1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, 2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к Фесалоникийцам с разговором о пришествии дня господня. Судя по предыдущим стихам, некоторые из собеседников Павла сомневались в воскресении мертвых, или, по крайней мере, думали о нем не вполне верно, так что апостол решил написать им об этом достаточно подробно.
В то же время, апостол выбирает очень верный тон, он не обличает их, но рассказывает им о будущем, даже приободряя уверенностью в том, что большая часть того, что он говорит — уже известна. Отчасти это, конечно, верно. Мысль о том, что День Господень, то есть второе пришествие Христово придет «как вор ночью» — многократно встречается и в Евангелиях, но одна мысль апостола уникальна.
Мы привыкли, что описания конца истории связаны с катаклизмами космического, или по крайней мере, всемирного масштаба: войны, голод, преследование христиан... практически окончательная победа зла... Слова апостола, которые мы слышим сегодня, как будто бы противоречат всему этому. Он говорит: Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба«. Как же так, спросит кто-нибудь? Так что будет признаками конца? Всеобщие беды? Или всеобщие мир и благоденствие? Однако эти события лишь на первый взгляд оказываются взаимоисключающими. Дело в том, что все те испытания, о которых говорит Христос очень часто воспринимают как признаки Его прихода, забывая при этом еще один — приход антихриста. Это слово замылилось в нашем сознании кинематографическими образами, и его мало кто из трезвомыслящих людей готов воспринимать всерьез. Кажется, что это, что-то из области древних легенд... И все же, христиане вполне серьезно верят, что в конце истории, когда люди устанут от ужасов, которые творят... Но появится человек и его будут считать мессией и, он будет выдавать себя за бога... И в итоге обеспечит те «мир и безопасность», о которых говорит апостол. И тогда наступит конец.
Дело в том, что пока в мире очевидна неустроенность — люди осознают свою беспомощность построить царство Божие на земле... Когда же им будет продемонстрированы мнимые мир и безопасность, они решат, что все в этом мире смогли, всего сами достигли и стали как боги, знающие добро и зло... И вот здесь, не в неустроенности, а в мнимой победе над злом, в мире без Бога, настанет время пагубы и история закончится пришествием Христа.
Апостол сравнивает Его приход с родами, о которых знают, что они будут, но которые не приходят по расписанию и, которые связаны со страданием... Тем более, что их невозможно будет избегнуть... Если выбираешь мир и безопасность ценой правды, если готов поступиться всем ради комфорта, не жди, что истина, которая в итоге все равно восторжествует, будет легкой и приятной для твоих глаз. Если же ты живешь в свете, то истина, которую открывает Его пришествие, не будет мучительна, но будет впускать в еще большую полноту света и говорить о Христе. Но чтобы различить путь и пойти по нему, необходимо мужество и духовная трезвость.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия