С середины 2010-х годов столичное издательство «Б.С.Г.-ПРЕСС» приступило к выпуску примечательной книжной серии под общим названием «Поэты Москвы».
В эти изящные томики входят не только стихи поэтов, но и их проза, публицистика, отрывки из дневников и мемуаров. В правом верхнем углу каждой книжки — ещё один гриф: «Выбор...», — и далее начертано, чей именно выбор.
Так, избранный том поэта Серебряного века Владислава Ходасевича составил поэт Сергей Гандлевский, забытого пиита XVIII столетия Василия Петрова — поэт Максим Амелин, том Маяковского — поэт-новатор Сергей Бирюков...
Сегодня я хочу представить вам книгу поэта пушкинской эпохи Петра Вяземского, собранную известным эссеистом, историком литературы и стихотворцем Вадимом Перельмутером. Он сложил сборник из стихотворений и записей позднего Вяземского, напомню, пережившего чуть ли не всех своих славных современников (судьба отпустила Петру Андреевичу немыслимый по тем временам срок — 86 лет).
Трудный был человек. Переменчивый. Драматический. И гордец и смиренник. Его и забывали и снова возвращали в литературу, в которой он обретался как неутомимый труженик и служитель. Он и роптал на Создателя, и горячо тянулся к Нему.
Вхожу с надеждою и трепетом в Твой Храм,
Хочу я волю дать молитве и слезам.
О, да исправится молитва пред Тобою,
Как из кадильницы Тебе моей рукою
Возжённый чистый фимиам,
Вечерней жертвы приношенье.
Боец уязвленный, томлюсь я битвой дня:
В Твоё убежище, в Твоё упокоенье
Прими, о Господи, меня.
Современный поэт Юрий Кублановский читал нам позднее стихотворение князя Вяземского из цикла «Хандра с проблесками». Кто-то из вас узнал, наверное, стихи из 140-го псалма царя и пророка Давида, исполняемые на каждой вечерне и в дни Великого поста: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...»
Выбор для моей закладки в этом цикле о хандре не случаен: художника надобно судить по вершинам. Говоря словами самого поэта, по проблескам...
А вот — о другом, но — о том же: о понуждении нашей памяти к мыслям о вечном предстоянии перед Создателем.
В «Старой записной книжке» — чуть менее двухсот лет тому назад! — Вяземский пишет об вечном изнурительном засилье госчиновничества.
«...Одна моя надежда, одно моё утешение в уверении, что они увидят на том свете, как они в здешнем были глупы, бестолковы, вредны, как они справедливо и строго были оценены общим мнением, как они не возбуждали никакого благородного сочувствия в народе, который с твердостью, с самоотвержением сносил их как временное зло, ниспосланное провидением в неисповедимой своей воле. Надеяться, что они когда-нибудь образумятся и здесь, — безрассудно, да и не должно. Одна гроза могла бы их образумить. Гром не грянет, русский человек не перекрестится. И в политическом отношении должны мы верить бессмертию души и второму пришествию для суда живых и мертвых. Иначе политическое отчаяние овладело бы душою...»
Отрывок из «Старой записной книжки» исполнил молодой работник театра МХАТ Иоанн Лазарев. Вослед своему деду — поэту Юрию Кублановскому, читавшему нам в начале программы стихотворение позднего Вяземского из цикла «Хандра с проблесками».
...Русские люди из разных поколений. Это очень «по-вяземски». В его долгой жизни их — поколений — уместилось немало...
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.