1 Кор., 145 зач., X, 12-22.
12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В каждом сообществе существует своего рода профессиональный язык. Церковное сообщество в этом смысле не исключение. Есть отдельные слова — есть целые словосочетания, употребляемые церковными людьми. Одним из таких слов является слово «искушение», получающее в языке верующего сугубо негативное значение. Все бы ничего, но есть у этого слова одна особенность — оно подспудно звучит как оправдательное. Его нередко произносят, когда хотят оправдать свой поступок, ссылкой на искусителя. Возникает ситуация похожая на ту, что произошла в раю — «жена дала мне плод и я ел».
Стремясь к тому, чтобы коринфяне не ссылались на бессилие перед возникающими соблазнами, апостол в сегодняшнем чтении, говорит им о том, что постигшее их искушение есть вполне человеческое, то есть вполне находящееся в рамках их человеческих сил, и даже человеческой рассудительности. Что в свою очередь значит, что апостол очень высоко ставит духовные способности своих адресатов, призывая их не бояться собственного кажущегося им бессилия. Кроме того, он естественно поддерживает их словами о Боге, который не попустит искушения свыше их сил, всегда поддержит и подаст облегчение.
Но чем же так опасно идолослужение, которым их искушают?
Пример, который он приводит, очень важен и сегодня часто упоминается сам по себе. Апостол говорит, что те, кто причащаются Хлебу и Чаше приношения причащаются Телу Христову и Его Крови.
Что же дает это Приобщение?
Оно созидает Церковь — как Тело Христово. Он так и пишет: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». Это значит, что через Причастие мы теснейшим образом соединяемся не только со Христом, но и со всеми причастниками, становимся друг другу сотелесными, братьями и сестрами. Теми, кто стремится воплотить дело Христово в жизнь, сделать так, чтобы замысел Божий о мире восторжествовал. При этом заповеди перестают быть личными правилами, исполнение которых ведет к собственной выгоде, и становятся основаниями общей жизни.
Однако причащение Телу — образ, на который возможно посмотреть в иной перспективе. Если причащение Христу приобщает божественной жизни, то причащение идоложертвенному приобщает людей языческой жизни, которую Павел называет общением с бесами. При этом у него нет сомнений, что совершать сразу два действия и находиться в двух состояниях для человека невозможно. Он может быть един либо с Богом, либо с лукавым, либо стремиться к добру, либо ко злу.
Чтение завершается словами, которые по-русски звучат довольно странно: «Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его»? Однако в греческом слово, которое переведено как «раздражать» можно перевести так же и как «возбуждать ревность». Это последнее значение как раз звучит вполне по-ветхозаветному, ведь Бог Отцов — ревнитель. Он ревнует о христианах как о своих детях, и не оставит их в руках лукавого, Он проведет их через все искушения, только бы они доверяли Ему.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.