Непременным атрибутом внешнего вида священника Русской Православной Церкви является наперсный крест, то есть крест, который носится на груди поверх одежды. Согласно нашей церковной традиции священник носит крест, как во время богослужения, так и вне его. Однако подобная традиция была не всегда. До восемнадцатого века возможность ношения наперсного креста имелась только у епископов, высшего церковного чина, а также у архимандритов – монахов, настоятелей монастырей. Впоследствии это право распространилось на всех священников. Сначала ношение креста считалось наградой, которую получали за выслугу лет или выдающиеся труды во благо Церкви.
Начиная с 1896 года, когда был опубликован соответствующий приказ императора Николая Второго, наперсный крест стал непременным атрибутом облачения священника. Крест стали вручать непосредственно во время рукоположения, то есть поставления в священнический сан. Со временем данная практика распространилась на те Поместные Церкви, которые исторически имеют с Россией тесные связи: Польскую, Чехословацкую, Американскую.
В Константинопольской, Элладской и иных Церквях, относящихся к, условно говоря, «греческой» плеяде, имеется иная традиция ношения наперсного креста. Там по-прежнему преимущественное право на это имеет епископ. Крест также надевают (но только во время богослужения) заслуженные священники из числа монашествующих или женатых. Такую возможность они получают за многолетние труды во благо Церкви. Священник, награжденный правом ношения креста, в Греции называется «ставрофором», то есть «крестоносцем».
Румынская Православная Церковь имеет свою особую традицию ношения священнослужителями наперсных крестов. Здесь право надевать наперсный крест могут получить не только заслуженные священники, но и заслуженные диаконы. Диаконом в церковной традиции называется низший чин священнослужителя. Диакон – это помощник епископа или священника в совершении богослужения. Вне богослужения диаконы выполняют различные функции – занимаются, например, просветительской и социальной деятельностью.
В Румынской Церкви в двадцатом веке сложилось представление, что если диакон самоотверженно служит и трудится во благо Церкви, то его можно поощрить правом ношения наперсного креста. Правда, только во время богослужения. В повседневное время возможности носить наперсный крест, в отличие от священника, у него нет. Поэтому перепутать в Румынской Церкви священника и диакона – невозможно. Румынский диакон также не имеет права преподавать благословение.
Диакон, получивший награду в виде ношения креста, именуется в Румынии «архидиаконом», то есть «высшим, главным диаконом». Обычно он, действительно, является главным, старшим диаконом в храме или монастыре. Крест румынский архидиакон носит поверх богослужебных одежд. Обычно крест румынского архидиакона украшен драгоценным камнями. Это указывает на то, что такой крест является наградным. Кстати, если архидиакон награждается церковным орденом, то этот орден инкрустируется прямо в наградной крест в виде особого значка.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема