В купе вошла очень пожилая женщина. Её провожал мужчина средних лет. Он очень волновался. Разместил багаж, обнимал, целовал, говорил ей слова благодарности, просил беречь себя. Мужчина вышел. Поезд тронулся. Мы остались вдвоем с этой женщиной.
Я наблюдала за попутчицей. По ее поведению поняла, что перед каждым приемом таблеток, ей необходимо немного перекусить. В связи с этим, у бабушки с собой был большой пакет с изобилием продуктов.
Когда она стала пить кофе из огромной чашки, я забеспокоилась и спросила, не опасно ли это для ее сна? Так мы разговорились.
Ее звали Наначка. Не Нана, а Наначка. Именно так, любя, называли ее все окружающие и она сама себя.
За оставшиеся семь часов пути я узнала о её жизни, семье, соседях, друзьях, работе. И хотя мы говорили о тяжёлых переживаниях, я радовалась тому, что ей есть что и кого вспоминать.
Удивил её ответ людям, которые предлагали приличные деньги за аренду ее дома в южном городе. Старушка ответила молодым бизнесменам: «Я чёрный хлеб ем. Мне много не надо. Я хочу спокойно спать».
Поразила меня история Наночкиной веры в Бога.
Во время прививки ее маленькому внуку занесли тяжёлую инфекцию. Двухлетний мальчик умирал. Сменялись города и страны, больницы и палаты, лечение и врачи, но ничего не помогало ребёнку. Десятки оперативных вмешательств не приносили результатов.
Перед очередной операцией профессор отдал бабушке пеленки, одежду, простынки с просьбой освятить их у мощей Матроны Московской и привезти к началу операции.
Процесс осложнялся аллергией у малыша и трудностью подбора наркоза. Но с Божьей помощью и молитвами все прошло хорошо.
История болезни мальчика была мучительна и длилась долго. Когда на медицинской конференции наконец-то лечащий врач доложил о спасении пациента, тот самый профессор остановил его словами: «Его спасли не мы. Его Спас Бог».
Когда мальчик встал на ноги, бабушка Наначка поехала вместе с ним к Матронушке. У мощей женщина встала на колени. Для этого приподняла подол своего платья, чтобы голыми коленями встать на пол и обратиться с благодарностью за спасение любимого внука.
Она молилась: «Помоги ему, Господи! Спаси его!»
Обернулась и увидела, как её маленький внук, закатал штанины своих брючек и так же, как бабушка, голыми коленями стоял на холодном полу, что-то шептал. Он повторял за бабушкой ее слова. Молиться сам он ещё не умел.
Под стук колес я слушала историю своей пожилой попутчицы и думала о том, что ничем невозможно заменить ценность такого общения. Наблюдала, с какой любовью она говорит о своих близких, как креститься при упоминая Бога, и как светится при этом лицо старой женщины. Как бережёт она то, что имеет.
Я испытывала радость от того, что она поделилась со мной счастьем своей веры.
Сложные периоды выпадают на долю каждого человека. В эти моменты так ценно общаться с людьми, которые истинно верят Богу, доверяют ему, обращаются с молитвой. Их путь преодоления трудностей является для меня примером стойкости и мужества.
Я знаю, что, опустившись в храме на колени перед образами с молитвой, почувствую поддержку Наначки, потому что она явилась для меня живым примером веры, надежды и любви.
Автор: Инна Ковалева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 243 зач., II, 24-30.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В апостольских посланиях немало того, что можно назвать бытовыми подробностями жизни первого поколения христиан. Такие описания нам могут показаться странными, ведь кажется, что во входящих в Священное Писание книгах Нового Завета абсолютно всё должно быть посвящено указанию пути ко спасению. Это совершенно верные и обоснованные ожидания, действительно, Новый Завет указывает путь ко Христу, иногда для этой цели он использует и рассказы о житейских заботах апостолов. Так сделано и во 2-й главе Послания апостола Павла к Филиппийцам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 2.
24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,
26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,
30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.
В только что прозвучавших словах апостола Павла нет ни одной яркой мысли, такой, которая была бы подобна, к примеру, словам о любви, содержащимся в 13-й главе Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Здесь мы имеем дело с текстом иного рода: Павел говорит о своих планах и о том, что собирается послать в Филиппы Епафродита, упоминает здесь апостол и ту болезнь, которую перенёс Епафродит. Если мы интересуемся историей Древней Церкви, то для нас это, конечно же, крайне важный текст, который проливает свет на некоторые подробности жизни апостола Павла и тех людей, которые были рядом с ним. Однако этот отрывок звучит во время литургии, а литургия — это не лекция по истории, в литургии всё подчинено одной цели — таинству Тела и Крови Христовых, к которому нас и должен подговорить в том числе и прозвучавший сегодня отрывок Послания к Филиппийцам.
Что же мы можем извлечь из этого текста для нашего назидания?
Во-первых, нам стоит обратить внимание на упоминание болезни Епафродита: он служил Церкви, находился рядом с апостолом Павлом, но тяжело заболел и чуть не умер. Если мы вспомним о том, что Павел неоднократно совершал исцеления и даже воскрешал мёртвых, то мы не сможем не удивиться тому, что, оказывается, Павел не всегда был способен помочь в болезни. Почему же так? Потому что исцелял не Павел, исцелял и исцеляет Бог, и далеко не всегда планы Бога о нас согласуются с нашими, не всегда Его планы совпадали и с планами апостолов Христовых. В этом смысле наше отличие от апостолов состоит лишь в том, что они умели принимать волю Божию о себе, а у нас с этим бывают немалые сложности.
Кроме того, стоит обратить внимание на финальные стихи услышанного нами отрывка. В них шла речь о том, что филиппийцы должны принять Епафродита «в Господе со всякою радостью», вместе с этим апостол Павел призывал своих адресатов относиться с предельным уважением к таким людям, каким был Епафродит, то есть к тем, кто «за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь». Этим самым апостол указал, кто должен пользоваться особым уважением в церковном сообществе: те, кто своей жизнью сумел доказать верность Христу. Сомневаться в том, что каждому христианину будет дана возможность показать свою верность Христу, не приходится. Такая возможность нам даётся всякий раз, когда стоит выбор между совершением греха или же уклонением от него, и дай Бог, чтобы мы неизменно выбирали второй из этих двух путей, уподобляясь тем самым всем от века просиявшим святым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Полки иноземного строя: история гусарства в России
Лучшими войсками российской армии долгое время считались гусарские полки. О подвигах бравых и отважных гусар слагали стихи, песни и романы, снимали кино. Однако не менее, чем художественные произведения о гусарах, интересен исторический взгляд на возникновение гусарства в России.
Родиной гусар считается Венгрия — именно там в XV-м веке появились первые подразделения лёгкой кавалерии, которая выполняла функции, схожие с деятельностью современного спецназа. Гусары устраивали разведывательные рейды, проводили спецоперации в тылу врага. По одной из версий, слово «гусар» происходит от венгерского числительного «гус», что означает «двадцать», поскольку в гусарские подразделения брали каждого 20-го дворянина. Некоторые же исследователи считают, что корень названия следует искать в латинском слове «курсус», которое переводится как «набег». Так или иначе, гусары считались одной из самых грозных сил европейских армий.
По западному примеру, гусарские «шкадроны» появились и на Руси. Это произошло в годы правления царя Михаила Фёдоровича, которое пришлось на первую половину XVII-го столетия. Гусарские формирования русской армии входили в число так называемых «полков иноземного строя», поскольку набирались из наёмников-иностранцев, преимущественно — немцев и поляков. Первые гусары храбро проявили себя в таких важных кампаниях, как, например, Смоленская война. В мае 1654-го года царь Алексей Михайлович провёл торжественный парад Государева полка. В нём приняли участие и гусары. Свидетели этого события оставили красочное описание прохода гусарских подразделений: «Полковник Рыльский вёл тысячу гусар, обмундированных по польскому образцу, с барабанами и свирелями».
В годы правления Петра Великого гусарские полки были упразднены. И только в 1723-м году, после Персидского похода первого русского императора, гусары вновь вернулись в состав русской армии. Полки по-прежнему набирались из иностранцев — сербов, венгров, молдаван. При Петре Первом был создан и Грузинский гусарский полк, в который вошли грузинские князья-переселенцы. Лишь ко второй половине XVIII-го столетия, при Екатерине Второй, в гусарские подразделения стали набирать русских воинов. За время своего существования в России — вплоть до революции и Гражданской войны — гусары принимали участие во всех ключевых кампаниях. Особенной самоотверженностью и отвагой, как известно, отличились эти армейские подразделения в Отечественную войну 1812-го года. Интересно, что именно из гусар вышли многие наши писатели и поэты — например, Денис Давыдов, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов.
С развитием и совершенствованием оружия необходимость в лёгкой кавалерии постепенно сошла на нет. В 1882-м году Александр III упразднил все гусарские полки, за исключением Первого Лейб-гвардейского, который продолжил выполнять свои охранные и парадные функции. Интересно, что уже в ХХ-м веке гусарские подразделения, как продолжение старых русских воинских традиций, восстановил последний русский император Николай II. И хотя в современной Российской армии гусар уже нет, пример этих храбрых воинов прошлого по-прежнему вдохновляет русских солдат.
Все выпуски программы Открываем историю
«Метеор» — первый русский паровой корабль
Одним из символов технического прогресса первой половины XIX-го столетия стал паровой двигатель. Новшество быстро нашло применение на флоте многих стран. Морским судам он обеспечивал, прежде всего, быстроходность и манёвренность. А главное — полную независимость от силы и направления ветра. Первым в истории Российского флота боевым паровым кораблём стал пароход «Метеор». Его строительство началось в марте 1823-го года на черноморской Николаевской верфи.
Стоит заметить, что паровые корабли в России диковинкой тогда уже не были: в распоряжении Балтийского и Черноморского флота имелись несколько буксиров, оснащённых паровыми машинами. Однако это были невооружённые суда, которые выполняли исключительно вспомогательные функции — предназначались для грузоперевозок и буксировки парусных кораблей.
«Метеор» строился специально для Черноморской эска́дры. В отличие от Балтики, где обстановка в XIX веке была довольно спокойной, над Чёрным морем висела постоянная угроза столкновения с враждебно настроенной Турцией. Поэтому техническая новинка была особенно необходима именно там. Всё это хорошо понимал дальновидный командующий Черноморским флотом, вице-адмирал Алексей Грейг. Ему и принадлежала идея постройки первого боевого парохода. Работу Грейг поручил полковнику корпуса корабельных инженеров Илье Разумову. Два года потребовалось ему, чтобы создать оснащённый по последнему слову техники корабль. Длина парохода составляла тридцать шесть с половиной метров, ширина — чуть больше шести, осадка — два с небольшим метра. На борту парохода располагались четырнадцать пушек. Две паровые машины общей мощностью в 60 лошадиных сил позволяли «Метеору» не зависеть от ветра. Летом 1825-го «Метеор» был спущен на воду, и после необходимых испытаний официально зачислен в состав Черноморского флота. Командиром «Метеора» был назначен «14-го класса штурманский помощник» Григорий Михновский.
Очень скоро пароходу довелось проявить себя в бою. В 1828 году началась Русско-Турецкая война. Большую опасность Крыму и Кубани представляла хорошо укреплённая турецкая крепость Анапа. В апреле 1828-го «Метеор» принял участие в её осаде. Там, где парусные суда не могли свободно маневрировать из-за дувшего с гор ветра, пароход легко переходил с одного места на другое и пушечными выстрелами поражал противника. Крепость пала через месяц, и стала русским городом Анапой — ныне это знаменитый всероссийский курорт. А «Метеор» продолжил свой боевой путь. Участвовал в блокаде и взятии Варны и других крепостей на побережье тогда ещё османской Болгарии. 24 июля 1828-го сопровождал возвращавшегося с театра военных действий — из Варны в Одессу — фрегат «Императрица Мария» с государем Николаем I на борту.
В 1829 году Русско-Турецкая война закончилась победой России и Адрианопольским мирным договором. Первый русский боевой пароход «Метеор» перевели на мирную портовую службу, которую он нёс в течение двенадцати лет. Между тем паровые двигатели становились всё мощнее. «Метеор» перестал быть технической новинкой. Именно поэтому в 1839-м году первый боевой пароход разобрали. И пусть век «Метеора» оказался недолгим — славно послужив Отечеству, именно он положил начало переходу Российского флота от парусов к пару.
Все выпуски программы Открываем историю