1 Тим., 282 зач., II, 1-7.
Глава 2.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу, учителем язычников в вере и истине.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Тимофей, один из самых близких и дорогих апостолу Павлу учеников, был поставлен епископом в город Ефес. Нет ничего удивительного, что ему пришлось столкнуться с различными толкованиями христианства, зачастую друг другу противоречащими. Первохристианская община оказывалась раздираемой распрями, формировались группы и партии — каждая из которых считала себя единственно правильной. Пока апостол Павел был с Тимофеем, авторитет учителя позволял сглаживать эти глубинные напряжения — но оставшись один на один со своей паствой, Тимофею приходится несладко.
В своём послании Павел не только поддерживает Тимофея, но и даёт ему конкретный совет, чем прежде всего должна заниматься Церковь. Это — молитва. Не словопрениями, не выяснениями отношений, кто прав, а кто — нет, а именно молитвой призваны христиане создавать единство Церкви и таким образом преодолевать все нестроения.
Ключевое слово в наставлении апостола — то, что следует молиться «за всех». Каким бы ни был неприятным для нас человек, насколько бы далеки от нас ни были его взгляды, даже, возможно, его образ жизни для нас абсолютно неприемлем по причине нечестия и греховности — всё это не может быть основанием для отказа от молитвы. Апостол подчёркивает: именно этого и хочет Сам Бог — чтобы люди поддерживали друг друга молитвой и тем самым помогали Господу выстраивать человеческие судьбы по направлению ко спасению.
Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к пониманию, что есть истина. А для апостола Павла здесь всё предельно просто: истина в том, что есть только Один Бог, и есть только Один Посредник между Богом и людьми — Иисус Христос, Который отдал Свою жизнь для спасения всех людей. Эта, можно так сказать, минимальная исповедальная формула апостола — квинтэссенция всего христианства. Но что это значит в конкретном приложении к проблеме, с которой столкнулся Тимофей?
Единственность Христа как Спасителя — это утверждение всеохватности Его дела. Каким бы чудовищным ни представлялся нам грех, какое бы немыслимое преступление ни было бы совершено — и ради избавления от этого Христос умер на Кресте. Не требуется ничего большего — всё уже сделано Спасителем. Поэтому нам, человекам, предъявлять друг ко другу претензии — смехотворно. Тем более ставить какие-то условия для молитвы. Это у язычников — да, у них предельно ограниченный духовный ресурс, и отсюда — жёсткая сфокусированность на «своих» — но Христом предоставлены неисчерпаемые возможности доступа к всем духовным сокровищам — поэтому и заниматься отбором «достойных» нашей молитвы от «незаслуживших» её — глупо, мелочно и вообще недостойно звания христианина.
Духовное великодушие — вот к чему сегодня нас призывает апостольское чтение: молиться за всех без исключения — и за праведных, и за грешных, за «малых сих» и за великих мужей и жён — потому что только такая молитва будет созвучна Божественной воле, ищущей спасения для каждого!
«Священномученик Сергий Мечёв о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из бесед священномученика Сергия Мечёва «О молитве» размышляли о том, что такое молитва, почему ее называют «дыханием духовной жизни», является ли она даром от Бога или результатом нашего труда, а также о чем необходимо помнить тому, кто хочет научиться молитве.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
У нас в студии была старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Самойлова.
Разговор шел о судьбе и творчестве известного иконописца XVII века Гурия Никитина, автора фресок в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, посвященных сюжетам из Апокалипсиса.
Этой программой мы завершаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Четвертая беседа с игуменом Пантелеимоном (Королевым) была посвящена опыту чтения «Апокалипсиса» в храме (эфир 23.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер







