
1 Кор., 123 зач., I, 3-9.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Суть евангельской проповеди сводится к двум важным моментам. Первый — это призыв к покаянию. Покаяние на языке Библии — это не слезливое самоукорение. Это не смакование собственной вины, не самобичевание себя перед другим человеком или перед собранием людей. Подлинное покаяние начинается с того, что человек принимает те истины и принципы поведения, о которых говорит Христос в Евангелии. Далее он сравнивает с ними свою жизнь. И, наконец, меняет в ней то, что не соответствует евангельскому благовестию. То есть покаяние — это кардинальное переосмысление собственной системы ценностей, расстановка новых приоритетов, принятие нового образа мышления, и, самое главное, это поступки, которые следуют за этим изменением ума. Если нет поступков, то никакого действительного раскаяния и не было. Было всё, что угодно, слёзы от жалости к себе, болезненное самокопание, ненависть к себе такому ужасному и подлому, но только не покаяние, которое всегда должно быть действенным, то есть должно подтверждаться конкретными делами в отношении к окружающим, к Богу и самому себе.
Второй важный момент евангельской проповеди — это обещание того, что, если покаяние будет действенным, оно неизбежно привлечёт к человеку Божественную благодать. Начал жить иначе, жить так, как о том говорит Евангелие, утвердился в этом пути, развил в себе новые навыки, — Господь обязательно даст о Себе знать. Причём незамедлительно. Бог обещает, что наша жизнь изменится кардинально.
Из только что прозвучавшего отрывка следует, что всё это и произошло с христианами города Коринф. Они доверились Христу, кардинально изменили свой образ мысли и жизни, и Бог восполнил их Своей благодатью. Потому и пишет апостол Павел, что благодарен Творцу за то, что они «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием», за то, что теперь они «не имеют недостатка ни в каком даровании».
Нам не следует думать, что подобные чудесные трансформации происходили лишь с людьми легендарного прошлого. Свидетельства Павла — не миф, не сказка, это то, что реально может произойти с человеком, если он просто доверится Евангелию. Ведь в Церкви продолжает действовать всё тот же Дух Божий, Который действовал в ней во все времена её существования. И как обещал Сам Господь, Он будет действовать в ней с той же силой до самого конца времён. Проблема лишь в том, что, как говорил преподобный Серафим Саровский, нам не хватает решительности встать на путь изменения себя. Даже будучи крещёными людьми, мы не хотим ничего менять. Нам кажется, достаточно того, что мы уже находимся в Церкви. И здесь всё должно произойти само собой, автоматически. Бог что-то изменит в моей жизни просто за то, что я участвую в таинствах, читаю молитвы, исполняю церковный устав. Подобная инфантильная позиция чужда Евангелию. Оно призывает нас совершать конкретные действия. Совершать на постоянной основе. Методично, ежедневно. Более того, и таинства Церкви, и наши молитвы, и наша верность уставу дают полноценный результат лишь в том случае, если мы двигаемся по этому пути практического изменения. Они начинают действовать в полной мере, если человек решительно и кардинально пересматривает свою жизнь, честно и бесстрашно признаётся себе в своих ошибках, и самое главное, начинает думать и действовать так, как он раньше не думал и не действовал, как говорит современная психология, кардинально меняет и формирует новые паттерны мышления и поведения. Да, это не просто. Это порой сложно и болезненно. Это путь, который чреват внешним и внутренним дискомфортом. Однако лишь в этом случае с каждым новым шагом мы будем ощущать, как меняется наша реальность, ведь чем дальше мы идём, тем более явно в нашей судьбе начинает Себя проявлять Бог, в сердце сильнее действует Его благодать, жизнь преображается, и мы незаметно для себя становимся не номинальными, а подлинными участниками Церкви Христовой и Его Небесного Царства.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица