
Пословицы и поговорки — постоянные спутники нашей жизни. На разные случаи у нас есть меткие народные высказывания. Многие из них прошли испытание временем и не исчезли, хотя и сохранили устаревшую лексику. Давайте разберемся, как мы понимаем наши пословицы, все ли слова в них нам знакомы?
Вот, например, известное выражение: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж». Что же такое гуж? У данного слова есть два значения, и оба очень даже подходящие. В одной местности «гуж» — это петля в упряжи лошади. Второе значение слова «гуж» — выпечка, большой калач. Таким образом, выражение «взялся за гуж» означает: и начал запрягать лошадь и — принялся есть большой кусок. А слово «дюж» является краткой формой слова «дюжий», то есть сильный, крепкий.
Интересно, что в большинстве случаев мы понимаем смысл всей фразы, даже не зная значения конкретных слов. Вот, например, поговорка: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Это выражение означает неожиданное улучшение, прибавление чего-то. Грош в былые времена — самая мелкая монета, полкопейки. А алтын — около 3 копеек. Даже не зная значений этих слов, мы восстанавливаем смысл поговорки из контекста.
Много раз слышали мы: «От горшка два вершка», «косая сажень в плечах». А вершок и сажень — это сколько? Мы уже не употребляем данные слова в повседневной речи, но понимаем смысл всей фразы.
Правда, некоторые слова мы всё же используем, но уже в другом значении, и тогда возникает немного комический эффект. Многие помнят пословицу: «Назвался груздем — полезай в кузов». Большинство современных детей и даже взрослых представят себе грибы, лежащие в кузове грузовика. А ведь «кузов» в прошлом — это корзинка.
Конечно, многие слова в пословицах и поговорках устарели, но мы всё равно используем их. В этом заключается чудо народной мудрости: она сохранилась в памяти поколений и по сей день остаётся меткой и образной.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема