
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избавиться от страхов, которые нередко наполняют нашу жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из десятой главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Христиане города Коринф жили в окружении язычников. Один из насущных вопросов, который стоял перед ними, заключался в том, можно ли употреблять в пищу продукты, которые были посвящены языческим богам. Вопрос был далеко не праздный. Ведь мясо, купленное, например, на рынке могло быть частью жертвоприношения в честь какого-нибудь божества. А потому в людях жил страх: вдруг через еду мной овладеют демоны. В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предлагает коринфским христианам ряд практических советов, связанных с этой темой.
Прежде всего он советует покупать всё необходимое без всяких лишних вопросов. Ведь всё в этом мире принадлежит Богу. Ни один дух не имеет в конечном счёте никакой власти над творением. Купил, помолись Богу и ешь. Бог сильнее. Единственное, о чём христианин должен помнить, так это о том, что его поступки могут ввести в соблазн окружающих. Апостол приводит и конкретный пример. Если христианина пригласил к себе на обед язычник и умышленно сообщил ему, что часть еды идоложертвенное, её есть не следует. Не потому, что твоей душой могут завладеть бесы, а потому что в сознании язычника явно или подспудно живёт мысль о том, что его гостю такое мясо есть нельзя. И от того, как поступит гость, будет зависеть представление хозяина дома о вере во Христа. Если съест, поставит знак равенства между Своим Богом и другими языческими божками. Если откажет, то продемонстрирует твёрдость своих убеждений. По сути, совершит дело любви: не только словом, но и самим своим действием засвидетельствует о вере во Христа.
Каким образом всё сказанное касается нас, современных христиан? Страхи пронизывают всю нашу жизнь. Даже будучи в Церкви, приступая к церковным таинствам и участвуя в богослужении, мы постоянно чего-то боимся. Нередко наша духовная жизнь напоминает движение по минному полю: шаг вправо, шаг влево — конец. Не дай Бог нарушить какое-то религиозное правило. Не потому ли, когда идём на исповедь, выписываем на листок все мыслимые и немыслимые проступки? И те, которые реально совершили, и те, которые могли совершить, но точно не помним, совершили или нет. Вдруг что-то забыл. Вдруг не скажу и будет плохо. Дело здесь отнюдь не в моей горячей вере и благочестии. На самом деле меня мучает страх, что где-то мне этот прокол аукнется. Что-то плохое произойдёт в моей жизни или жизни моих близких. К подлинному благочестию такое поведение не имеет никакого отношения. Ведь в его основе всё тот же страх, от которого страдали коринфские христиане и избавиться от которого призывает апостол Павел, разрешая есть идоложертвенное.
Как же освободиться от этого гнетущего душу чувства? Мы призваны понять простую вещь. Страх появляется из-за того, что мы всё ещё не вполне доверяем Богу. В каких-то делах я всё ещё продолжаю жить по собственной воле. Вот именно с этих территорий страх и начинает расползаться во все уголки моей души. Так нередко бывает в теле: болит сердце, а отдаёт в руку или в спину. Так и страх. Начинается он на поверхности, в быту, где, как мне кажется, Бога и не должно быть, куда доступ Ему запрещён, но, как туман, страх оседает в низинах: заполняет то пространство, которое связано с глубиной моей души, с религиозной жизнью. Поэтому я постоянно ощущаю угрозу, которая словно нависла надо мной в виде карающего Бога. Будто Он только и ждёт, чтобы наказать меня за то, что я оступился. Поэтому апостол и призывает нас думать не столько о том, какие правила я нарушил, сколько о том, чтобы во всех своих делах хранить в чистоте свою совесть перед Богом и людьми. Когда начинается очередной приступ страха, обращаться к Богу со словами: «Господи, помоги мне сейчас исполнить не мою волю, а Твою. Помоги во всех своих делах следовать Твоему Евангелию. Помоги быть честным, милостивым, снисходительным, предусмотрительным к окружающим меня людям. Помоги не навредить, не ввести в соблазн. Дай мне честно исполнять свои простые обязанности и быть во всех своих мыслях, чувствах, словах и поступках Твоим сыном и слугой».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о Божественной благодати». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме Божественной благодати, из сборника проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Спешите идти за Христом».
Разговор шел о том, что такое Божественная благодать, как она на нас действует, что помогает, а что, наоборот, препятствует её стяжанию, в чем заключается ответственность человека перед Богом, а также что такое состояние прелести, чем оно опасно и как отличить его от благодатного состояния.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Помогаем людям в Донецке вместе с фондом «Мои друзья»

При Свято-Николаевском храме в городе Донецке с 2007 года работает Семейный центр «Отрада». Здесь помогают людям в кризисной ситуации, семьям, одиноким старикам, а также подопечным социальных учреждений Республики. Все они обретают духовную, психологическую, гуманитарную и волонтёрскую помощь, а главное — человеческое, сердечное участие. Команда центра возвращает людям веру в добро и не даёт падать духом!
Семья Вербицких перебралась в Донецк после того, как в результате боевых действий потеряла всё — дом и большое хозяйство. Люди находились на грани отчаяния. Но сотрудники Православного центра «Отрада» окружили их таким вниманием и заботой, что в этих людях вновь загорелась искра жизни.
Проявлять участие ко всем, кто сюда обращается, удаётся с поддержкой добрых людей — кто нужные вещи передаст, кто продукты. «Наши подопечные принимают помощь с благодарностью. Они понимают, что не остались одни, что Господь через людей посылает им поддержку. И это позволяет им преодолевать трудности и даже помогать тем, кому ещё хуже», — рассказывают сотрудники центра «Отрада».
Сегодня Донецк находится в непростом положении — сохраняется ракетная опасность, есть перебои с водоснабжением, но город всё равно продолжает жить и людям здесь необходима помощь.
Сегодня у нас есть возможность поддержать жителей Донецка и его окрестностей. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», где открыт сбор на продукты для подопечных православного Семейного центра «Отрада».
Совсем недавно при участии слушателей Радио ВЕРА фонд «Мои друзья» отправил продуктовую помощь жителям Белгорода. А сейчас его команда просит поддержать людей в Донецке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великая Пятница. Крестные страдания Христа». Протоиерей Игорь Фомин

У нас в студии был настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.
Разговор шел о смыслах Великой Пятницы, о страданиях Иисуса Христа на Кресте и их значении для спасения людей, а также о тех словах, которые произносил Спаситель на Кресте.
Этой беседой мы завершили цикл из пяти программ, посвященных темам Страстной седмицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена разговору о библейском патриархе Иосифе.
Вторая беседа с протоиереем Максимом Первозванским была посвящена притчам о талантах и о мудрых и неразумных девах.
Третья беседа со священником Андреем Щенниковым была посвящена тому, как женщина-грешница помазала Христа драгоценным миром и тому, как Иуда предал Спасителя.
Четвертая беседа с иеромонахом Геннадием (Войтишко) была посвящена установлению Спасителем таинства Причастия (Евхаристии) на Тайной Вечери.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер