«Почему всеведущий Бог не включил в Библию какие-нибудь научные знания, до которых люди дойдут позже — ведь это бы сразу подтвердило ее истинность?» - этот атеистичекий довод выдвигют множество блогеров по всему миру. В самом деле, почему?
Попробуем сформулировать стоящий за вопросом аргумент. «Если бы Библия была словом всеведущего Бога, она бы содержала какие-то научные данные, наверняка известные Богу, но неизвестные людям того времени; Библия их не содержит, следовательно, это не слово Божие»
Это так называемый аргумент от умолчания — когда какие-то выводы делаются из того, что не говорится в тексте. В некоторых случаях такой аргумент работает — например, мы полагаем, что Иосиф Обручникуже скончался, когда Иисус вышел на Свое служение, потому что он нигде далее не упоминается. Но, во-первых, такой аргумент предполагает, что в нормальном случае должно было бы говориться — если бы Иосиф был бы жив, Евангелисты его бы упоминали. Во-вторых, он носит только приблизительный характер — его могут не упоминать по каким-то другим, неизвестным нам причинам.
Есть ли у нас основания полагать, что Бог должен был бы делиться с людьми научными знаниями? С какой целью? Цель Библейского Откровения — привести людей к спасительной вере в Иисуса Христа. Как этой цели могли бы содействовать лекции по естественным наукам? Скажем, лекция семейного психолога может быть очень важной и истинной, а для кого-то — так просто спасительной, и при этом не содержать ровно никаких сведений по физике и химии. Требовать «а вот если бы это была хорошая лекция по семейным отношениям, она бы обязательно сообщала бы нам что-нибудь из последних открытий области химии» - довольно нелепо. Цель лекции этого не предполагает.
Но у нас есть основания полгать, что Библия и не должна содержать научных сообщений. Наука развивается; еще сто лет назад расовая теория была «научной», а вот про теорию Большого Взрыва никто не знал. Антинаучные фантазии сделались респектабельными научными теориями, респектабельные теории — антинаучными фантазиями. Научные картины мира разных веков заметно отличаются.
Какие именно научные теории должны быть открыты в Библии? Какого века? Долгие века они бы казались людям неверными, они противоречили их знаниям о мире, потом наступил бы момент совпадения, когда люди признали бы да, в Библии написано ровно то, что считают ученые, потом наука пошла бы вперед, и опять люди бы сказали, что в Библии написана неправда.
Но возьмем относительно безопасное утверждение — «болезни вызываются микробами». Как можно было бы это объяснить людям древности в рамках священного текста, не спровоцировав при этом грубого непонимания? И, — возвращаясь к главному — зачем бы это надо было делать именно в рамках священного текста? Научные представления священнописателей находятся на уровне людей их эпохи — чего и следует ожидать.
Цель библейского Откровения другая — «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».
«Православные школы». Вячеслав Матвеев
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был эксперт в сфере общего образования, преподаватель русского языка и литературы, член Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета Русской Православной Церкви, ответственный секретарь Экспертного совета Синодального отдела религиозного образования и катехизации Вячеслав Матвеев.
Мы говорили о том, как организовано обучение в православных школах, в чем особенность такого образования и почему оно всё больше становится востребованым и среди не церковных людей.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Сергей Платонов
Все выпуски программы Пайдейя
Джек Уильямсон «Ретроспективный взгляд» — «Маленький поступок может определить жизнь»

Фото: Piqsels
«Посеешь поступок — пожнёшь судьбу», говорит народная пословица. Насколько она верна? Может ли то, что сейчас нам кажется мелочью, всерьёз повлиять в будущем на нашу жизнь? Поиску ответа на этот вопрос посвящён научно-фантастический рассказ Джека Уильямсона «Ретроспективный взгляд».
Сюжет рассказа таков: в далеком будущем Земля порабощена космическим Императором. Брек Веронар, изобретатель мощного оружия «Автовизор», переходит на сторону тирана. Двадцать лет спустя на Земле поднимается восстание, которым руководит бывший друг Веронара, Тони. Веронар уверен, что одержит победу, но выясняется, что Тони сумел разработать более совершенную модель Автовизора. Флот Веронара был разбит за две минуты боя.
Веронар однако не сдаётся. С помощью фантастического аппарата он сканирует прошлое, чтобы узнать, отчего его друг смог изобрести более совершенное оружие. Аппарат находит ответ. Двадцать лет назад Веронар пропустил лекцию по ядерной физике, которая подарила бы ему идею для более совершенного Автовизора. Пропустил он её, потому что однокурсница позвала его на танцы. Именно она, как установил Веронар, двадцать лет назад определила исход космической битвы. Так один поступок повлиял на судьбу планеты. Научная фантастика любит такие парадоксы.
Но разве в реальной жизни их не бывает? Как часто случается, что, начиная распутывать клубок событий, мы наталкиваемся на один-единственный поступок, решение, слово и понимаем — вот этот поступок, это решение, это слово определили во многом наше настоящее!
В финале рассказа Веронар запускает механизм изменения прошлого, и однокурсница адресует приглашение на танцы не ему, а Тони. Её поступок влияет на будущее, и двадцать лет спустя в повторным бою Автовизор Веронара оказывается мощнее оружия Тони. Но в последний момент, когда победа была уже в его руках, Веронар понимает: он не в состоянии предать друзей. Он намеренно выводит из действия свой Автовизор, чтобы Тони и земляне победили.
Когда читаешь это рассказ, думаешь: нам бы такой аппарат, чтобы понять, где и что в прошлом пошло не так. Понять — и исправить свои ошибки покаянием.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Козьмодемьянск (республика Марий Эл). Храм Смоленской иконы Божией Матери

Фото: PxHere
На юго-западной окраине республики Марий Эл река Волга делает крутой поворот и её высокий правый берег образует мыс. На нём амфитеатром раскинулся древний город Козьмодемьянск. Он был основан в шестнадцатом веке, когда Иван Грозный присоединил Казанское ханство к Русскому государству. В 1552 году царь возвращался из успешного похода. Он остановился на ночлег в живописном месте в день памяти бессребреников Космы и Дамиана и велел построить здесь крепость в честь этих святых.
Козьмодемьянский острог рос и развивался, прирастал каменными зданиями и в начале семнадцатого века стал считаться городом. Во второй половине девятнадцатого столетия здесь открылась первая в марийском крае стационарная больница, работали три завода и действовали пять училищ. Богослужения совершались в шести храмах. А в 1872 году был построен ещё один — величественный, пятиглавый. Его освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери.
Основанием для возведения собора послужило тревожное событие, произошедшее шестью годами ранее. В Санкт-Петербурге, у ворот Летнего сада, революционер Дмитрий Каракозов выстрелил в императора Александра Второго.
Покушение не удалось — террористу помешал случайный прохожий. В благодарность Богу за спасение императора в России было заложено несколько храмов. Один из первых — в Козьмодемьянске, на самой оконечности мыса над Волгой.
В Смоленской церкви сложилась дружная община. Старостой стал почётный гражданин города, купец второй гильдии Павел Бычков. Он не жалел средств на благоукрашение храма и благодаря меценату рядом с церковью построили колокольню.
К сожалению, она была уничтожена после революции 1917 года, а храм безбожники закрыли. Долгое время там размещался краеведческий музей и лишь в конце двадцатого века здание вернули православным. 1 августа 1998 года в нём состоялось первое после длительного перерыва богослужение. С тех пор молитва под старинными сводами Смоленского храма в Козьмодемьянске не прекращается.
Все выпуски программы ПроСтранствия








