
Апостол Павел
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избавиться от привычки осуждать и обсуждать окружающих людей? С чего начать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Своё письмо к коринфянам Павел пишет по причине раскола, который назревал в коринфской общине христиан. Верующие начали делиться на партии, объявляя себя последователями наиболее ярких представителей христианской Церкви. Их имена они использовали как знамёна. Известно, что своими лидерами они провозгласили апостолов Аполлоса, Кифу и Павла. При этом сами апостолы никаким образом не участвовали в этих движениях. Более того, ратовали за единство Церкви и выступали против всяких разделений.
Поэтому Павел сегодня и начинает с того, что просит не думать об Аполлосе, Кифе и о самом себе как о руководителях партий. Апостолы — простые служители Христовы. Чтобы подчеркнуть эту идею Павел использует слово, которое в греческом языке указывает на гребца, располагавшегося на нижней палубе корабля. Рулевым и капитаном является Господь. Апостолы, как и другие члены экипажа, всего лишь исполняют Его указания. Та же идея заключена и в образе домостроителя. Домостроитель — это человек, который управлял имением своего господина. Его имуществом и слугами. При этом сам он был рабом. Всё это передаёт важную мысль. Какой бы пост человек не занимал в Церкви, какой бы властью не обладал, он всего лишь один из служителей Христовых. Он всего лишь человек. А потому жизнь каждого верующего должна вращаться во вокруг Спасителя, а не вокруг одного из Его учеников, пусть и самого выдающегося.
Цепочка этих рассуждений приводит апостола Павла к теме осуждения. Он видит много лицеприятия в поступке коринфян. Из послания мы знаем, что разделение на партии в коринфской общине сопровождалось слухами, клеветой и взаимной неприязнью. Поэтому Павел и говорит, что своим поступком коринфяне вынесли суд о своих собратьях. Одного они сделали чрезмерно привлекательным в своих глазах, двух других — недостойными. Одного возвели на пьедестал ради своих амбиций, репутацию двух других старались опорочить. Коринфяне осудили своих собратьев. Они взяли на себя функции Бога, Которому одному известны сердечные намерения человека и Который один имеет право сказать о каждом из нас последнее слово.
Итак, важную духовную истину нам сегодня открывает Писание. Человек, который отворачивается от Бога, неизбежно стремится поставить на Его место что-то другое. Часто случается так, что мы начинаем чрезмерно много внимания уделять людям. Мы эмоционально вовлекаемся друг в друга. Вовлекаемся до одержимостей. Причём как со знаком плюс, так и минус. Одних мы возводим на пьедестал, других обесцениваем. Однако проходит время, меняются обстоятельства, меняется наше отношение. Мы разочаровываемся в тех, кто у нас был в фаворе. И открываем для себя привлекательные черты в тех, кого раньше считали своими недругами. Адекватно и окончательно оценить человека мы не в силах. На это способен лишь Господь. Поэтому единственный способ избежать осуждения — поставить в центр своей жизни не человека, а Бога. Все свои мысли, чувства, слова и поступки ежедневно посвящать Ему. Искать Его волю, исполнять Его заповеди. Лишь в этом случае со временем мы начнём видеть, что, как говорит псалмопевец Давид, «всяк человек ложь». То есть люди, которые нас окружают, несовершенны. Подобно нам, они потеряли и пытаются найти Своего Небесного Отца. И единственное, что мы можем для них сделать, — научиться поддерживать их на этом пути. При необходимости оказать им милость, любовь и снисхождение. Без всякого осуждения поддержать их добрым словом, помочь делом. Как помогли бы маленькому ребёнку, который плачет и хочет вернуться к своим родителям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер