1 Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
«Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18) — эти слова Бога, зафиксированные библейской книгой Бытия, лежат в основе супружеских отношений, брак был установлен непосредственно после окончания творения, а потому супружество — это некая фундаментальная основа жизни человечества. Неудивительно, что именно на уничтожение брака направлены усилия богоборцев всех времён, и если нам кажется, что кризис института брака — это нечто новое и ранее невиданное, то нам стоит обратиться к апостольским посланиям, в частности, к 6-й и 7-й главам Первого послания к Коринфянам, отрывок из которых звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 6.
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Глава 7.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,-
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
Только что услышанный нами отрывок апостольского послания начинается с довольно странной фразы: «А о чём вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины» (1Кор. 7:1). Эти слова выглядят как прямое противоречие изначальному библейскому постановлению о браке, а потому они нуждаются во внимательном рассмотрении.
Есть два возможных пути осмысления слов апостола. Первый из этих путей предполагает, что апостол Павел жил предвосхищением скорого Второго Пришествия Христова и потому считал, что христианам стоит быть предельно сосредоточенными на грядущей встрече со Христом и не связывать себя какими бы то ни было земными попечениями. Второй путь понимания критических слов по отношению к браку предполагает, что здесь Павел процитировал некое письмо, полученное им от коринфской христианской общины, в котором излагалась мысль о воздержании от брака как добродетели, и, упомянув цитату, апостол перешёл к ответу на неё.
Именно такое прочтение слов апостола Павла кажется наиболее вероятным, ведь из других посланий апостола известно, что в христианской среде той эпохи были учителя, запрещающие вступать в брак, их апостол упоминал, к примеру, в 4-й главе Первого послания к Тимофею, там же он дал характеристику этим людям, назвав их лицемерными лжецами, потерявшими всякую совесть (см. 1Тим. 4:2). Тот факт, что отголоски учения этих людей мы находим в апостольских посланиях, означает большую популярность их идей в первохристианскую эпоху, и апостолы вынуждены были бороться с их влиянием точно так же, как и нынешняя Церковь борется с попытками уничтожения института семьи.
Дальнейшие слова этого отрывка апостольского Послания к Коринфянам целиком посвящены осмыслению того, как должны относиться друг к другу супруги в христианском браке ради достижения Царства Небесного: их отношения должны строиться на непрестанном памятовании о единой общей цели — Господе Иисусе Христе, а потому в браке нет места отношениям господства, брак — это подчинение друг другу и совместное подчинение Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 192 зач., XI, 5-21.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая тем или иным образом, верующие люди призваны ориентироваться на евангельские заповеди. Но всегда ли знания заповедей достаточно? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 11-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
17 Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
Чтение из послания апостола Павла к коринфянам, которое мы сейчас услышали, может показаться запутанным и сложным для понимания, что отчасти верно. Причина в том, что оно является отрывком большой речи апостола Павла, в которой он объясняется с некоторыми членами коринфской общины по поводу своего поведения. Обстоятельства этого дела настолько далеки от нас, что, кажется, не могут быть для нас ни важны, ни даже интересны, что, однако, на самом деле не верно. Действительно, в каких-то деталях и подробностях речь, которую мы услышали может заинтересовать лишь специалистов, исследующих библейские тексты, но в своей главной мысли, в своей интенции, она оказывается важна для каждого из нас.
О чём говорит апостол? Он отказывался от помощи коринфян, чтобы никто из них не подумал, что он делает это ради прибыли. При этом он же спокойно получал поддержку от учеников из Македонии. Первым он старался не быть в тягость, в то время как вторые терпели издержки. Выглядит это, мягко говоря, странно. Впрочем, только на первый взгляд. Сам Павел дальше объясняет, что не хотел давать повода к возмущению тем, кто такой повод искал. Иными словами, в общине Коринфа были люди, настроенные к апостолу враждебно. Чтобы не провоцировать их подозрений и не нарушить и без того сложных взаимоотношений, Павел отказывался от любой их помощи. В то же время, братия из Македонии были простыми и искренними, ни в чём не подозревающими его людьми, поэтому их помощь он принимал спокойно.
В Ветхом Завете была заповедь о том, что трудящийся достоин пропитания, но в разных условиях апостол применял её по-разному. И мы должны поступать так всегда. Заповеди — это неизменные ориентиры в нашей нравственной жизни, но ландшафт нашей жизни разный, и, как говорилось в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», (здесь прямой путь — не самый короткий. Поэтому важно не просто применять евангельские заповеди, но думать о том, как не изменяя им, сделать так, чтобы все получили пользу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Еда и средства гигиены для Церковного штаба помощи беженцам
Когда Ирина и Руслан вместе с маленькой дочкой покидали Суджу — город в Курской области — из окна своей машины видели, как родные места охвачены огнём и всё, что им было дорого — тает на глазах.
Сами они едва успели спастись. В ночь на 6 августа супругов разбудили выстрелы и взрывы. Когда всё вокруг на мгновенье стихло, они быстро выбежали из дома, сели в машину и отправились в Москву. С собой у семьи не было ничего — ни еды, ни денег, ни запасной одежды. За помощью Ирина и Руслан обратились в московский Церковный штаб помощи беженцам. В столице им предоставили жильё, вещи первой необходимости и продукты.
Московский Церковный штаб ежедневно принимает десятки людей — из Курской области и других регионов России, передаёт им всё нужное для жизни. Кроме этого, люди получают здесь медицинскую, духовную, социальную и юридическую помощь.
Сегодня Церковному штабу очень важна поддержка. Необходимы продукты и средства гигиены, которые активно раздают нуждающимся.
Фонд «Мои друзья» уже не раз поддерживал Церковный штаб помощи беженцам. И сейчас вновь пришёл на выручку. В ближайшее время он закупит и передаст туда еду и средства первой необходимости для пострадавших людей. Если вы готовы поучаствовать в добром деле, переходите на сайт фонда: моидрузья.орг и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николо-Угрешский монастырь. История обители
Николо-Угрешский монастырь расположен неподалеку от Москвы в городе Дзержинске. Место это связано с чудесным событием и великой победой. На пути на Куликово Поле святому благоверному Великому Князю Дмитрию Донскому явилась икона Святителя Николая Чудотворца, стоящая на древе.
Монастырь был основан Князем Дмитрием после возвращения с поля битвы, и из века в век он почитался русскими Государями. Здесь был возведен Никольский Собор, а в XIX веке был создан архитектурный ансамбль, о котором можно сказать, что это была настоящая Лавра. Строителем монастыря являлся Игумен обители, прославленный в наши дни в лике святых, преподобный Пимен Угрешский. Рака с мощами святого встретит вас в величественном Спасо-Преображенском Соборе, возрожденном в наши дни в несказанной красоте, а в Успенском храме вы попадете в предел, где находится множество частиц мощей святых угодников Божиих, собранных в этом месте со всего мира. Есть здесь и часовня над местом, где явилась чудотворная икона Святителя Николая Архиепископа Мирликийского, и воссозданный Никольский Собор, где вы увидите потрясающей красоты фрески.
Возрождением монастыря мы обязаны братии обители, во главе с, почившим в 2023-году, митрополитом Оренбургским и Саракташским Вениамином Зарицким, похороненным в нижнем пределе Никольского Собора, освященном в честь Собора Угрешских святых.
Фотографии предоставлены Николо-Угрешским монастырем.
Все выпуски программы Места и люди