1 Кор., 149 зач., XI, 23-32.
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ апостола Павла об установлении таинства Евхаристии и о том, как человек должен к нему приготовиться, чтобы быть достойным. Слова апостола находятся в контексте его наставлений коринфянам, в общине которых были проблемы: богатые на трапезах пренебрегали бедными, в то время как сами наедались и упивались. Такое пренебрежение братьями и сестрами, оценивается апостолом как пренебрежение Церковью, Телом Христовым.
Павел обращается к людям которые разрушают единство общины. Не столько какими-то сознательными распрями, сколько эгоизмом и пренебрежением к другим. Он пересказывает слова Христа о теле и крови и в них мы не видим никаких оснований для индивидуализма, тело преломляется и кровь проливается за всех нас и мы не можем допускать никакого разобщения. Мы причащаемся не только для того, чтобы соединиться со Христом, но и для того, чтобы через него соединиться друг с другом.
Далее апостол утверждает, что всякий раз приходя в собрание верующих для единения с Богом и людьми — мы, по слову Христа, — возвещаем Его смерть. Это может быть непонятным, пока мы не вспомним, что крещение — есть соумирание со Христом. Мы умираем для греха, чтобы жить для новой жизни. Но что же это за новая жизнь? Это жизнь без эгоизма, жизнь без вражды. Это жизнь братьев и сестер, которые едины во Христе. Иными словами, причащаться и возвещать смерть Христову значит свидетельствовать всей своей жизнью, всем своим отношением к людям, что ты действительно умер для греха и ожил для Бога, что ты не соперник или соперница, но брат или сестра.
Но человек может не стремиться ни к какому единству, он может воспринимать Причастие как порцию благодати, через которую Бог его поддерживает, которая действует механически, вне зависимости от его поведения и состояния души, от того, любит ли он тех, кто стоит с ним рядом. По мысли апостола, такой человек будет виновен против Тела и Крови Господних, потому что будет принимать их в недолжном состоянии, с недолжными мыслями, но самое главное: с недолжным отношением к ближнему. И, конечно, это означает, что каждый из нас, походящих к Чаше с Причастием, должен быть очень внимательным к себе.
Но в чем же эта внимательность должна проявляться? Как приготовиться ко Причастию, чтобы не быть виновным?
К сожалению, большинство людей, воцерковляясь, обращают внимание только на внешнюю часть церковной жизни. В случае с Причастием подготовку сводят к присутствию на богослужении, чтении правила и обычно трехдневному посту. В то же время, апостол говорит совсем о другом: ест и пьет осуждение тот, кто не рассуждает Теле Господнем. При чем из контекста очевидно, что размышлять надо не только о том Теле, которое находится в Чаше, но и о том Теле, которое составляют люди. Человек, который причащается Христу, но не хочет быть един с братьями и сестрами, идет против Христа и обессмысливает свою христианскую жизнь. Такой человек, не получает плодов от того, что делает, а не получая заболевает духовной болезнью, теряет веру и умирает как член Церкви. Напротив, тот, кто в первую очередь обращает внимание на свои взаимоотношения с ближними учитывает самое главное при подготовке и все остальное, молитвы и пост — обретает смысл.
Сегодняшний страстной четверг особенный. Большинство из Церковных людей, видящих в Евхаристии основу своей церковности, не имеют возможности в ней участвовать. Апостол говорит, что если бы христиане судили себя, то есть были бы с собой честными, они не осуждались бы вместе с миром. Это значит, что сегодняшняя ситуация дана нам от Господа, чтобы мы задумались… Прекрасно, что многие современные церковные люди оказались готовы изменив советскую практику начать причащаться регулярно, но ведь все это опять может быть сведено к внешнему действию. Значит, следующим шагом должно быть изменение жизни, изменение отношений с теми, кто в обычное время приобщается Христу вместе с нами.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России