы видим множество угодников Божиих, которые самым решительным образом повлияли на православие в России. Это и святители Гурий, Варсонофий, это и святейший Патриарх Ермоген, который обрёл Казанскую икону Божией Матери и который, став патриархом, рассылал письма, воодушевляя русский народ на сопротивление польской интервенции.
В Соборе святых Казанской земли — множество новомучеников и исповедников Церкви Христовой XX века. И во главе новомучеников также стоит выдающийся митрополит Кирилл Смирнов, который по завещанию Патриарха Тихона был первым в списке местоблюстителей патриаршего престола. И только арест митрополита Кирилла воспрепятствовал тому, чтобы он занял пост местоблюстителя и впоследствии был бы избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Взирая на сонм казанских святых, озаряемых Казанской иконой Божией Матери, будем молиться всем им — и древним святым, и современным, чтобы они уберегли нас от суеверий и расколов, от неверия и хулы, и чтобы по нашей молитве и по нашей вере все они, как только мы к ним обратимся, по слову преподобного Амвросия Оптинского, положили за нас поклон у престола Царя Небесного, если мы с верой обратимся к ним.
Все выпуски программы Актуальная тема