1 Кор., 146 зач., X, 23-28.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избавиться от страхов, которые нередко наполняют нашу жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из десятой главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Христиане города Коринф жили в окружении язычников. Один из насущных вопросов, который стоял перед ними, заключался в том, можно ли употреблять в пищу продукты, которые были посвящены языческим богам. Вопрос был далеко не праздный. Ведь мясо, купленное, например, на рынке могло быть частью жертвоприношения в честь какого-нибудь божества. А потому в людях жил страх: вдруг через еду мной овладеют демоны. В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предлагает коринфским христианам ряд практических советов, связанных с этой темой.
Прежде всего он советует покупать всё необходимое без всяких лишних вопросов. Ведь всё в этом мире принадлежит Богу. Ни один дух не имеет в конечном счёте никакой власти над творением. Купил, помолись Богу и ешь. Бог сильнее. Единственное, о чём христианин должен помнить, так это о том, что его поступки могут ввести в соблазн окружающих. Апостол приводит и конкретный пример. Если христианина пригласил к себе на обед язычник и умышленно сообщил ему, что часть еды идоложертвенное, её есть не следует. Не потому, что твоей душой могут завладеть бесы, а потому что в сознании язычника явно или подспудно живёт мысль о том, что его гостю такое мясо есть нельзя. И от того, как поступит гость, будет зависеть представление хозяина дома о вере во Христа. Если съест, поставит знак равенства между Своим Богом и другими языческими божками. Если откажет, то продемонстрирует твёрдость своих убеждений. По сути, совершит дело любви: не только словом, но и самим своим действием засвидетельствует о вере во Христа.
Каким образом всё сказанное касается нас, современных христиан? Страхи пронизывают всю нашу жизнь. Даже будучи в Церкви, приступая к церковным таинствам и участвуя в богослужении, мы постоянно чего-то боимся. Нередко наша духовная жизнь напоминает движение по минному полю: шаг вправо, шаг влево — конец. Не дай Бог нарушить какое-то религиозное правило. Не потому ли, когда идём на исповедь, выписываем на листок все мыслимые и немыслимые проступки? И те, которые реально совершили, и те, которые могли совершить, но точно не помним, совершили или нет. Вдруг что-то забыл. Вдруг не скажу и будет плохо. Дело здесь отнюдь не в моей горячей вере и благочестии. На самом деле меня мучает страх, что где-то мне этот прокол аукнется. Что-то плохое произойдёт в моей жизни или жизни моих близких. К подлинному благочестию такое поведение не имеет никакого отношения. Ведь в его основе всё тот же страх, от которого страдали коринфские христиане и избавиться от которого призывает апостол Павел, разрешая есть идоложертвенное.
Как же освободиться от этого гнетущего душу чувства? Мы призваны понять простую вещь. Страх появляется из-за того, что мы всё ещё не вполне доверяем Богу. В каких-то делах я всё ещё продолжаю жить по собственной воле. Вот именно с этих территорий страх и начинает расползаться во все уголки моей души. Так нередко бывает в теле: болит сердце, а отдаёт в руку или в спину. Так и страх. Начинается он на поверхности, в быту, где, как мне кажется, Бога и не должно быть, куда доступ Ему запрещён, но, как туман, страх оседает в низинах: заполняет то пространство, которое связано с глубиной моей души, с религиозной жизнью. Поэтому я постоянно ощущаю угрозу, которая словно нависла надо мной в виде карающего Бога. Будто Он только и ждёт, чтобы наказать меня за то, что я оступился. Поэтому апостол и призывает нас думать не столько о том, какие правила я нарушил, сколько о том, чтобы во всех своих делах хранить в чистоте свою совесть перед Богом и людьми. Когда начинается очередной приступ страха, обращаться к Богу со словами: «Господи, помоги мне сейчас исполнить не мою волю, а Твою. Помоги во всех своих делах следовать Твоему Евангелию. Помоги быть честным, милостивым, снисходительным, предусмотрительным к окружающим меня людям. Помоги не навредить, не ввести в соблазн. Дай мне честно исполнять свои простые обязанности и быть во всех своих мыслях, чувствах, словах и поступках Твоим сыном и слугой».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель для Даниеля Галлямова

Даниелю 14 лет. Ему важно быть в движении, что-нибудь придумывать, ставить цели и достигать их. С детства Даниель занимался каратэ, плаванием и футболом, а позже нашёл себя в самокатном спорте. Кроме этого, подросток интересуется дизайном одежды. Ему нравится экспериментировать — перешивать старые вещи и создавать собственный стиль.
Ещё недавно Даниель строил планы, как будет участвовать в спортивных соревнованиях и разрабатывать свою коллекцию одежды. Но в его насыщенную жизнь вмешалась болезнь. Год назад подросток заметил, что начал хуже видеть буквы, детали и лица, но очки не помогали. Оказалось, что всему виной редкое заболевание, при котором постепенно погибают клетки зрительного нерва.
Узнав об этом, Даниель решил, что будет учиться с этим жить. Впереди его ждёт поддерживающая терапия. Она поможет замедлить течение болезни и сохранить зрение. А прямо сейчас подростку необходима вещь, без которой он не сможет продолжать учиться и творить — это видеоувеличитель.
За помощью в приобретении дорогостоящей техники, родители Даниеля обратились в благотворительный фонд «Люди-маяки». На его ресурсах уже открыт сбор для подростка. Вы можете его поддержать и тем самым подарить Даниелю возможность видеть. Чтобы оставить любую посильную помощь, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Античность и христианство о человеке». Пётр Пашков
У нас в гостях был доцент Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о том, как христианство изменило отношение к человеку по сравнению с античностью, почему именно христианство дало возможность увидеть в человеке личность, обладающую свободой, и как античный мир принимал новые отношения человека с Богом.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Виктор Горбач
Гостем программы «Светлый вечер» был настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач.
Мы говорили с нашим гостем о его приходе к вере и о пути к священническому служению.
Разговор начинается с истории прихода отца Виктора к вере: его крещения в детстве, жизни на «атеистическом» Сахалине поздне-советских лет, первых воспоминаний о Пасхе и появления на острове священников в конце 80-х — начале 90-х годов.
Гость вспоминает, как впервые зашёл в приспособленное под храм помещение рядом со школой, как стал петь на клиросе, впервые попал в алтарь и как участие во встрече Казанской иконы Божией Матери в 1995 году стало для него поворотным моментом. Отец Виктор рассказывает о том, что привело его к размышлению о выборе пути священства и об обстоятельствах, которые помогли ему принять решение о рукоположении.
В беседе затрагиваются трудности первых лет служения: отсутствие храмов, бытовые проблемы, недостаток священнослужителей, ответственность перед прихожанами и необходимость заслуживать доверие людей. Разговор — о служении на Сахалине, искушениях, помощи мирян и о памяти новомучеников, которая поддерживает верующего в испытаниях и вдохновляет на верность Церкви.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Сергей Платонов
Все выпуски программы Светлый вечер











