Покровский кафедральный собор находится в самом центре Самары - на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской. Двести лет назад этот район считался отдаленной городской окраиной. В начале девятнадцатого века здесь было кладбище, на котором стояла небольшая деревянная церквушка. Когда же городское строительство дотянулось до этих мест, и жилые кварталы подступили вплотную к погосту, число прихожан кладбищенского храма стало несоразмерно его скромной площади. Встал вопрос о возведении новой церкви.
Главными инициаторами и благотворителями строительства стали купцы Шихобаловы. На их щедрые пожертвования за два года был поставлен каменный собор, выдержанный в стиле московского зодчества семнадцатого века – тот самый, что и нынче радует самарцев своим величественным видом. Стройное здание увенчано традиционным пятиглавием. Над центральным входом высится шатровая колокольня, по бокам которой стоят два крыльца, также украшенные гранёными шатрами.
Купцы Шихобаловы на протяжении многих лет заботились о том, чтобы благолепие собора не истощалась – в храме всегда использовалась самая дорогая утварь, у священников были лучшие облачения. Внутреннее пространство церкви отличалось особой роскошью. Так, алтарные помещения были отделаны искусственным мрамором, который в девятнадцатом веке стоил дороже натурального.
Стены и своды Покровского собора покрывали фрески, выполненные в так называемом «фряжском», то есть итальянском стиле. Эта манера письма, отличающаяся реалистичностью изображения, известна также как «академическая». К сожалению, во время пожара, который случился в храме в 1977 году, фрески были почти полностью уничтожены огнем, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Те росписи, которые мы видим в кафедральном соборе сегодня, созданы уже художниками двадцатого века.
Во время Великой Отечественной войны из Москвы в Самару (тогда город носил имя Куйбышев) были эвакуированы артисты лучших столичных театров, в том числе и Большого. В течение нескольких лет на богослужениях в Покровском соборе хором руководил композитор Леонид Другов, а пел в нем не кто иной, как сам Иван Козловский!
Говорят, что эти обстоятельства до сих пор находят свое отражение в самарской певческой школе. И вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что хор кафедрального собора и сегодня отличается особым великолепием звучания. Сомневающиеся в достоинствах хора могут убедиться в них лично – литургия в Покровском соборе совершается ежедневно, в 8-30 по будням, в 7 и в 9-30 по воскресеньям. Доехать до храма Покрова Богородицы можно на тридцать седьмом, сороковом, или шестидесятом автобусе. Остановка – «стадион «Динамо»!
«Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим: история и смыслы праздников». Священник Антоний Лакирев
Нашим гостем был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об истории, значении и смыслах праздников Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?