«Почему всеведущий Бог не включил в Библию какие-нибудь научные знания, до которых люди дойдут позже — ведь это бы сразу подтвердило ее истинность?» - этот атеистичекий довод выдвигют множество блогеров по всему миру. В самом деле, почему?
Попробуем сформулировать стоящий за вопросом аргумент. «Если бы Библия была словом всеведущего Бога, она бы содержала какие-то научные данные, наверняка известные Богу, но неизвестные людям того времени; Библия их не содержит, следовательно, это не слово Божие»
Это так называемый аргумент от умолчания — когда какие-то выводы делаются из того, что не говорится в тексте. В некоторых случаях такой аргумент работает — например, мы полагаем, что Иосиф Обручникуже скончался, когда Иисус вышел на Свое служение, потому что он нигде далее не упоминается. Но, во-первых, такой аргумент предполагает, что в нормальном случае должно было бы говориться — если бы Иосиф был бы жив, Евангелисты его бы упоминали. Во-вторых, он носит только приблизительный характер — его могут не упоминать по каким-то другим, неизвестным нам причинам.
Есть ли у нас основания полагать, что Бог должен был бы делиться с людьми научными знаниями? С какой целью? Цель Библейского Откровения — привести людей к спасительной вере в Иисуса Христа. Как этой цели могли бы содействовать лекции по естественным наукам? Скажем, лекция семейного психолога может быть очень важной и истинной, а для кого-то — так просто спасительной, и при этом не содержать ровно никаких сведений по физике и химии. Требовать «а вот если бы это была хорошая лекция по семейным отношениям, она бы обязательно сообщала бы нам что-нибудь из последних открытий области химии» - довольно нелепо. Цель лекции этого не предполагает.
Но у нас есть основания полгать, что Библия и не должна содержать научных сообщений. Наука развивается; еще сто лет назад расовая теория была «научной», а вот про теорию Большого Взрыва никто не знал. Антинаучные фантазии сделались респектабельными научными теориями, респектабельные теории — антинаучными фантазиями. Научные картины мира разных веков заметно отличаются.
Какие именно научные теории должны быть открыты в Библии? Какого века? Долгие века они бы казались людям неверными, они противоречили их знаниям о мире, потом наступил бы момент совпадения, когда люди признали бы да, в Библии написано ровно то, что считают ученые, потом наука пошла бы вперед, и опять люди бы сказали, что в Библии написана неправда.
Но возьмем относительно безопасное утверждение — «болезни вызываются микробами». Как можно было бы это объяснить людям древности в рамках священного текста, не спровоцировав при этом грубого непонимания? И, — возвращаясь к главному — зачем бы это надо было делать именно в рамках священного текста? Научные представления священнописателей находятся на уровне людей их эпохи — чего и следует ожидать.
Цель библейского Откровения другая — «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.