Однажды в магазине я встретила однокурсницу, с которой не виделась лет двадцать. Мы разговорились прямо посреди торгового зала, забыв про наполненные продуктами тележки. А накануне утром я слегка повздорила с мужем — уже не помню, из-за чего, что-то из серии «милые бранятся — только тешатся». И вот в случайной беседе с однокурсницей я вдруг раздула из крошечной мухи весьма живописного слона. Самого близкого человека я неожиданно повернула перед чужим любопытством какой-то гипертрофированно неприглядной стороной. И не просто вынесла сор из избы — но и сама сотворила, выдумала зачем-то этот сор. Язык мой — враг мой...
Выйдя из магазина, ощутила жгучее чувство вины. Мир будто померк, ведь я теперь — предатель. Ах, если бы возможно было поставить время на обратную перемотку! Да я бы ни слова плохого ни о ком не сказала, а уж о муже — тем более. А сейчас что делать? Вина была настолько тяжёлой, что необходимо было действовать немедленно, ведь жить в этом чувстве просто физически невозможно, и ноги буквально не шли. Я поставила сумки на асфальт. Вынула смартфон. Но... Звонить мужу и каяться? Он, конечно, простит, но каково ему будет сейчас выслушивать мою исповедь? Да и вряд ли подниму я ему настроение таким звонком посреди рабочего дня... Я засунула смартфон обратно в карман. Стою, дышу глубоко и соображаю. В храм бы на исповедь, да ведь я не в сказке, где можно зажмуриться, а потом — раз, два, три! — открыть глаза уже перед аналоем. А вина — что камень на шее, тащить не могу.
И тогда я просто посмотрела куда-то поверх голов, поверх людей и машин, не ища конкретной точки в мутноватом городском небе, и заговорила с Богом. Я рассказала Ему всё. Повинилась, слова нашлись. И сильно-сильно попросила простить меня за плохое поведение. И ещё прочитала молитву «Отче наш». Да, Господь видит и знает каждого изнутри, и, быть может, кому-то покажется странным вот так всё Ему проговаривать. Да и расценивать солнце, что появилось вдруг среди плотных облаков, как добрый знак и ответ — тоже наивно. Но облегчение наступило — разом, одномоментно, явственно.
Конечно, я рассказала потом всё это священнику на исповеди. И мужу рассказала — ну какие могут быть тайны! А себе отлоложила этот случай в копилочку опыта: Господь действительно очень близко — каждую секунду, и когда действительно нужно поговорить с Ним, вот прямо сейчас, немедленно, — говори! Ведь наша жизнь протекает не отдельно от Бога, Он не просто наблюдает — Он слышит...
Но вот ещё что важно: разве же это я первой заговорила, глядя в небеса? Сначала заговорила во мне — совесть. А это, как известно, голос Бога. Святой Феофан Затворник так и сформулировал: «Совесть — голос Бога в душе, блюститель закона, естественные скрижали завета Божия». Значит, первым заговорил — Бог. Со мною, нарушившей Его закон — закон любви. Призвал к покаянию, а когда случилось вот это «Я больше так не буду, я постараюсь не...» — сразу и улыбнулся солнцем, и облегчил душу мою, ведь Он Сам — любовь.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Люди, знакомые с вероучением Церкви, знают, что в нём есть сложные темы, которые обсуждались не одно столетие. Одни из них могут показаться сугубо теоретическими, другие явно касались практики жизни, как частной, так и общественной. Однако среди них была тема, которая самым непосредственным образом соединяла теоретическое и практическое, помогая увидеть земное и временное в свете вечности. Очень ярко и в то же время лаконично эта тема раскрывается апостолом Павлом в отрывке из 15-й главы первого послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Недавно я переписывался с очередным мошенником, который представился руководителем одного из синодальных учреждений. С первых слов я понял, с кем имею дело, но решил какое-то время поговорить, чтобы понять, какой схемой человек попробует воспользоваться в этот раз. Впрочем, в какой-то момент, я спросил его, неужели он не понимает, что его поступок является грехом, на что он ответил с усмешкой: конечно, нет, ведь Бога нет и можно делать что угодно. На этом переписка была окончена.
Идея о том, что грех становится возможным, если Бога нет, не нова. Её, как известно, высказал, пусть и в другой форме, один из героев Достоевского. Другое дело, что обратной стороной неверия в Бога, становится неверие в бессмертие человека. Дело не только в том, что люди не верят в подведение итогов их жизни, в Божий суд и что-нибудь подобное. Эти люди не видят своей жизни в перспективе вечности, но поступают так, как удобно здесь и сейчас. И если в прежние времена даже люди неверующие переживали о своём честном имени, о том, какими их запомнят, в наши дни понятие чести даже для многих живых становится чем-то отжившим, что уж говорить о мёртвых.
В первом послании к коринфянам апостол Павел говорит о самых разных аспектах церковной жизни: о том, что бывшие язычники и бывшие иудеи не должны друг перед другом превозноситься, о том, что смертные грехи недопустимы для того, кто называет себя учеником Христовым. Апостол говорит о жизни Церкви как евхаристической общине, в которой богатые не должны пренебрегать бедными, говорит о дарах духовных... Но практически завершая послание, он возвращается к тому, что было главным во всей его проповеди, к тому, вокруг чего вся она выстроена, к воскресению Христа.
Несомненно, многие неверующие люди готовы вести себя нравственно, ведь даже эта обычная жизнь не проходит в одно мгновенье, и её тоже надо прожить. Другое дело, что в свете идеи воскресения и вечной жизни каждый наш поступок, злой и добрый, обретает особенное значение. Поступая так или иначе, мы формируем себя для вечности, либо искажая замысел Божий о нас, либо раскрывая Его во всей полноте.
Обратившись к сегодняшнему тексту апостола Павла, мы видим, как много сделал для нас Господь! Он — Творец мира, родился на земле, жил, умер и воскрес ради нашего спасения. Мы называем себя верующими людьми и христианами, но одного названия мало. Реальность нашей веры проявляется в том, что мы отказываемся от греха и выбираем праведность, потому что живём перед лицом вечности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Навещать детей в больницах и помогать проекту «Творческое партнёрство»
«Творческое партнёрство» — это общественная организация, которая находится в Москве. Её участники — команда опытных специалистов — арт-терапевтов. Они занимаются реабилитацией тяжелобольных детей при помощи творчества, игры и больничной клоунады.
Сказкотерапевт Малена Шарма навещает в одной из столичных больниц маленьких онкопациентов. К подопечным она выходит в роли сказочной феи. Девушка играет с детьми, сочиняет с ними сказки и через это помогает им преодолеть страхи.
«Время от времени у меня возникают очень серьёзные задачи, — рассказывает Малена. — Моей подопечной, Вике, после сложной операции нужно было начинать ходить, но она категорически отказывалась вставать на ножку, боялась боли. Родители и врачи не могли её уговорить. Мне важно было ей помочь победить страх. Вместе с Викой мы стали сочинять сказочные образы, которые могли бы стать нашими помощниками, — продолжает сказкотерапевт. — Девочка сразу включилась в игру воображения. Мы придумали туфельку с крыльями, чтобы поддерживать больную ногу, и конфеты храбрости. Когда Вика делала шаг и начинала бояться, я предлагала ей использовать воображаемых помощников. Тогда страх уходил и она двигалась дальше. А потом вдруг обнаружила, что идёт уже долго, а боли нет».
Вы можете стать частью дружной команды проекта «Творческое партнёрство» и также, как Малена, раскрашивать больничные будни детей, привнося в их жизнь радость. Больше информации об этом вы найдёте на странице общественной организации «Творческое партнёрство». Там же есть возможность поддержать проект финансово. Собранные средства пойдут на покупку материалов для занятий с детьми.
Узнать больше про волонтёрство: https://art-p.ru/help/volunteering/
Помочь: https://art-p.ru/help/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«12-е воскресенье по Пятидесятнице. Рождество Богородицы». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 12-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти иконы Богородицы «Неопалимая купина», преподобного Макария Оптинского, о воспоминании чуда Архистратига Михаила в Хонех и о празднике Рождества Пресвятой Богородицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица