1 Кор., 136 зач., VI, 20 - VII, 12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
«Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18) — эти слова Бога, зафиксированные библейской книгой Бытия, лежат в основе супружеских отношений, брак был установлен непосредственно после окончания творения, а потому супружество — это некая фундаментальная основа жизни человечества. Неудивительно, что именно на уничтожение брака направлены усилия богоборцев всех времён, и если нам кажется, что кризис института брака — это нечто новое и ранее невиданное, то нам стоит обратиться к апостольским посланиям, в частности, к 6-й и 7-й главам Первого послания к Коринфянам, отрывок из которых звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 6.
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Глава 7.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,-
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
Только что услышанный нами отрывок апостольского послания начинается с довольно странной фразы: «А о чём вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины» (1Кор. 7:1). Эти слова выглядят как прямое противоречие изначальному библейскому постановлению о браке, а потому они нуждаются во внимательном рассмотрении.
Есть два возможных пути осмысления слов апостола. Первый из этих путей предполагает, что апостол Павел жил предвосхищением скорого Второго Пришествия Христова и потому считал, что христианам стоит быть предельно сосредоточенными на грядущей встрече со Христом и не связывать себя какими бы то ни было земными попечениями. Второй путь понимания критических слов по отношению к браку предполагает, что здесь Павел процитировал некое письмо, полученное им от коринфской христианской общины, в котором излагалась мысль о воздержании от брака как добродетели, и, упомянув цитату, апостол перешёл к ответу на неё.
Именно такое прочтение слов апостола Павла кажется наиболее вероятным, ведь из других посланий апостола известно, что в христианской среде той эпохи были учителя, запрещающие вступать в брак, их апостол упоминал, к примеру, в 4-й главе Первого послания к Тимофею, там же он дал характеристику этим людям, назвав их лицемерными лжецами, потерявшими всякую совесть (см. 1Тим. 4:2). Тот факт, что отголоски учения этих людей мы находим в апостольских посланиях, означает большую популярность их идей в первохристианскую эпоху, и апостолы вынуждены были бороться с их влиянием точно так же, как и нынешняя Церковь борется с попытками уничтожения института семьи.
Дальнейшие слова этого отрывка апостольского Послания к Коринфянам целиком посвящены осмыслению того, как должны относиться друг к другу супруги в христианском браке ради достижения Царства Небесного: их отношения должны строиться на непрестанном памятовании о единой общей цели — Господе Иисусе Христе, а потому в браке нет места отношениям господства, брак — это подчинение друг другу и совместное подчинение Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Борис Кустодиев. «Летний праздник»
— Здравствуйте, Андрей Борисович!
— Рад вас видеть, Маргарита Константиновна! Когда узнал, что вы в эти дни тоже в Астрахани, то решил — почему бы нам с вами вместе не посетить Дом-музей Бориса Михайловича Кустодиева.
— Отличное решение! К тому же, на улице с утра моросит — прогуляться мы всё равно бы не смогли. Знаете, как только осень с дождями и слякотью вступает в свои права, я начинаю тосковать о лете...
— Тогда эта картина наверняка поднимет вам настроение. Посмотрите только — Борис Кустодиев, «Летний праздник».
— Сколько зелени и красок! Вы правы, Андрей Борисович, полотно просто излучает радость. Впрочем, таково свойство всех работ Кустодиева. Очень верно сказал про него художник Александр Бенуа: «Счастливый, щедрый, праздничный талант!».
— Кустодиев и сам часто говорил, что единственный сюжет всех его картин — это любовь к жизни.
— При этом живописец много лет был прикован к инвалидной коляске. Из-за опухоли спинного мозга у него отнялись ноги. А руки болели так, что порой он с трудом мог держать кисть. Но всё же работал, превозмогая страдание.
— Картину «Летний праздник» Кустодиев написал в 1923 году. Как раз незадолго до этого ему сделали третью по счёту, самую сложную операцию. Врачи считали, что Борис Михайлович может её не перенести. А он не только перенёс, но и сохранил невероятное жизнелюбие. Об этом можно судить по самой картине.
— Действительно, она вся дышит светом и радостью.
— Кстати, в марте 1924 года работа побывала в Нью-Йорке, на Выставке русского искусства. А в 1926-м экспонировалась в Японии. Зарубежная пресса тогда писала о том, что на этом полотне перед зрителями открылась русская душа во всей её широте и красоте.
— Верно подмечено! Ведь на картине изображены традиционные русские гулянья в один из самых любимых праздников на Руси — День Святой Троицы. В народе говорили, что в этот день вся земля — именинница. По традиции, после торжественной праздничной Литургии прихожане отправлялись на гулянья. Собирались семьями, с друзьями, трапезничали прямо на траве.
— Этот момент и запечатлел на картине Борис Кустодиев. Жители маленького городка только что вышли из храма. И расположились рядом, на лужайке. Барышни в воздушных белых платьях сидят на пригорке.
— Вокруг сочная летняя зелень. По небу плывут облака, но погода ясная и тёплая. Люди нарядные, с улыбками на лицах. Одним словом — торжество.
— Интересно, что Кустодиев не подразумевал какую-то конкретную местность. На своём полотне он воплотил собирательный образ старой, патриархальной Руси, которую так любил. В каждом городе на Троицу можно было наблюдать подобную картину.
— До революции, разумеется. После 1917 года большевики, увы, старательно выкорчёвывали из народного сознания и веру, и традиции...
— Но такие, как Борис Михайлович Кустодиев, не давали людям забыть свои корни. Художник не боялся в годы узаконенного безбожия писать и выставлять картины, в которых торжествовал русский, православный дух.
— Дочь Бориса Михайловича рассказывала, как однажды живописцу намекнули, что он мог бы очень легко эмигрировать из страны советов. Поехать с выставкой за рубеж и попросту оттуда не вернуться. Кустодиев даже побледнел от таких слов. И заявил: «Я русский, и как бы трудно нам всем здесь ни было, никогда не покину свою Родину!».
— Мне кажется, картина «Летний праздник» — это и есть признание художника в любви к родной земле. Такое радостное полотно! Посмотришь на него в самый хмурый день — и на душе станет светло.
Картину Бориса Кустодиева «Летний праздник» можно увидеть в доме-музее Кустодиева в Астрахани
Все выпуски программы: Краски России
Сергей Андрияка
«Отображая Божий мир на бумаге, ты прославляешь Творца», — такие слова сказал однажды архимандрит Сергий (Савельев) своему духовному чаду, живописцу, одному из лучших акварелистов современности, народному художнику России Сергею Николаевичу Андрияке. Творчество его, действительно, стало подлинным славословием красоте созданного Богом мира. Церкви и монастыри, деревеньки и патриархальные провинциальные городки, леса и степи, поля и луга, просторы родной русской земли — от живых, ярких, дышащих радостью акварелей Андрияки веет теплом. Они наполнены тихим, таинственным светом, который словно проливается с полотен на зрителя. «Смотришь на эти картины — и на сердце становится легко», — такие отзывы часто можно услышать от посетителей выставок Сергея Андрияки. Художник щедро делился своим даром с людьми. Каждого, кто желал, он с радостью учил видеть пронзительную красоту Творения и запечатлевать её на бумаге.
Сергей взял в руки кисти и краски, когда ему исполнилось шесть лет. Рисовать учил мальчика отец — известный советский художник Николай Андрияка. На первых в своей жизни эскизах маленький Серёжа запечатлел купола Троице-Сергиевой лавры. Неподалёку от монастыря жила его бабушка, и Сергей часто у неё гостил. Вместе они ходили в лавру на Богослужения. Древняя обитель, основанная преподобным Сергием Радонежским, будет часто появляться на картинах художника. Андрияка вспоминал, как в начале 80-х годов ХХ века, ещё студентом московского Суриковского художественного института, он ехал на электричке в Сергиев Посад. В окне вагона, вдалеке, вдруг всплыла лавра — торжественная, словно парящая в воздухе. Не доехав до конечной станции, Сергей вышел из поезда, раскрыл этюдник и стал рисовать...
Всюду в окружающем мире живописец видел и чувствовал присутствие Господа. «На что ни посмотришь, внутри обнаруживает себя гармония и свет», — удивлялся он. Люди, которые близко знали художника, утверждали, что особенный свет исходил и от него самого. Андрияка всю жизнь кому-то помогал: пройти дорогостоящее лечение, преодолеть материальные трудности. В 1999 году художник открыл Школу акварели, где можно было бесплатно освоить азы художественного творчества под руководством самого Сергея Николаевича. Практически всё необходимое для того, чтобы ученикам было комфортно работать, он приобретал на собственные средства. Каждый день привозил в школу выпечку, овощи, фрукты: для натюрмортов! А после уроков раздавал «натуру» ученикам — ребята с аппетитом хрустели сочными яблоками и пили чай с баранками.
В 2007-м году по инициативе Сергея Андрияки на Арбатско-Покровскую линию московского метро вышел поезд «Акварель». Внутри вагонов были развешены репродукции картин Сергея Николаевича и его учеников. Как-то раз в студию к художнику пришла женщина и рассказала о том, как поезд Андрияки буквально вернул её к жизни. Долгое время она пребывала в тяжёлом душевном состоянии. Но однажды в метро перед нею вдруг распахнул двери поезд «Акварель». «Я так долго ходила подавленная, и вдруг — этот свет на картинах! Во мне как будто всё перевернулось!» — с волнением рассказывала женщина живописцу. В этом был главный секрет и смысл творчества Андрияки — приводить людей к свету. Художник часто говорил ученикам: «Только не отходите от Бога! Отходя от Света, мы попадаем туда, где действуют законы тьмы. А это мучительно».
Сергей Андрияка регулярно проводил благотворительные выставки и аукционы своих картин. На вырученные средства художник поддерживал Новоспасский монастырь и Центральную клиническую больницу Святителя Алексия. А в 2012-м году открыл в столице высшее художественное учебное заведение — Академию акварели и изящных искусств народного художника Сергея Андрияки.
Сергей Николаевич скончался от онкологического заболевания в мае 2024 года. По рассказам родных и близких, последние его дни были очень светлыми. Перед тем, как навсегда покинуть этот мир, художник произнёс: «Всех вас люблю...» С этими же словами он жил и творил.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Уральская икона Божией Матери
Иконография Божией Матери исчисляется сотнями видов различных Её изображений. Первые образы были написаны ещё при земной жизни Царицы Небесной. А есть иконы, которые появились совсем недавно. Одна из них — Уральская.
Её история началась в 2003 году. Жительница города Екатеринбурга по имени Екатерина на третий день после Рождества Христова увидела необыкновенный сон. В заснеженном лесу под елью стояла икона Богородицы, окружённая ослепительным сиянием. Снежинки вокруг неё сверкали подобно бриллиантам. Пречистая Дева обратилась к Екатерине с иконы: «Я охраняю Уральскую землю от бед и зол. Пусть люди напишут Мой образ, каким его видела ты, и молятся перед ним».
Женщина рассказала о видении настоятелю Никольского городского храма, а тот — архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению. И вскоре по благословению владыки была написана икона, получившая название Уральская. За основу изображения взят Казанский образ Божией Матери. Новая икона также написана по типу Одигттрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница.
Но есть у Уральского образа и существенные отличия. Плат, покрывающий голову и плечи Богородицы, не пурпурный, как на Казанской иконе, а белый. Слева внизу на изображении показан сверкающий сугроб. Правый верхний угол украшен припорошённой снегом еловой веткой.
В 2003 году Уральская икона Божией Матери была прославлена как местночтимая. Празднование в её честь установлено на третий день Святок, девятое января. Первообраз находится под сводами Никольского храма Екатеринбурга. А многочисленные списки распространились по церквям хранимой Богородицей Уральской земли.
Все выпуски программы Небесная Заступница