1 Кор., 137 зач., VII, 12-24.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии от Матфея Христос назвал христиан «солью земли» и «светом мира» (см. Мф. 5:13–14). Эти слова Спасителя означают, что христиане должны оказывать такое же действие на общество, которое оказывает соль на пищу и солнечный свет на всю природу: мы должны придавать обществу смысл существования и, подобно свету, нести евангельское благовестие в самые далёкие и скрытые места. Однако не все христиане понимают свою миссию таким образом, есть те, кому кажется, что окружающий нас мир — место страшное и скверное, а потому стоит держаться от него подальше, ведь соприкосновение с ним способно осквернить и погубить. Такая позиция противоречит апостольской устремлённости к проповеди всем без исключений людям, противоречит она и звучащим сегодня во время литургии в православных храмах словам апостола Павла из 7-й главы Первого послания к Коринфянам.
Глава 7.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
Апостол Павел жил в мире, в котором христианство ещё не стало религией в современном понимании этого слова, следовательно, христиане не были ограничены многочисленными предписаниями, неизбежными для любого религиозного течения. Безусловно, что все существующие в наши дни христианские ограничения имеют свою историю и свой смысл, а потому к ним нельзя относиться как к чему-то наносному и необязательному, но стоит учиться видеть их истинную суть.
Существуют церковные правила, которые запрещают браки христиан с нехристианами. На первый взгляд может показаться, что эти правила противоречат только что прозвучавшим словам апостола Павла, который считал, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор. 7:14), однако никакого противоречия, конечно же, нет, ведь апостол Павел, как следует из контекста его слов, подразумевал людей, которые уверовали во Христа уже будучи в браке. Апостол призывал верующих не смущаться и не искать развода, при этом Павел написал, что не стоит препятствовать, если неверующий супруг хочет расстаться: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится» (1 Кор. 7:15). Опять же из контекста слов апостола ясно, что развод в этом случае был позволен верующему супругу не для того, чтобы снова вступить в брак, а для всецелого посвящения себя служению Христу.
Помимо апостольских повелений, относящихся к браку, в прозвучавшем сегодня отрывке интересна и та мысль, которая имеет тенденцию от нас ускользать в нашей повседневности: оказывается, один человек способен, будучи рядом, освящать другого. Мы — современные христиане — крайне редко думаем о себе в этом ключе, и нам вовсе не кажется, что мы способны освящать людей и мир самим своим присутствием.
Дай нам всем Бог ни на секунду не забывать, что верующие во Христа люди — «свет миру» (Мф. 5:14), значит, все мы призваны своей доброй нравственной жизнью нести свет в мир, хранить в себе дары Духа Святого и быть проводниками благодати Божией для всех людей!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час