
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Тим., 282 зач., II, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человеку свойственно разделять окружающих на своих и чужих. К первым он относится хорошо, ко вторым нейтрально, а иногда с опаской или даже враждебностью. Такое восприятие других может показаться чем-то совершенно естественным, но могут ли христиане руководствоваться им в жизни? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из второй главы первого послания апостола Павла к Тимофею. Он звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, истину говорю во Христе, не лгу, учителем язычников в вере и истине.
Особенностью современных наук о человеке, что биологии, что психологии, в том, что они воспринимают наличное состояние человека, со всеми его плюсами и минусами, как норму. Злится человек — говорят — естественная агрессия, которую нельзя держать в себе. Проявляет заботу и участие, — говорят — действие гормона окситоцина, который располагает к доверию, хотя и действует только внутри своей группы. В христианстве тоже довольно много говорится о человеке, но с одним существенным отличием. Всё, что в нём связано со злобой и агрессией, воспринимается как искажение, появившееся в его жизни в результате первородного греха. В человеке возобладали животные инстинкты, которые должны были подчиняться духовному началу.
Собственно, основное содержание пути, который христианин призван проделать на пути к Богу, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть разделённость, господствующую в мире. Неслучайно апостол прежде всего просит «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков...». Причём он использует целый спектр понятий, которые означают разные оттенки молитвенных обращений от просительных до благодарственных. И призывает обращаться к Богу с самыми разными молитвами за всех людей.
Конечно, на первый взгляд исполнение такой просьбы кажется чем-то невероятным. Ладно ещё молиться за родных, благодарить за помощников и благодетелей, но за всех людей? Например, за тех, с кем совершенно не согласен и идёшь к разным целям? За обидчиков и врагов? Как это возможно? Может быть, апостол Павел не то имел в виду?
Но апостол как раз прекрасно понимал, что имел в виду, ведь в его время на христиан уже местами были гонения, да и сам он со временем был казнён за веру. И всё же он просит это делать, потому что для него быть христианином — это не столько реагировать на чужую деятельность, сколько выражать свою собственную позицию.
Почему мы обычно не молимся за других людей? Потому что они нам чужие. Это обстоятельство внешнее по отношению к нам, от нас оно не зависит. Но от нас зависит, как мы будем относиться к людям, несмотря на то что они чужие. И вот здесь апостол предлагает путь, наиболее доступный для каждого, — молитва. Человеку легко любить себя, сложно своего и практически невозможно чужого. И первое на пути любви — пожелать им помощи Божией и спасения. Перестать делить их на своих и чужих и захотеть, чтобы мир преобразился, чтобы все люди покаялись и вернулись к Богу. И если желать добра врагу трудно, то покаяния и исправления — необходимо. Очевидно, что подобная жизнь потребует от нас определённого напряжения, но в этом напряжении мы будем созвучны самому Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
Ради этой цели, по слову апостола, Христос пошёл на смерть и предал Себя за каждого из нас. И хотя мы не можем повторить Его подвига, нам стоит попытаться последовать Ему хотя бы в самом желании и высказывать это желание Богу, что и будет нашей лучшей молитвой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Тихон Задонский об осуждении». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные осуждению, из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
«Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом бывает».
С этой цитаты святителя Тихона Задонского началось обсуждение. Разговор шел о том, какие причины видит святитель Тихон в появлении страсти осуждения, почему она так распространена и какие советы по борьбе с осуждением можно найти в книге «Об истинном христианстве».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Детская мебель для Конаковского Дома ребёнка

Больше 30 лет в городе Конаково Тверской области работает специализированный Дом ребёнка. Здесь живут малыши и подростки с инвалидностью, которые по разным причинам оказались в трудных обстоятельствах. Местные педагоги, психологи и медики занимаются их здоровьем и обучением, помогают пережить психологические травмы.
Среди тех, кто получил здесь поддержку — трёхлетний Серёжа. Органы опеки отправили его в Дом ребёнка на время. Родители мальчика не справлялись со своими обязанностями, и в какой-то момент стало ясно, что всей семье необходима помощь. Педагоги и психологи долго работали с Серёжей. Здесь некогда замкнутый малыш начал улыбаться и смеяться, с удовольствием учиться новому. А пока он находился в Доме ребёнка, с его родными тоже общались специалисты. В результате такой комплексной помощи обстановка и отношения в семье наладились, и Серёжа смог вернуться домой, где он продолжает развиваться и познавать мир.
Через Дом ребёнка в Конаково, проходят множество ребят с инвалидностью. Кто-то возвращается в свои семьи или обретает новые, а кто-то задерживается тут надолго.
Важно, чтобы все подопечные дети жили в комфорте, могли здесь свободно играть, отдыхать и учиться. В связи с этим в учреждении назрела необходимость обновить мебель в детских группах.
Конаковский Дом ребёнка поддерживает Тверской фонд «Рука помощи». На сайте фонда можно узнать о том, какая именно помощь нужна Дому и при желании сделать любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как в юности воспринимается Церковь». Священник Георгий Букин

У нас в студии был клирик Ильинского храма в городе Апрелевка священник Георгий Букин.
Наш гость рассказал, чем Церковь была для него в юности, как он старался познакомить сверстников с церковной жизнью, а также о том, каким он видит современное церковное молодёжное служение.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер