
«Письма отцу Якобу», студия Kinotar, Yleisradio (YLE), режиссёр Клаус Хэрё
— Лейла Стен?
— Да, я.
— Я отец Якоб. Я рад, что ты здесь. Ты, конечно, хочешь чаю. Твоя комната там, в другом конце дома. Надеюсь, тебе здесь понравится.
— Надолго я здесь не задержусь.
Лейла Стэн — бывшая уголовница. Она получила пожизненный срок за убийство, но после 12 лет, проведённых в тюрьме, её неожиданно помиловали. Зная, что пойти женщине некуда, адвокат предложил ей стать помощницей сельского священника — отца Якоба. В его доме у Лейлы будет и крыша над головой, и кусок хлеба. А делать нужно всего-то ничего: помогать пожилому одинокому слепому пастору отвечать на письма. Так начинается фильм «Письма отцу Якобу», который в 2009 году снял финский режиссёр Клаус Хэрё при участии кинематографистов из Швеции. Картина стала событием в мире авторского кинематографа и завоевала гран-при Международного кинофестиваля Мангейм-Гейдельберг в Германии, а также получила приз за лучший фильм на фестивале «Золотая пирамида» в Каире, премию за лучший международный фильм на фестивале в американской Санта-Барбаре и ещё более десятка престижных наград и номинаций.
Клаус Хэрё признаётся, что долго вынашивал идею снять фильм о преображении человека. «Мне хотелось рассказать о нас, самых обычных людях, нуждающихся в милосердии и прощении. Рассказать о надежде, вере и любви, об их исцеляющей силе», — говорит он. В картине «Письма отцу Якобу» ему удалось сделать это со всей тонкостью исследователя человеческой души и мастерством неординарного режиссёра. По сути, на протяжении почти всего фильма в кадре мы видим лишь двоих — Лейлу и пастора Якоба. То вместе, то поодиночке. Герои не много разговаривают — больше молчат. Но динамика у картины не внешняя, а внутренняя. И она настолько мощная, что от экрана просто невозможно оторваться. Традиционно для авторского кино на первый план то и дело выходят незначительные, казалось бы, детали — циферблат часов, каравай свежего хлеба, накрытый полотенцем, капли дождя, протекающие в дом сквозь дырявую крышу. Но именно из них складывается уникальная атмосфера киноповествования — как из разрозненных мазков на холсте складывается в конце концов цельное и гармоничное полотно.
Перед нами — разочарованная, потерявшая смысл жизни женщина. В её окаменевшем сердце, кажется, нет ни сострадания, ни любви. Письма, которые она читает священнику вслух, и на которые пишет ответы под его диктовку, Лейла хладнокровно и презрительно называет ерундой А ведь в них — беды и радости тех, кто доверил отцу Якобу свои проблемы, просьбы о молитве и поддержке. Молиться за людей, ободрять их — в этом отец Якоб видит своё предназначение. Но Лейла всячески подчёркивает, что вынуждена заниматься неприятным ей делом. Она не может понять, почему для отца Якоба так важны эти письма, которые он получает каждый день вот уже много лет подряд и в которых — вся его жизнь.
Но однажды письма перестают приходить. Не гремит по кочкам велосипед почтальона, не звучит его весёлый оклик: «Почта для отца Якоба!» Лишённый дела своей жизни, священник в одном из эпизодов фильма в отчаянии пытается понять Божью волю.
— Я думал, что делаю всё это для Него. Но, может, всё это было наоборот. Может быть, всё это было для меня. Может, это был Его способ поддерживать меня. Направлять меня домой.
Режиссёр Клаус Хэрё показывает тончайшие движения души героев. В том числе — с помощью образной символики. Так, например, он явно меняет местами физическую и духовную слепоту персонажей фильма. Отец Якоб — слепой, но видит гораздо больше, чем доступно глазам. Лейла — зрячая, но духовное её зрение зашорено. Научится ли она видеть сердцем? Освободится ли из каменного плена жестокого равнодушия? Чтобы узнать ответы, посмотрим удивительный, чистый, как глоток свежего воздуха, пробуждающий душу к жизни фильм «Письма отцу Якобу».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица