1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избавиться от страхов, которые нередко наполняют нашу жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из десятой главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Христиане города Коринф жили в окружении язычников. Один из насущных вопросов, который стоял перед ними, заключался в том, можно ли употреблять в пищу продукты, которые были посвящены языческим богам. Вопрос был далеко не праздный. Ведь мясо, купленное, например, на рынке могло быть частью жертвоприношения в честь какого-нибудь божества. А потому в людях жил страх: вдруг через еду мной овладеют демоны. В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предлагает коринфским христианам ряд практических советов, связанных с этой темой.
Прежде всего он советует покупать всё необходимое без всяких лишних вопросов. Ведь всё в этом мире принадлежит Богу. Ни один дух не имеет в конечном счёте никакой власти над творением. Купил, помолись Богу и ешь. Бог сильнее. Единственное, о чём христианин должен помнить, так это о том, что его поступки могут ввести в соблазн окружающих. Апостол приводит и конкретный пример. Если христианина пригласил к себе на обед язычник и умышленно сообщил ему, что часть еды идоложертвенное, её есть не следует. Не потому, что твоей душой могут завладеть бесы, а потому что в сознании язычника явно или подспудно живёт мысль о том, что его гостю такое мясо есть нельзя. И от того, как поступит гость, будет зависеть представление хозяина дома о вере во Христа. Если съест, поставит знак равенства между Своим Богом и другими языческими божками. Если откажет, то продемонстрирует твёрдость своих убеждений. По сути, совершит дело любви: не только словом, но и самим своим действием засвидетельствует о вере во Христа.
Каким образом всё сказанное касается нас, современных христиан? Страхи пронизывают всю нашу жизнь. Даже будучи в Церкви, приступая к церковным таинствам и участвуя в богослужении, мы постоянно чего-то боимся. Нередко наша духовная жизнь напоминает движение по минному полю: шаг вправо, шаг влево — конец. Не дай Бог нарушить какое-то религиозное правило. Не потому ли, когда идём на исповедь, выписываем на листок все мыслимые и немыслимые проступки? И те, которые реально совершили, и те, которые могли совершить, но точно не помним, совершили или нет. Вдруг что-то забыл. Вдруг не скажу и будет плохо. Дело здесь отнюдь не в моей горячей вере и благочестии. На самом деле меня мучает страх, что где-то мне этот прокол аукнется. Что-то плохое произойдёт в моей жизни или жизни моих близких. К подлинному благочестию такое поведение не имеет никакого отношения. Ведь в его основе всё тот же страх, от которого страдали коринфские христиане и избавиться от которого призывает апостол Павел, разрешая есть идоложертвенное.
Как же освободиться от этого гнетущего душу чувства? Мы призваны понять простую вещь. Страх появляется из-за того, что мы всё ещё не вполне доверяем Богу. В каких-то делах я всё ещё продолжаю жить по собственной воле. Вот именно с этих территорий страх и начинает расползаться во все уголки моей души. Так нередко бывает в теле: болит сердце, а отдаёт в руку или в спину. Так и страх. Начинается он на поверхности, в быту, где, как мне кажется, Бога и не должно быть, куда доступ Ему запрещён, но, как туман, страх оседает в низинах: заполняет то пространство, которое связано с глубиной моей души, с религиозной жизнью. Поэтому я постоянно ощущаю угрозу, которая словно нависла надо мной в виде карающего Бога. Будто Он только и ждёт, чтобы наказать меня за то, что я оступился. Поэтому апостол и призывает нас думать не столько о том, какие правила я нарушил, сколько о том, чтобы во всех своих делах хранить в чистоте свою совесть перед Богом и людьми. Когда начинается очередной приступ страха, обращаться к Богу со словами: «Господи, помоги мне сейчас исполнить не мою волю, а Твою. Помоги во всех своих делах следовать Твоему Евангелию. Помоги быть честным, милостивым, снисходительным, предусмотрительным к окружающим меня людям. Помоги не навредить, не ввести в соблазн. Дай мне честно исполнять свои простые обязанности и быть во всех своих мыслях, чувствах, словах и поступках Твоим сыном и слугой».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.