
В зале костромской губернской библиотеки было пусто и холодно. Посетители давно разошлись — стрелки больших деревянных часов с маятником приближались к полуночи. Сторож, вздыхая и шаркая валенками, бегло осмотрел свои владения и преспокойно ушёл спать в подвал. Он не заметил, что за самым дальним столом притаилась тёмная человеческая фигура. Кто-то намеревался остаться в библиотеке после закрытия и очень не хотел, чтобы его обнаружили.
Это был не вор и не злоумышленник. В зале закрытой на ночь библиотеки сидел пятнадцатилетний подросток по имени Платон Голубков, сын костромских бедняков. Родители его жили в такой страшной нужде, что Платону с шести лет пришлось начать зарабатывать на жизнь. Где только он не работал! Рассыльным на почте, мальчиком на побегушках у лавочников на рынке, подмастерьем у сапожника... Однако всё это не приносило существенных доходов и почти не облегчало жизнь семьи. Платон мечтал найти хорошую работу, но эти мечты казались неосуществимыми, ведь мальчик был неграмотен, поскольку у его родителей не было средств, чтобы отдать сына в школу.
Зато в их доме на стене висел старенький календарь, купленный когда-то в бумажной лавке за медный грош. В календаре кратко описывались жития святых, память которых приходилась на то или иное число. По этому-то календарю Платон и выучился читать.
Когда календарь был много раз прочитан от корки до корки, остро потребовались новые книги. Взять их было неоткуда, а посещать библиотеку Платон не мог, так как с утра до вечера работал. Но однажды он нашёл выход из положения: стал приходить в библиотеку к закрытию и оставался там на всю ночь, читая при тусклом свете маленькой свечи и жадно впитывая новые знания.
Эти бессонные ночи не прошли даром. Платон смог утроиться писцом на судно, перевозившее из Сибири золото. Смекалистый парень внимательно прислушивался к разговорам золотопромышленников и через несколько лет сумел открыть под Иркутском собственные рудники. Вскоре Платон Васильевич Голубков стал богатым человеком.
Но он прекрасно помнил, как тяжело ему было выбиваться в люди. И решил помогать тем, кто из-за бедности не мог позволить себе получить образование. Когда в Иркутске, где Платон Васильевич подолгу жил, замыслили грандиозный проект первого в восточной Сибири Девичьего института, Голубков одним из первых сделал вклад в его строительство — сто тысяч рублей.
Он учредил стипендии для беднейших воспитанников Петербургского училища Ордена святой Екатерины и Александровского корпуса. Полностью на средства Голубкова содержались сиротские приюты в Петергофе, Костроме и Красноярске.
Огромную помощь Платон Васильевич оказывал российской науке. Благодаря его щедрому пожертвованию Русское Географическое общество в тысяча восемьсот сорок восьмом году смогло осуществить масштабный проект по изданию карты Азии, а в тысяча восемьсот пятьдесят первом — научную экспедицию на Камчатский полуостров. Голубков финансировал издание Русским археологическим обществом книги жития святых Бориса и Глеба и выделил три тысячи рублей на реставрацию и украшение оклада древнего рукописного Остромирова Евангелия. Мальчик, когда-то выучившийся читать по церковному календарю, стал почётным членом этих научных организаций.
Как верующий христианин, Платон Голубков постоянно поддерживал Церковь. В своём подмосковном имении Мышецком он перестроил и расширил Покровский храм, построил несколько церквей на Камчатке и даже в Далмации — области на территории современной Хорватии.
...На надгробии Голубкова в Донском монастыре начертана удивительная стихотворная эпитафия, в которой есть такие слова: «Сын Церкви, ближним друг, наук благотворитель». Совершенно очевидно, что под этими строчками многие современники Платона Васильевича могли бы с уверенностью подписаться.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Путь к священству». Игумен Варфоломей (Коломацкий)

У нас в гостях был наместник Свято-Троицкого Макариево-Унженского монастыря в Костромской области игумен Варфоломей (Коломацкий).
Мы говорили с нашим гостем о его приходе к вере, пути к монашеству и священническому служению, а также о житии преподобного Макария Унжинского.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь Церкви в борьбе с зависимостями». Протоиерей Григорий Григорьев
У нас в гостях был доктор медицинских наук, Заслуженный врач России, психиатр-нарколог, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор богословия протоиерей Григорий Григорьев.
Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере и о том, как этот путь связан с преодолением алкогольной зависимости, о многочисленных чудесах, которые происходили в его жизни и о том, как он стал священником в храме, который строил сам еще до принятия сана.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин. «Скупой рыцарь»: «Безумие греха»

Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение