
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
1 Кор., 131 зач., IV, 9-16.
Глава 4.
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Поводом к посланию апостола Павла к христианам города Коринф были те нестроения, которые существовали в их общине. Причиной разногласий была гордыня, самодовольство и чувство превосходства некоторых местных христиан. Они привыкли бахвалиться своими привилегиями и выставляли напоказ свои достижения в духовной жизни. Им казалось это совершенно нормальным, что и приводило к раздорам и нестроениям среди верующих.
Для того, чтобы вразумить коринфян, апостол сравнивает их образ мысли и жизни со своим собственным. Для этого он приводит образ полководца-триумфатора, который во главе войска въезжает в столицу. Он гордо едет по улицам города, демонстрируя жителям свои трофеи. Народ ликует, приветствует полководца, осыпает его почестями, восхищается его силой и мужеством. В самом конце этой процессии плетётся группа пленников. Они — жалкие, оборванные, униженные. Они обречены. Ведь через некоторое время кого-то из них продадут в рабство, кого-то отправят на арену цирка, чтобы драться с дикими зверями и умереть. Заносчивые коринфяне, согласно мысли апостола, подобны триумфатору, апостол — тем, кто обречён. И для него это важный признак верного пути. Ведь подлинное служение Христу — это далеко не праздничное шествие, это не игра мускулами. Здесь нет никакого видимого торжества, нет головокружения от бесчисленных побед. Скорее, оно непосредственным образом связано с опытом бесславия.
Но здесь очень важно понимать, что этот опыт не имеет ничего общего с состоянием болезненного самоуничижения, самоистязания, низкой самооценки и другими душевными проблемами, которые пытается разрешить современная психология. Его причиной является тот слом, который существует в нашем мироздании. Речь идёт о том, что евангельская весть не от мира сего. А потому все и всё в этом мире будет ей противиться: и окружающие, и наше греховное естество. Причина этого очевидна. Христос принёс Истину, а Истина часто неприятна людям, с ней очень тяжело смириться. Ведь она требует конкретных действий, что изменить образ жизни. Неслучайно многие пророки и проповедники закончили свой жизненный путь мученически. Они говорили неудобные и неприятные вещи, которые пробуждали совесть. А нет ничего более неприятного для человека, чем голос совести. Путём мученичества прошёл и Христос, за что и был распят на кресте.
Большинство из нас никогда не будут пить ту чашу, которую пил апостол Павел и многие другие яркие проповедники Евангелия. Но, тем не менее, мы также можем двигаться этим путём бесславия. Апостол Павел именно к этому нас призывает. «Подражайте мне, как я Христу», — говорит он. То есть, станьте проповедниками Истины хотя бы для самих себя. Иными словами, будьте честны перед самими собой, перед своей совестью. Начните с того, чтобы попробовать увидеть себя такими, какие вы есть, без прикрас, без оправданий, без перекладывания вины на окружающих, искренне и от всего сердца. И попытайтесь как-то изменить ситуацию. И вы также испытаете опыт бесславия. Ведь всё ваше нутро будет этому яростно сопротивляться. Раз за разом оно будет ставить нас на колени. Для нашего спасения это крайне важная вещь. Ведь лишь глубина понимания того, кто ты есть, и осознание, что своими силами ты ничего сделать не можешь, рождает в нашей душе подлинную потребность в Боге. Лишь в моменте этого уничижения может родиться самая сильная молитва к Творцу. Но самое главное заключается в том, что только тому, кто двигается по этому пути, постепенно открывается реальность подлинной силы и славы. Того триумфа и торжества, которые хранит в себе Светлое Воскресение, Пасха Христова, Царство Небесное.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема