
4 сентября 1802 года в селе Митченки на Черниговщине случился пожар. Больше всех досталось от огня хозяйству Петра Ивановича Прокоповича — военного чиновника в отставке. Дотла выгорел дом, амбары с запасами зерна и сена. Уцелела только пасека — несколько ульев. В мгновение ока Прокопович из состоятельного селянина превратился в нищего. На месте сгоревшего дома он выкопал землянку. И стал думать, как жить дальше. Конечно, остались пчёлы. Мёд у Петра Ивановича всегда охотно покупали. Но для того, чтобы достать мёд, улей нужно разбить. А пчёл предварительно умертвить. А это означало — лишиться единственного теперь средства к существованию. Ситуация казалась безвыходной. Но именно она подтолкнула Петра Ивановича к изобретению, которое прославит его и ознаменует новую эпоху в пчеловодстве — рамочному улью.
Долгое время пчелиный улей представлял собой колоду — самый обычный пень с дуплом. Заселяясь туда, пчёлы целиком застраивали такой улей сотами. Извлечь мёд можно было, только разрубив улей-колоду топором и убив пчёл. А потом — покупать другую колоду и заманивать в неё новый рой. Одним словом, дело хлопотное. При таких условиях работы заводить пасеку решался далеко не каждый.
Петра Ивановича на занятие пчеловодством вдохновил старший брат. В 1798 году Прокопович вышел в отставку после воинской службы в императорском Егерском конном полку. Став человеком гражданским, долго не мог найти себе занятия по душе. Однажды приехал в гости к брату. Тот как раз накануне купил ульи с пчёлами. Увидев их, Пётр Иванович был до глубины души поражён. «До этого времени я видел пчёл лишь на цветах, а о том, как они живут в ульях, я не имел никакого понятия. Когда я увидел рой, сидящий там и громко жужжащий, у меня внезапно вспыхнуло горячее желание самому завести пчёл», — вспоминал Прокопович. В родной деревне он купил десятину земли под пасеку. Скоро, один за другим, там появились тридцать ульев. Пётр Иванович наблюдал за пчёлами. Улавливал особенности их поведения. Свои выводы записывал в особую тетрадь. Прокопович признавался, что никогда не читал никакой специальной литературы по пчеловодству и основывался лишь на собственном опыте.
Этот опыт и помог ему после пожара найти способ получить мёд и при этом сохранить пчёл и ульи. Вместо колоды Прокопович решил использовать дощатый ящик. В него, по принципу карточек в библиотечной картотеке, вставлялись деревянные рамки. На них пчёлы строили соты. Каждую из рамок в любой момент можно было вытащить из улья. Собрать с неё мёд и поставить на место. Пётр Иванович испытал новый способ и остался очень доволен. Тайны из своего изобретения он делать не собирался. Наоборот, отправил в Петербург, в Министерство земледелия, несколько рамок с чистым сотовым мёдом. Посылку сопроводил запиской: «Рамки эти вынуты из ульев без дыма и ножа, и не раздавлена ни одна пчёлка». В столице улей Петра ивановича оценили. «По нашему мнению, улей Прокоповича во всех отношениях лучше любого из доселе придуманных. После гениальной простоты этого изобретения сделать что-нибудь совершеннее кажется весьма трудным», — писали газеты.
Однако Прокопович искал не славы. Он хотел, чтобы его опыт служил людям. Поэтому в 1828 году он открыл Школу пчеловодства. В ней любой желающий мог приобрести навыки работы на пасеке и научиться делать ульи с наборами рамок. Помимо науки о пчёлах, преподавались в школе и общеобразовательные предметы — грамматика и арифметика. Пётр Иванович сам составил образовательную программу и проводил занятия. Учиться к Прокоповичу приезжали пчеловоды из разных уголков Российской Империи — Беларуси, Литвы, Польши, Грузии. «Великий Пасечник» — называли его ученики. За вклад в развитие сельского хозяйства Пётр Иванович был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. «Я пылко желаю принести пользу моей Отчизне, в которой пчеловодство является важным предметом», — говорил Прокопович.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Духовность в творчестве». Алексей Свиридов

У нас в гостях режиссер, руководитель центра культуры и киноискусства «Апостол Филмс» Алексей Свиридов.
Разговор шел о том, какие смыслы может нести театральное искусство и кино, и как доносить до современного зрителя нравственные и христианские ценности.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер