
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В нашей жизни есть явления, которые мы вынуждены повторять изо дня в день. Мы готовим еду, убираем дом, работаем. И нередко человек очень устаёт от неизбывности этих процессов. Но есть ли подобные процессы в духовной жизни? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 4-й главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Ветхозаветная религия была полна дисциплинарных установлений, которые оправдывались только тем, что приучали людей к порядку и помогали им воспитать собственную волю. Видимых причин, чтобы объяснить, почему одни виды пищи чистые, а другие нечистые, почему одни поступки можно совершать, а другие нельзя, практически не было. Закон помогал воспитанию, но ко времени прихода Христа его роль была исполнена. Собственно, Сам Спаситель исполнил закон, потому что был полностью послушен воле Отца во всём, даже до смерти и смерти крестной. При этом многие из тех, кто окружал Христа, замечали, что иногда с формальной точки зрения Он нарушал закон, следуя Своей собственной логике. Например, исцеляя и воскрешая он мог касаться прокажённых или мёртвых, чтобы было запрещено. Мог нарушать субботу, чтобы облегчИть жизнь людей, хотя они и могли бы подождать окончания субботнего покоя, чтобы никого не провоцировать. Наконец, Он говорил, что по-настоящему нечистым может быть лишь человеческое сердце, а не предметы или пища. Во всех действиях Спасителя был виден один и тот же принцип: формальность уступала место рассудительности и целью всегда было не исполнение предписания, но торжество жертвенной и преображающей любви. Постепенно этот же принцип вошёл в жизнь учеников Христа. И когда апостол Павел, проповедуя ученикам, столкнулся с иудействующими христианами, ему стоило многих трудов объяснить, как им, так и тем, кто к ним прислушивался, что закон исполнил свою роль и христиане призваны жить как свободные дети Божии, которые ведут себя по Божьему не ради исполнения предписаний, а ради единства с Господом. Понимали это не все и не все с этим соглашались. Были те, кто жёстко апостолу противостоял, кто обвинял его в нарушении отеческих преданий. Однако, Павел был непреклонен и тех, кто запрещал есть пищу, сотворенную Богом, как и тех, кто запрещал вступать в брак, попросту называл лицемерами.
Чтение, которое мы сегодня услышали, начинается именно с этого. Апостол утверждает, как кажется, очевидную вещь: всё, что Бог сотворил прекрасно. Так? Так. Но если всё хорошо, как можно нечто назвать нечистым? Конечно, обратившись к более широкому контексту, мы поймём, что апостол не имеет в виду вообще всё: любые поступки и дела. Речь идёт в первую очередь о пище. С точки зрения Павла, главный принцип её принятия не в том, чтобы отличать разрешённую от неразрешённой, но в том, чтобы благодарить Бога за дары, которые Он посылает, освящая всё словом Божиим и молитвой. И в этом совете апостола виден принцип, который был озвучен ещё Спасителем: важно не стремление к тому, чтобы соблюсти формальность, но вдумчивый и рассудительный подход, цель которого служение Богу и людям. А для того, чтобы понять этот принцип на практике, необходимо быть внимательным к себе и к учению Спасителя. Не попускать себе лишнего, почитая всё формальностью, и не завышая планку сверх человеческой меры. Отвечая на поставленный в начале программы вопрос, можно сказать, что единственное, чем верующие призваны заниматься постоянно — это духовный труд в самом широком смысле слова. Вглядывание в себя, изучение веры, стремление к благу ближнего и молитва. Этот труд неизбывен, как неизбывны наши бытовые дела, но при правильном усилии, плодами этого труда оказываются не усталость и раздражение, но радость и спасение, как самого трудящегося, так и тех, кто его окружает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Духовно не богаты. Алёна Боголюбова
Несколько лет назад одна знакомая задала мне вопрос, на который я сразу не смогла ответить убедительно для нее.
Вопрос звучал так:
«Почему блаженны нищие духом? Я всю жизнь работала над собой, старалась стать духовно богатым человеком! Я много читала, изучала искусство, литературу, философию. Писала стихи и книги. И почему я сейчас должна все это обесценить и объявить себя нищей духом?».
Тогда я постаралась донести, что те знания и навыки, которые моя знакомая в себе культивировала — это, на мой взгляд, — душевное богатство, интеллектуальное развитие, но не духовное.
Ведь, как писал святитель Лука Войно-Ясеневский, человек трехсоставен. У него есть тело, душа и дух. И дух — это про общение с Богом. Интеллект и чувства — сфера души.
И вот, недавно я услышала метафору, которая, мне кажется, очень точно объяснила слова Христа о блаженстве нищих духом.
Человек подобен сосуду. В него может влиться благодать Божья. Но только если сосуд пуст.
Если мы признаем, что духовно пусты без Бога, Творцу есть куда войти.
А если наш духовный сосуд полон гордости, тщеславия, самости, Богу там места нет.
Так просто. Впрочем, чтобы и этот образ постичь, нужно смирение. Ведь так же сказано, что имеющий уши услышит. Тот, кто готов, тот, кто смирен. А гордым Господь противится...
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Делать приятное. Алёна Боголюбова
Когда мой сын был маленьким я однажды застала его с друзьями за игрой с котенком. Так мне показалось издалека... Когда я подошла ближе, выяснилось, что это, мягко говоря, странная игра. Они выворачивали ему уши и старались погладить против шерсти. Мальчиков забавляла реакция котенка.
Он шипел, выгибал спину.
Я прервала это развлечение и задиристый смех.
— Ребята, а что интересного в этой игре?
— Он так забавно шипит — ответили мальчики.
— Вы понимаете, что делаете котенку неприятно? А можно погладить так, чтобы ему понравилось.
— И что будет? Нам что с того? — спросил один из ребят.
— Знаете, можно испытывать радость и даже удовольствие от того, что другому приятно.
И мы стали пробовать все вместе гладить котенка так, чтобы он успокоился, а потом и замурлыкал.
Моему сыну тогда было лет семь. Но, странное дело, я замечаю, что и многие взрослые люди не открыли для себя эту радость — делать приятное другому. Как с котенком мы тогда угадывали, что ему больше нравится; когда гладят по голове или когда чешут брюшко или когда за Ушком чешут, так и с людьми, интересен уже сам процесс познания, что доставляет удовольствие ближнему.
Мы с сыном тогда стали тренироваться, выбирая подарки к Рождеству. Я хотела научить ребенка быть внимательным к нуждам ближнего. Чтобы подарок был полезным, стал проявлением заботы. Заметили, что у папы износился очечник, ему было уже неудобно класть туда очки. Сын решил сам смастерить очечник для отца на уроке труда. Потом придумали купить ему новую большую кружку. Муж всегда просит налить добавки чая. А еще договорились с бабушкой, что она свяжет теплые носки для папы. Ведь зима наступила очень холодная.
И какой же восторг был в глазах ребенка, когда мы разворачивали рождественские подарки. Он видел искреннюю радость отца, когда тот доставал из подарочной бумаги очечник и говорил: «Как вы догадались? У меня как раз очечник обветшал!» Мальчик радовался реакции папы больше, чем подаркам, которые получил сам.
Сын уже вырос. И в его душе дал плоды этот навык — радоваться радости другого человека. Он очень внимателен к нуждам окружающих людей. Это касается не только вещей. Он чуткий — всегда готов прийти на помощь. Умеет сострадать. А еще я вижу, что способен жертвовать своими интересами ради других.
Я молилась и молюсь, чтобы Господь наполнял душу моего ребенка жертвенной любовью. И благодарю, что когда-то Бог надоумил меня подсказать сыну, как правильно гладить котенка.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Господь управит. Алёна Боголюбова
Мой приход в церковь начался с того, что я просто хотела поговорить со священником. У меня было несколько нерешаемых ситуаций в жизни. Сама прийти в храм и обратиться к священнику не решилась. Не знала церковного уклада. Поэтому решила найти компетентного человека, который бы познакомил со своим духовником.
Зашла в соцсети и нашла там одноклассницу. На фото подруга детства стояла в храме. Я описала ей свою ситуацию, попросила организовать встречу со священником. Одноклассница обещала все устроить, а в ответ на мой рассказ, произнесла интересную фразу: «Все Господь управит».
Я услышала слово «управит» первый раз в жизни. Оно меня поразило. Так же меня тронуло упование подруги на Бога. Я-то хотела все решить в беседе со священником, найти решения, понять свои ошибки. А тут оказалось, что действовать будет Господь.
«Господь управит» — звучало архаично, как-то старомодно для меня, тогда еще далекой от Церкви, но очень точно.
Не поправит, не выправит, не исправит, а именно управит. Исправляют, чинят, уже сломанное, а тут Господь будет управлять ситуацией, стоять над ней творить Божий порядок.
Впрочем, это возможно только, если человек сам пригласит Бога в свою жизнь, если сам захочет жить по воле Божьей. И тогда уже вместе с Творцом, в совместном созидании жизни можно обрести мир. Будут происходить те события, которые способствуют спасению души.
Я приняла это решение. Молилась, чтобы Господь наставил на путь истинный и управил всё в жизни. Всегда буду благодарна и подруге, и Господу за важнейшей поворот на моем пути. Тогда не просто решились проблемы, я обрела смысл и цель бытия. Обрела Бога.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











