
1 Кор., 123 зач., I, 3-9.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Суть евангельской проповеди сводится к двум важным моментам. Первый — это призыв к покаянию. Покаяние на языке Библии — это не слезливое самоукорение. Это не смакование собственной вины, не самобичевание себя перед другим человеком или перед собранием людей. Подлинное покаяние начинается с того, что человек принимает те истины и принципы поведения, о которых говорит Христос в Евангелии. Далее он сравнивает с ними свою жизнь. И, наконец, меняет в ней то, что не соответствует евангельскому благовестию. То есть покаяние — это кардинальное переосмысление собственной системы ценностей, расстановка новых приоритетов, принятие нового образа мышления, и, самое главное, это поступки, которые следуют за этим изменением ума. Если нет поступков, то никакого действительного раскаяния и не было. Было всё, что угодно, слёзы от жалости к себе, болезненное самокопание, ненависть к себе такому ужасному и подлому, но только не покаяние, которое всегда должно быть действенным, то есть должно подтверждаться конкретными делами в отношении к окружающим, к Богу и самому себе.
Второй важный момент евангельской проповеди — это обещание того, что, если покаяние будет действенным, оно неизбежно привлечёт к человеку Божественную благодать. Начал жить иначе, жить так, как о том говорит Евангелие, утвердился в этом пути, развил в себе новые навыки, — Господь обязательно даст о Себе знать. Причём незамедлительно. Бог обещает, что наша жизнь изменится кардинально.
Из только что прозвучавшего отрывка следует, что всё это и произошло с христианами города Коринф. Они доверились Христу, кардинально изменили свой образ мысли и жизни, и Бог восполнил их Своей благодатью. Потому и пишет апостол Павел, что благодарен Творцу за то, что они «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием», за то, что теперь они «не имеют недостатка ни в каком даровании».
Нам не следует думать, что подобные чудесные трансформации происходили лишь с людьми легендарного прошлого. Свидетельства Павла — не миф, не сказка, это то, что реально может произойти с человеком, если он просто доверится Евангелию. Ведь в Церкви продолжает действовать всё тот же Дух Божий, Который действовал в ней во все времена её существования. И как обещал Сам Господь, Он будет действовать в ней с той же силой до самого конца времён. Проблема лишь в том, что, как говорил преподобный Серафим Саровский, нам не хватает решительности встать на путь изменения себя. Даже будучи крещёными людьми, мы не хотим ничего менять. Нам кажется, достаточно того, что мы уже находимся в Церкви. И здесь всё должно произойти само собой, автоматически. Бог что-то изменит в моей жизни просто за то, что я участвую в таинствах, читаю молитвы, исполняю церковный устав. Подобная инфантильная позиция чужда Евангелию. Оно призывает нас совершать конкретные действия. Совершать на постоянной основе. Методично, ежедневно. Более того, и таинства Церкви, и наши молитвы, и наша верность уставу дают полноценный результат лишь в том случае, если мы двигаемся по этому пути практического изменения. Они начинают действовать в полной мере, если человек решительно и кардинально пересматривает свою жизнь, честно и бесстрашно признаётся себе в своих ошибках, и самое главное, начинает думать и действовать так, как он раньше не думал и не действовал, как говорит современная психология, кардинально меняет и формирует новые паттерны мышления и поведения. Да, это не просто. Это порой сложно и болезненно. Это путь, который чреват внешним и внутренним дискомфортом. Однако лишь в этом случае с каждым новым шагом мы будем ощущать, как меняется наша реальность, ведь чем дальше мы идём, тем более явно в нашей судьбе начинает Себя проявлять Бог, в сердце сильнее действует Его благодать, жизнь преображается, и мы незаметно для себя становимся не номинальными, а подлинными участниками Церкви Христовой и Его Небесного Царства.
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов