Однажды в магазине я встретила однокурсницу, с которой не виделась лет двадцать. Мы разговорились прямо посреди торгового зала, забыв про наполненные продуктами тележки. А накануне утром я слегка повздорила с мужем — уже не помню, из-за чего, что-то из серии «милые бранятся — только тешатся». И вот в случайной беседе с однокурсницей я вдруг раздула из крошечной мухи весьма живописного слона. Самого близкого человека я неожиданно повернула перед чужим любопытством какой-то гипертрофированно неприглядной стороной. И не просто вынесла сор из избы — но и сама сотворила, выдумала зачем-то этот сор. Язык мой — враг мой...
Выйдя из магазина, ощутила жгучее чувство вины. Мир будто померк, ведь я теперь — предатель. Ах, если бы возможно было поставить время на обратную перемотку! Да я бы ни слова плохого ни о ком не сказала, а уж о муже — тем более. А сейчас что делать? Вина была настолько тяжёлой, что необходимо было действовать немедленно, ведь жить в этом чувстве просто физически невозможно, и ноги буквально не шли. Я поставила сумки на асфальт. Вынула смартфон. Но... Звонить мужу и каяться? Он, конечно, простит, но каково ему будет сейчас выслушивать мою исповедь? Да и вряд ли подниму я ему настроение таким звонком посреди рабочего дня... Я засунула смартфон обратно в карман. Стою, дышу глубоко и соображаю. В храм бы на исповедь, да ведь я не в сказке, где можно зажмуриться, а потом — раз, два, три! — открыть глаза уже перед аналоем. А вина — что камень на шее, тащить не могу.
И тогда я просто посмотрела куда-то поверх голов, поверх людей и машин, не ища конкретной точки в мутноватом городском небе, и заговорила с Богом. Я рассказала Ему всё. Повинилась, слова нашлись. И сильно-сильно попросила простить меня за плохое поведение. И ещё прочитала молитву «Отче наш». Да, Господь видит и знает каждого изнутри, и, быть может, кому-то покажется странным вот так всё Ему проговаривать. Да и расценивать солнце, что появилось вдруг среди плотных облаков, как добрый знак и ответ — тоже наивно. Но облегчение наступило — разом, одномоментно, явственно.
Конечно, я рассказала потом всё это священнику на исповеди. И мужу рассказала — ну какие могут быть тайны! А себе отлоложила этот случай в копилочку опыта: Господь действительно очень близко — каждую секунду, и когда действительно нужно поговорить с Ним, вот прямо сейчас, немедленно, — говори! Ведь наша жизнь протекает не отдельно от Бога, Он не просто наблюдает — Он слышит...
Но вот ещё что важно: разве же это я первой заговорила, глядя в небеса? Сначала заговорила во мне — совесть. А это, как известно, голос Бога. Святой Феофан Затворник так и сформулировал: «Совесть — голос Бога в душе, блюститель закона, естественные скрижали завета Божия». Значит, первым заговорил — Бог. Со мною, нарушившей Его закон — закон любви. Призвал к покаянию, а когда случилось вот это «Я больше так не буду, я постараюсь не...» — сразу и улыбнулся солнцем, и облегчил душу мою, ведь Он Сам — любовь.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер