1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.
Глава 4.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о двух основных сторонах христианской жизни: о стремлении к внутренней чистоте и совершении добрых дел. О первой из них апостол Петр говорит так: «страдающий плотью перестаёт грешить». Обычно мы не очень хорошо понимаем, в чём опасность греха и уж тем более почему, чтобы избавиться от него, иногда приходится пострадать. Хотя на самом деле с чем-то подобным постоянно сталкиваемся в обычной жизни.
Например, мы знаем, что такое чистота вещей, и понимаем, что большинство из них, для нормального использования должны быть чистыми. Любая хозяйка, прежде чем приготовить еду, моет или чистит продукты. Мы моём руки перед едой, а врач дезинфицирует их перед операцией. Мы даже воздух и воду стараемся сделать чистыми. Всё это мы делаем, потому что грязные продукты, грязные руки, воздух и вода повлияют на качество нашей жизни. Эта логика очень простая. И она бывает понятна даже ребёнку, который быстро учится отличать чистое от грязного.
Перенесём всё это на жизнь духовную и поймём, что в ней тоже есть свои понятия о чистоте и нечистоте, которые распространяются на информацию, на эмоции, на нравственную и собственно духовную жизнь. И если физическая чистота влияет на наше тело, чистота духовная влияет на душу. Современные ученые знают, как неправильная информация влияет на наше сознание. Из Слова Божьего и опыта собственной духовной жизни мы знаем, как нас разрушают злые и греховные мысли, которые мы впускаем в свой внутренний мир. Наше отношение к себе и другим меняется от тщеславия, от зависти и пошлости, жестокости и эгоизма... Всё это в буквальном смысле слова грязь и нечистота, только не материальная. Песок на зубах, грязную воду или задымленный воздух мы видим сразу и стараемся избавиться от них, ведь нам физически неприятно есть, пить и дышать в таких условиях. В отличие от песка или дыма гордость обычно для нас незаметна, и мы совершенно не отдаём себе отчёта в том, как она портит нашу жизнь: как мы боимся показаться слабыми или неумелыми, как мы обижаемся и злимся, что к нам отнеслись недолжным образом. И тоже самое можно сказать о любви к наживе, о блуде, о гневе и многом другом.
Но причём же здесь страдания? Очень просто. Каждый из нас имел дело с грязью, которая въелась настолько, что её приходится очищать специальными средствами. То же самое происходит в духовной жизни. Иногда болезнь оказывается для нас чем-то вроде раствора, который разъедает всё лишнее, временное и наносное. Когда нам больно, нам не до тщеславия или гордыни... Конечно, боль при этом лишь средство, горькое и очень неприятное, но при правильном отношении ведущее нас к внутренней чистоте. На земле нет людей, которые не знали бы, что такое боль, но есть те, кто видит в ней не только досадную помеху радости и веселью, но и путь к нравственной и духовной чистоте. Подобный взгляд может показаться абсурдным, но он обретает свой подлинный смысл в свете страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа.
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 285 зач. (от полу́), V, 1-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Жизнь древней Церкви не имела столь чёткого разделения на клириков и мирян, которое мы сегодня можем наблюдать. У каждого члена церковного собрания в ту далёкую эпоху имелось какое-то служение. Например, имело место существование так называемых вдовиц. Об этом служении нам расскажет отрывок из пятой главы первого послания апостола Павла к Тимофею. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Апостол Павел, рассуждая о служении вдовиц, не имеет в виду исключительно общественный или семейный статус. К числу особых церковных вдовиц принадлежали далеко не все христианки, по той или иной причине потерявшие мужей. На служение вдовицы епископом через чтение особой молитвы поставлялась овдовевшая женщина, достигшая возраста 60 лет и имевшая самую лучшую репутацию не только в церковной среде, но и за её пределами. Церковной вдовицей могла стать только добрая, умудрённая жизненным опытом, гостеприимная и отзывчивая христианка.
И в чём же заключалась обязанности данного служения? Они делились на храмовые и общественные. Вдовицы заботились о поддержании порядка в местах, где совершались древнехристианские богослужения. Далеко не всегда в условиях языческих гонений это были храмы в нашем понимании. Службы совершались по домам или вообще в катакомбах — особых подземных туннелях, где погребали мертвецов. Вдовицы могли петь на богослужении псалмы. Из их числа поставлялись диаконисы, участвовавшие в богослужении непосредственно. В храме Софии Константинопольской они, например, прислуживали в алтаре, причащали больных на дому. Вдовицы тоже помогали ухаживать за недужными, кормили бездомных, посещали заключённых. Иными словами — любовь, которую они не успели в полной мере выразить в браке, эти женщины адресовали всем тем, кто нуждался в утешении. В каком-то смысле это были добрые церковные бабушки, оказавшиеся способными не озлобиться из-за неудач в личной жизни и относившиеся к более молодым членам Церкви как к детям и внукам.
Всё вышесказанное не означает, впрочем, что раннехристианские времена представляли собой идиллию. Вовсе нет. Святитель Иоанн Златоуст называл некоторых женщин, помогавших в алтаре упомянутой уже Софии Константинопольской, фуриями. Думаю — не без обоснованных причин. Таким образом, сердитых бабушек и в древности в храмах тоже можно было встретить. И, конечно, жизнь часто не совпадает с нашими представлениями о том, как всё должно быть. Но стремиться к высоким идеалам, безусловно, нужно. И речь не только о вдовах, а о каждом из нас.
Если мы будем соответствовать высокому званию христиан, жить в строгости к себе и милости к окружающим, то это будет лучшей формой миссии. Окружающие нас люди будут видеть, как гармонично сочетаются в нашей жизни добрая принципиальность и милосердие. И вдохновляясь подобным примером, многие из тех, кто пока не переступил порог Церкви, смогут данный шаг осуществить. И будущее нашей Церкви, в том числе благодаря нашему служению, окажется благим и плодотворным. Потому будем следовать заветам апостола Павла, которые мы только что с вами услышали, стремясь не на словах, а на деле явить миру, что значит жить по правде и любви Христовым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Изобильный (обзор)
На западе Ставропольского края есть небольшой городок со звучным названием Изобильный. Его основанию послужило строительство новой ветки Владикавказской железной дороги в 1895 году. Полустанок в пятидесяти километрах от Ставрополя, окружённый плодородными землями, привлёк внимание торговцев. Они скупали в окрестных хуторах зерно и отправляли его в другие регионы России и за границу. Скромная станция стала удобным перевалочным пунктом. Рядом с ней росли дома — так образовался поселок Изобильный. В 1898 году здешние жители построили деревянный храм во имя святителя Николая. После революции 1917-го церковь снесли безбожники. Спустя пятьдесят восемь лет православная община возобновила соборную молитву. Верующие переоборудовали одноэтажный дом под храм и по традиции посвятили его Николаю Чудотворцу. А в 2008-ом в Изобильном открыл свои двери новый величественный собор Преображения Господня. Он находится в парке Победы — живописном уголке города.
Радио ВЕРА в ИзобИльном можно слушать на частоте 94,8 FM
Инструкция для весёлых семейных праздников
Многие родители задаются вопросом, как провести с детьми новогодние каникулы и подготовиться к празднику Рождества Христова? Как наполнить это время смыслом и радостью? Интересным опытом поделилась Дарья Юшкова, участница проекта «Клевер Лаборатория», педагог воскресной школы и мама пятерых детей:
«С самого начала Рождественского поста у нас появляется целый список дел. Это время сильно объединяет нас. Каждый вечер мы собираемся вместе с детьми и читаем рождественские рассказы. А ещё готовимся к праздничному утреннику, учим слова, подбираем костюмы, и в этом процессе участвуют все члены семьи. Я всегда напоминаю детям: „Как же ты пойдёшь колядовать и славить Христа, если не знаешь самую главную песнь праздника?“ — и старший сын с радостью поддерживает эту идею, помогая сёстрам выучить песнопение. 19 декабря, в день святого Николая Чудотворца, мы наряжаем ёлку, а в день святого Спиридона печём и украшаем имбирное печенье. В рождественский Сочельник помогаем в храме и готовим дома праздничный стол. А само Рождество встречаем на ночном богослужении. 7 января мы не только поздравляем друг друга, но и обязательно радуем знакомых и начинаем с одиноких бабушек. Таким образом, для нашей семьи Рождество Христово становится временем единства, любви и великой радости!»
Если вы тоже хотите наполнить праздничные дни теплом и радостью, вам поможет семейный онлайн-путеводитель, подготовленный командой проекта «Клевер Лаборатория». В нём собраны идеи, чем заняться вместе с детьми в праздники, подборки детских игр, фильмов, книг и многое другое, что сделает это время особенным. Вы можете поддержать выпуск онлайн-путеводителя, а также получить издание по электронной почте до 25 декабря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов