
1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ апостола Павла об установлении таинства Евхаристии и о том, как человек должен к нему приготовиться, чтобы быть достойным. Слова апостола находятся в контексте его наставлений коринфянам, в общине которых были проблемы: богатые на трапезах пренебрегали бедными, в то время как сами наедались и упивались. Такое пренебрежение братьями и сестрами, оценивается апостолом как пренебрежение Церковью, Телом Христовым.
Павел обращается к людям которые разрушают единство общины. Не столько какими-то сознательными распрями, сколько эгоизмом и пренебрежением к другим. Он пересказывает слова Христа о теле и крови и в них мы не видим никаких оснований для индивидуализма, тело преломляется и кровь проливается за всех нас и мы не можем допускать никакого разобщения. Мы причащаемся не только для того, чтобы соединиться со Христом, но и для того, чтобы через него соединиться друг с другом.
Далее апостол утверждает, что всякий раз приходя в собрание верующих для единения с Богом и людьми — мы, по слову Христа, — возвещаем Его смерть. Это может быть непонятным, пока мы не вспомним, что крещение — есть соумирание со Христом. Мы умираем для греха, чтобы жить для новой жизни. Но что же это за новая жизнь? Это жизнь без эгоизма, жизнь без вражды. Это жизнь братьев и сестер, которые едины во Христе. Иными словами, причащаться и возвещать смерть Христову значит свидетельствовать всей своей жизнью, всем своим отношением к людям, что ты действительно умер для греха и ожил для Бога, что ты не соперник или соперница, но брат или сестра.
Но человек может не стремиться ни к какому единству, он может воспринимать Причастие как порцию благодати, через которую Бог его поддерживает, которая действует механически, вне зависимости от его поведения и состояния души, от того, любит ли он тех, кто стоит с ним рядом. По мысли апостола, такой человек будет виновен против Тела и Крови Господних, потому что будет принимать их в недолжном состоянии, с недолжными мыслями, но самое главное: с недолжным отношением к ближнему. И, конечно, это означает, что каждый из нас, походящих к Чаше с Причастием, должен быть очень внимательным к себе.
Но в чем же эта внимательность должна проявляться? Как приготовиться ко Причастию, чтобы не быть виновным?
К сожалению, большинство людей, воцерковляясь, обращают внимание только на внешнюю часть церковной жизни. В случае с Причастием подготовку сводят к присутствию на богослужении, чтении правила и обычно трехдневному посту. В то же время, апостол говорит совсем о другом: ест и пьет осуждение тот, кто не рассуждает Теле Господнем. При чем из контекста очевидно, что размышлять надо не только о том Теле, которое находится в Чаше, но и о том Теле, которое составляют люди. Человек, который причащается Христу, но не хочет быть един с братьями и сестрами, идет против Христа и обессмысливает свою христианскую жизнь. Такой человек, не получает плодов от того, что делает, а не получая заболевает духовной болезнью, теряет веру и умирает как член Церкви. Напротив, тот, кто в первую очередь обращает внимание на свои взаимоотношения с ближними учитывает самое главное при подготовке и все остальное, молитвы и пост — обретает смысл.
Сегодняшний страстной четверг особенный. Большинство из Церковных людей, видящих в Евхаристии основу своей церковности, не имеют возможности в ней участвовать. Апостол говорит, что если бы христиане судили себя, то есть были бы с собой честными, они не осуждались бы вместе с миром. Это значит, что сегодняшняя ситуация дана нам от Господа, чтобы мы задумались… Прекрасно, что многие современные церковные люди оказались готовы изменив советскую практику начать причащаться регулярно, но ведь все это опять может быть сведено к внешнему действию. Значит, следующим шагом должно быть изменение жизни, изменение отношений с теми, кто в обычное время приобщается Христу вместе с нами.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер