
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, 2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к Фесалоникийцам с разговором о пришествии дня господня. Судя по предыдущим стихам, некоторые из собеседников Павла сомневались в воскресении мертвых, или, по крайней мере, думали о нем не вполне верно, так что апостол решил написать им об этом достаточно подробно.
В то же время, апостол выбирает очень верный тон, он не обличает их, но рассказывает им о будущем, даже приободряя уверенностью в том, что большая часть того, что он говорит — уже известна. Отчасти это, конечно, верно. Мысль о том, что День Господень, то есть второе пришествие Христово придет «как вор ночью» — многократно встречается и в Евангелиях, но одна мысль апостола уникальна.
Мы привыкли, что описания конца истории связаны с катаклизмами космического, или по крайней мере, всемирного масштаба: войны, голод, преследование христиан... практически окончательная победа зла... Слова апостола, которые мы слышим сегодня, как будто бы противоречат всему этому. Он говорит: Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба«. Как же так, спросит кто-нибудь? Так что будет признаками конца? Всеобщие беды? Или всеобщие мир и благоденствие? Однако эти события лишь на первый взгляд оказываются взаимоисключающими. Дело в том, что все те испытания, о которых говорит Христос очень часто воспринимают как признаки Его прихода, забывая при этом еще один — приход антихриста. Это слово замылилось в нашем сознании кинематографическими образами, и его мало кто из трезвомыслящих людей готов воспринимать всерьез. Кажется, что это, что-то из области древних легенд... И все же, христиане вполне серьезно верят, что в конце истории, когда люди устанут от ужасов, которые творят... Но появится человек и его будут считать мессией и, он будет выдавать себя за бога... И в итоге обеспечит те «мир и безопасность», о которых говорит апостол. И тогда наступит конец.
Дело в том, что пока в мире очевидна неустроенность — люди осознают свою беспомощность построить царство Божие на земле... Когда же им будет продемонстрированы мнимые мир и безопасность, они решат, что все в этом мире смогли, всего сами достигли и стали как боги, знающие добро и зло... И вот здесь, не в неустроенности, а в мнимой победе над злом, в мире без Бога, настанет время пагубы и история закончится пришествием Христа.
Апостол сравнивает Его приход с родами, о которых знают, что они будут, но которые не приходят по расписанию и, которые связаны со страданием... Тем более, что их невозможно будет избегнуть... Если выбираешь мир и безопасность ценой правды, если готов поступиться всем ради комфорта, не жди, что истина, которая в итоге все равно восторжествует, будет легкой и приятной для твоих глаз. Если же ты живешь в свете, то истина, которую открывает Его пришествие, не будет мучительна, но будет впускать в еще большую полноту света и говорить о Христе. Но чтобы различить путь и пойти по нему, необходимо мужество и духовная трезвость.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











