
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.
Глава 6.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодня апостол Павел раскрывает нам природу блуда — беспорядочных половых отношений — причем раскрывает её очень необычным образом. Он не говорит об общественной морали. О нарушении верности. О неизбежных последствиях таких отношений. Его ракурс иной: он смотрит на этот феномен через призму Христа, буквально — сквозь Него.
Конечно, он говорит о христианах — тех, кто не просто поверил в Иисуса Христа, но через таинственное рождение в Крещении стал частью Его Тела — Церкви. Но откуда такая категоричность — и почему физиологическая сторона жизни вдруг приобретает исключительную значимость для жизни духовной?
Ответ, как это ни прозвучит парадоксально, очень хорошо выразил наш современник, французский актер, режиссёр и романист Фредерик Бегбедер. Вот что он пишет: «...Когда спишь с женщинами направо и налево, они все сливаются в одну. И она просто меняет имя, кожу, лицо, рост, голос. ... Но ты повторяешь ей заученные фразы: „о, благодарю тебя, Господи, какое счастье... ты мне страшно нравишься... мне кажется, это сон...“ Талдычишь одно и то же каждый вечер разным девушкам с завороженным взглядом ребенка, который разворачивает подарок. Перемены приводят к повторяемости. Как ни парадоксально, новизна возникает, только если хранишь верность одной женщине. Потому что, как ни меняй их, ты-то остаешься все тем же мужиком, поборником пути наименьшего сопротивления».
Явно, Фредерик знал, о чем говорил. Блудник — всегда духовный «недоносок», глубоко ущербный в плане отношений человек, который не может ни в ком укорениться, потому что он и сам для себя — тоже чужой. Говоря о том, что блуд — исключительный грех, потому что «блудник грешит против собственного тела», апостол констатирует страшную истину: в блуде не только противоположная сторона отношений превращается в одну обезличенную абстракцию, но и сам человек развоплощается, его телесность превращается в обездушенную вещь «общественного пользования», на которой всякий оставляет свой отпечаток. Ведь никому в голову не придёт пользоваться чужой зубной щёткой — но блудник не замечает, как его тело растворяется в других, утрачивая свою целостность и самобытность. Он — уже кого угодно, но только не «свой», об этой глубинной пустоте растождествленности с собственным телом расскажет любая представительница древней профессии.
Но если он даже не «свой», тем более он не может быть Христовым: в теле Церкви образовалась дыра, пробоина, язва — тот, кто раньше был живой частью — утрачен. Но пока ещё теплится жизнь — путь назад возможен, это путь покаяния, возвращения через Христа к утраченной чистоте.
Как же важно именно сегодня доносить до девушек и юношей то, что их тела — это драгоценные сосуды Божественной славы, целостность которых так легко разрушить бездумной вольностью — и вместо былой славы стать жалким зрелищем бесчестья! Ведь только в законном браке соединение в «плоть едину» даёт не только полноту земного счастья, но и становится малой Церковью — подлинным «университетом Духа» — выпускники которого имеют особое дерзновение перед Богом!
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема