1 Тим., 282 зач., II, 1-7.
Глава 2.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу, учителем язычников в вере и истине.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Тимофей, один из самых близких и дорогих апостолу Павлу учеников, был поставлен епископом в город Ефес. Нет ничего удивительного, что ему пришлось столкнуться с различными толкованиями христианства, зачастую друг другу противоречащими. Первохристианская община оказывалась раздираемой распрями, формировались группы и партии — каждая из которых считала себя единственно правильной. Пока апостол Павел был с Тимофеем, авторитет учителя позволял сглаживать эти глубинные напряжения — но оставшись один на один со своей паствой, Тимофею приходится несладко.
В своём послании Павел не только поддерживает Тимофея, но и даёт ему конкретный совет, чем прежде всего должна заниматься Церковь. Это — молитва. Не словопрениями, не выяснениями отношений, кто прав, а кто — нет, а именно молитвой призваны христиане создавать единство Церкви и таким образом преодолевать все нестроения.
Ключевое слово в наставлении апостола — то, что следует молиться «за всех». Каким бы ни был неприятным для нас человек, насколько бы далеки от нас ни были его взгляды, даже, возможно, его образ жизни для нас абсолютно неприемлем по причине нечестия и греховности — всё это не может быть основанием для отказа от молитвы. Апостол подчёркивает: именно этого и хочет Сам Бог — чтобы люди поддерживали друг друга молитвой и тем самым помогали Господу выстраивать человеческие судьбы по направлению ко спасению.
Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к пониманию, что есть истина. А для апостола Павла здесь всё предельно просто: истина в том, что есть только Один Бог, и есть только Один Посредник между Богом и людьми — Иисус Христос, Который отдал Свою жизнь для спасения всех людей. Эта, можно так сказать, минимальная исповедальная формула апостола — квинтэссенция всего христианства. Но что это значит в конкретном приложении к проблеме, с которой столкнулся Тимофей?
Единственность Христа как Спасителя — это утверждение всеохватности Его дела. Каким бы чудовищным ни представлялся нам грех, какое бы немыслимое преступление ни было бы совершено — и ради избавления от этого Христос умер на Кресте. Не требуется ничего большего — всё уже сделано Спасителем. Поэтому нам, человекам, предъявлять друг ко другу претензии — смехотворно. Тем более ставить какие-то условия для молитвы. Это у язычников — да, у них предельно ограниченный духовный ресурс, и отсюда — жёсткая сфокусированность на «своих» — но Христом предоставлены неисчерпаемые возможности доступа к всем духовным сокровищам — поэтому и заниматься отбором «достойных» нашей молитвы от «незаслуживших» её — глупо, мелочно и вообще недостойно звания христианина.
Духовное великодушие — вот к чему сегодня нас призывает апостольское чтение: молиться за всех без исключения — и за праведных, и за грешных, за «малых сих» и за великих мужей и жён — потому что только такая молитва будет созвучна Божественной воле, ищущей спасения для каждого!
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 224 зач., IV, 1-6.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как преодолеть ощущение одиночества, покинутости и отчуждённости от людей и от мира? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел делает особый акцент на теме единства. Всех верующих во Христа он призывает «сохранять единство духа в союзе мира». Это очень примечательный момент. Оказывается, не только от Бога зависит единство христиан. Не только от того, что Сам Спаситель основал Церковь и послал Своим ученикам Святого Духа, благодаря которому церковная общность существует уже более двух тысяч лет. Наше единство напрямую зависит от каждого из нас.
Напоминание апостола весьма актуально. Ведь одно из главных последствий грехопадения — это раздробленность. Первое, что произошло с прародителями после нарушения заповеди — взаимоотчуждение. Они осознали, что они нагие. То есть увидели друг в друге посторонних и закрылись одеждой. Точно так они начали прятаться и от Бога. Перед Его лицом они ощущали себя словно голыми. Стыд жёг их совесть. Точно так Каин убивает Авеля, отъединяется от своих родственников и убегает в другую страну, которая в Священном Писании называется земля Нод, то есть земля странствований, скитаний, отчуждения. Точно так он строит первый город, отгораживаясь от окружающего мира, который теперь воспринимает как враждебный. И так далее. Чем дальше развивалась история человечества, тем сильнее проявлялась рассеянность и раздробленность.
В наше время эта отчуждённость ощущается как нельзя более сильно. Вроде бы созданы все необходимые условия для того, чтобы покончить с обособленностью. Телефонная связь на высоте. Однако парадоксальным образом порой это только подчёркивает наше одиночество. Раньше я хотя бы мог жить мыслями о встрече с теми, кто мне дорог. Надеяться, что, увидев их, я изолью свою душу. Я мог с нетерпением ждать весточки от них. А теперь меня лишили и этой иллюзии. Ведь лёгкий и быстрый доступ ко всякому человеку во всяком месте показывает, что я не умею держать себя открытым. Меня не хватает надолго. Чем дольше человек на виду, тем быстрее он начинает меня утомлять. Со временем моё общение с близкими становится очень поверхностным.
Так работает грех. Он заставляет меня зацикливаться на себе. Он побуждает меня раздражаться по всякому пустяку на окружающих. Закрываться от самых родных. Думать, что никто меня не понимает, на самом деле никогда не понимал и не поймёт. Ведь я — это особый случай. Я не такой, как все. Это состояние внутренней изоляции — предвестник духовной смерти. Мы можем быть окружены людьми, находиться в шумной компании, участвовать в масштабных публичных проектах, но ощущать себя оторванными от этой жизни. Подобно Каину, мы начинаем воспринимать этот мир как опасное, враждебное место. Во всём и во всех видеть подвох и угрозу.
Сегодня апостол Павел намекает, что, если мы не увидим этот свой недуг и не будем делать осознанных шагов, чтобы его преодолеть, даже Божия благодать, которую нам подаёт Господь, не в силах будет в конечном счёте помочь. Священное Писание и церковная традиция подсказывают, какие это шаги. Я должен ежедневно понуждать себя исполнять заповеди Евангелия. Стараться ради Христа послужить окружающим людям. Быть готовым каждого, кто обращается ко мне, встретить открытым сердцем, по силам стремиться принести ему пользу. На пути к этой цели мне нужна поддержка. Должны быть единомышленники. Опытные товарищи, которым я могу открыться, излить свою душу. Поделиться с ними своими сомнениями, спросить совета. Хорошо, когда таким спутником становится духовно опытный человек. Союз таких людей, которые живо общаются друг с другом на духовные темы, делятся друг с другом опытом воплощения в своей жизни заповедей Евангелия, и есть община. Наконец, вместе с этими людьми мне необходимо приступать к церковным таинствам. Ведь именно в них Бог подаёт нам свой Дух. Этот Дух заполняет ту форму, которую мы приготовили для Него своими трудами. В ответ на наше усердие этот Дух выводит нас на свет, возвращает нас из нашего внутреннего изгнания, показывает, что мир не враждебное место, и сообщает нам подлинное единство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы будущее для Даши стало возможным
15-летняя Даша Пономарёва — человек, который видит поводы для радости в каждом дне и на вопрос «как дела?», отвечает: «у меня всё отлично!» Она всегда откликается на чужую беду и старается поднять другим настроение. При этом уже больше года Даша переживает тяжёлую болезнь. У неё в крови образуются тромбы. Организм очень слаб, поэтому в основном она проводит дни дома и часто бывает в больницах. И всё же девушка не унывает и даже находит силы для творчества — пишет картины. Не так давно её работы размещали в выставочном зале в родном городе Острогожске Воронежской области. Кроме этого, Даша дистанционно учится в школе. В этом году она заканчивает 9-й класс. Школьные друзья её поддерживают — они созваниваются и переписываются, обсуждают планы на будущее и предстоящий выпускной. Жаль, что в общем альбоме с фотографиями класса Даши не будет. Но она всё равно попросила себе экземпляр. «Зато у меня останутся фотографии моих друзей на память», — говорит она.
Даша часто размышляет о своей возможной профессии и планирует связать жизнь с медициной. Она благодарна врачам, которые борются за её здоровье, и тоже хочет помогать людям.
Сейчас девушке необходимо лекарство, способное замедлить образование тромбов. С ним Даша будет чувствовать себя гораздо лучше. И, возможно, совсем скоро сможет увидеться с друзьями и вернуться к привычной жизни.
Прочитать полную историю Дарьи Пономарёвой из Воронежской области и поддержать её, можно на сайте фонда «ДоброСвет», в разделе «Нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«25-е воскресенье по Пятидесятнице». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Еф., IV, 1-6) и Евангельского (Лк., XVIII, 18-27) чтений в 25-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти пророка Аввакума, преподобного Саввы Сторожевского, великомученицы Варвары, святителя Николая Чудотворца, святителя Амвросия Медиоланского, мучеников 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица