«Переславский Свято-Феодоровский форум» (14.06.2019) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Переславский Свято-Феодоровский форум» (14.06.2019)

* Поделиться

У нас в гостях были настоятельница Фёдоровского женского монастыря в Переславле-Залесском игуменья Даниила (Севериненко), старший научный сотрудник Переславского Государственного Музея-заповедника Елена Шадунц и координатор Переславского форума Наталья Ямолдинова.

Разговор пойдет о проходящей в Переславле-Залесском летней сессии Переславского Свято-Феодоровского историко-культурного форума, какие темы обсуждаются, а также о том, какую роль играли монастыри в формировании социального и культурного пространства малых городов.


Ведущий: Алексей Пичугин

А. Пичугин

– Здравствуйте, дорогие слушатели, «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. Приветствую вас в этой студии. У нас пятница накануне Троицы, ну почти накануне, Троица в воскресенье. Ну а в воскресенье мы явно с вами не услышимся, поэтому поздравляю вас с этим замечательным праздником, который, с одной стороны, несколько отдаляет от нас Пасху, но от нас Пасху и отдание Пасхи, и Вознесение как бы отдаляет. Но, с другой стороны, это уже все-таки, с точки зрения Церкви, начало церковной истории, поэтому и замечательный праздник. А в переложении на российские смыслы, в переложении на нашу действительность, это всегда еще и очень красивое оформление храмов. Если сельские храмы, всегда сено привозят, березами украшают. Приятно зайти в такое вот ну просто красивое пространство. Смыслов праздника много, и мы, радио «Вера», с ним поздравляем. С удовольствием представляю наших гостей. Сегодня очень интересная тема, мы будем говорить про Переславский форум. И у нас в гостях Елена Шадунц, старший научный сотрудник Переславль-Залесского государственного музея-заповедника, научный консультант форума. Добрый вечер.

Е. Шадунц

– Добрый вечер.

А. Пичугин

– Игуменья Даниила (Севериненко), настоятельница Федоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Здравствуйте.

Игуменья Даниила

– Здравствуйте.

А. Пичугин

– Наталья Ямолдинова, координатор форума. Добрый вечер.

Н. Ямолдинова

– Добрый вечер.

А. Пичугин

– Про Переславский форум мы не говорили. Он первый раз проходит?

Н. Ямолдинова

– Да, первый раз.

А. Пичугин

– Замечательно, значит, мы не отстаем, а идем в ногу со временем. Расскажите о том, что это за мероприятие. Переславль-Залесский совсем рядом, всего 120 километров от Москвы, такой, наверное, самый близкий к столице город «Золотого кольца», куда сейчас очень многие приезжают. Популярное место отдыха и у москвичей, и у жителей Ярославля и, естественно, у всех, кто ездит по «Золотому кольцу». И вот там проходит форум. Я специально не делаю акцентов – научный он, или имеет отношение к Церкви, или еще какие-то смыслы в нем заложены. Вы сейчас все расскажете. Кто начнет?

Н. Ямолдинова

– Наверное, я начну.

Е. Шадунц

– Наталья Ямолдинова. Да, пожалуйста.

Н. Ямолдинова

– Полное название форума Переславский Свято-Федоровский историко-культурный форум. И действительно мы постарались объединить на одной площадке несколько важных для нас направлений, сделать эту площадку таким открытым пространством диалога между научным сообществом, историческим сообществом, между обществом вообще и между Церковью. И, в частности, таким, не знаю, правильно ли будет сказать, монастырским сообществом, ну наверное, вот между монастырями. И поэтому это отражено в названии, и это отражено в некоторой многослойности нашего форума. То есть у нас есть научно-практический поток, центральным мероприятием которого будет научно-практическая конференция. У нас есть культурно-просветительский поток, в котором мы приглашаем поучаствовать всех желающих, всех интересующихся, мы, наверное, чуть позже подробнее расскажем о его содержании. И у нас есть духовно-патриотическое, ну я бы сказала, направление, слово «поток» уже немножко здесь будет неуместным, духовно-патриотическое направление, в которое мы тоже приглашаем всех желающих, но это вот некоторое такое...

А. Пичугин

– А почему именно в Переславле-Залесском?

Н. Ямолдинова

– Во-первых, Федоровский монастырь находится в Переславле-Залесском. И именно Федоровский монастырь стал инициатором проведения этого форума. Нас поддержал наш владыка Феоктист, Переславской епархии...

А. Пичугин

– Ну сотрудник радио «Вера» практически.

Н. Ямолдинова

– Да, мы стали соорганизаторами вместе с епархией. И к нам присоединилась, за что мы очень благодарны, администрация Переславля. Поэтому форум Переславский. Но не только поэтому. У нас первое название было немножко другое, Переславский не входило в это название, но потом мы поняли, что Переславль это настолько ценное культурное что ли явление, настолько ценное историко-культурное явление, что было бы странно, если бы мы упустили возможность присоединиться к славе что ли города, да, к его такому вот историко-культурному багажу, историко-культурному наследию и так далее. И одна из задач форума, чтобы город немножко по-новому прозвучал в информационном пространстве, немножко по-новому прозвучал для научного сообщества в том числе. Вот поэтому Переславский.

А. Пичугин

– Конечно, надо несколько слов обязательно сказать сейчас про сам монастырь, Федоровский монастырь. У него богатая история, это один из нескольких переславских монастырей. Если кто-то из наших слушателей в Переславле-Залесском бывал, наверняка он не смог пройти мимо, если не были, можно посмотреть очень красивые картинки в интернете. Древний, очень древний монастырь – самое начало XIV века. По преданию, да не по преданию, а действительно так, монастырь заложен на месте битвы между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского Михаила Ярославича, таким образом, место вот этой битвы было отмечено. Ну и происходили разные важные события в русской истории в этом монастыре. В 1557 году Иван Грозный велел построить церковь в Федоровском монастыре в честь рождения своего сына Федора – Феодоро-Стратилатовский храм, главный собор монастыря до настоящего времени. Все верно, да? Это я уж так что-то сам начал рассказывать. Но у нас игуменья Даниила (Севериненко), игуменья Федоровского монастыря в студии. Поэтому матушка, вы вкратце расскажите, пожалуйста, о том, что сейчас в монастыре происходит, его современность, после возвращения Церкви в 90-е годы.

Игуменья Даниила

– Монастырь был возвращен Церкви в 1998 году, и сначала открыт как подворье Никольского монастыря, а с 2001 года он стал самостоятельным.

А. Пичугин

– Ну он был действительно огромный – вот опять же к истории. Кстати, он был мужским до середины XVII века, а к революции насельниц обители было аж 500 человек, полтысячи человек насельниц монастыря – это сложно себе представить. А сейчас сколько?

Игуменья Даниила

– Сейчас у нас всего 20 сестер. Да, небольшой монастырь.

А. Пичугин

– А чем живет сейчас монастырь, если мы говорим... Понятно, что монастырь живет своей монашеской жизнью внутренней, жизнь общины. Но всегда же есть еще и какие-то такие общественные занятия. Вот форум, например, который тесно связан с монастырем. Наверное, туристический поток, который в Переславле просто огромный тоже касается вашей обители.

Игуменья Даниила

– Да, поскольку монастырь стоит у самой дороги, то все экскурсии заезжают к нам.

А. Пичугин

– Ну естественно, да. Я думаю, что Елена Шадунц, старший научный сотрудник Переславль-Залесского музея-заповедника не даст соврать, что все экскурсии, которые там сейчас мимо проезжают, а экскурсий очень много, ежедневно Переславль посещает тысяча человек из разных городов.

Е. Шадунц

– Да, конечно. Дело в том, что как сказала матушка, с 98-го года начал возрождаться этот монастырь. А может быть, многие даже из москвичей могут вспомнить историю того, как боролись за этот монастырь в 80-е годы. Дело в том, что этот великолепный ансамбль практически был полуразрушен, в силу того, что там размещалась воинская часть и, например, в Введенской церкви была солдатская баня. И сам ансамбль пришел в такое состояние, что общественность научная и искусствоведческая обратилась с просьбой в Совет министров, чтобы этот ансамбль каким-то образом был спасен. И тогда было принято решение передать его Академии наук, и там началась реставрация, целью которой было превращение этого ансамбля в такой вот городок научный. И первые работы реставрационные проводил там Иван Борисович Пуришев – это очень известный реставратор. И тогда была с трудом буквально поднята из руин Введенская церковь и началась реставрация собора Феодора Стратилата. Но реставрационные работы прекратились и достаточно долгое время, почти десять лет они там не шли. И вот передача монастыря Церкви вернула его к жизни в полном смысле этого слова. Потому что изначально, конечно, приспособление Введенской церкви под клуб молодых ученых, оно никого не обрадовало, в общем-то, из тех, кто ратовал за то, чтобы этот монастырь вернулся к жизни как ансамбль.

А. Пичугин

– Ну и тем более в Переславле достаточно много мест, где можно разместить клуб молодых ученых. А он есть сейчас?

Е. Шадунц

– Вы знаете, к сожалению, увы, нет. Потому что и Институт программных систем, увы, не тот, и даже университет у нас закрыли.

А. Пичугин

– А, закрыли?

Е. Шадунц

– Да, увы.

А. Пичугин

– А я был уверен, что буквально несколько дней назад проезжал мимо, там даже какие-то объявления реклама висит. Давно?

Е. Шадунц

– Да, это произошло в прошлом году, это печальная история, которая касается наших учредителей.

А. Пичугин

– Ну я думаю, мы не будем об этом.

Е. Шадунц

– Не будем.

А. Пичугин

– Но, может быть, на каких-то новых началах, видите, историко-культурный форум большой у вас проходит, может, это как-то вдохнет жизнь и в такую научно-образовательную составляющую города.

Е. Шадунц

– Вы совершенно правы. Потому что для нас – я вот представляю музей-заповедник, это партнер форума, – для нас чрезвычайно важно это событие. Потому что при том интересе, который представляет собой Переславль-Залесский, именно с точки зрения исследовательской, к сожалению, долгие годы у нас не было ни одной научной конференции, которая была бы посвящена культурному наследию. Вот 98-й год – это практически последняя конференция...

А. Пичугин

– Двадцать один год назад.

Е. Шадунц

– Да, которую проводил как раз Союз краеведов российский.

А. Пичугин

– Да, Елена еще член Союза краеведов России и почетный... с ВООПиКом как правильно?

Е. Шадунц

– Почетный член ВООПиКа. Ну в любом случае нам очень важно, что спустя 20 лет именно Федоровский монастырь становится инициатором вот такого события и собирает сюда, на эту площадку, весьма серьезное научное сообщество. Потому что перед нами, исследователями, стоят уже новые цели. Если раньше этот ансамбль, например, рассматривался ну в контексте, скажем так, истории архитектуры, и не более того, то сегодня, когда возрождается монастырская жизнь, весьма интересным становится исследование монастырских архивов. И это тот пласт истории, который, в общем-то, только-только начинает подниматься во всей многоаспектности. И сейчас Федоровский монастырь, во-первых, он отреставрирован, и он представляет большой интерес и как ансамбль.

А. Пичугин

– Как, кстати, и большинство переславских обителей, которых в городе немало, они отреставрированы, что важно.

Е. Шадунц

– Да, ну и сейчас возникают, как приятно говорить, новые вызовы. И поэтому инициатива рассмотреть возможности социального служения не просто как, например, ну забота, о так сказать, бедных и сирых, но и в каком-то таком аспекте воспитательном, патриотическом, в хорошем смысле этого слова, в правильном смысле этого слова.

А. Пичугин

– Да, потому что сейчас, к сожалению, это слово и сам этот термин...

Е. Шадунц

– Несколько затерся.

А. Пичугин

– Затерся. Да совершенно разными, очень порой предвзятыми какими-то обладает тоже понятиями.

Е. Шадунц

– А выясняется, что если вглядеться в документы, то можно узнать очень много интересного и совершенно даже неожиданного для жизни вот монастырской. И потому сейчас на эту площадку, на научную площадку соберутся исследователи, которые в последние годы занимаются вопросами именно исследования источников о жизни монастырей – о их роли в экономике, о том, как они, собственно говоря, организовывали вокруг себя пространство. И эта площадка форума станет площадкой как научных докладов, так и общения.

А. Пичугин

– Мы про это поговорим подробнее обязательно чуть дальше. Я, пользуясь случаем, хочу призвать наших слушателей, тех кто поедет в Переславль-Залесский, ни в коем случае мимо музея не проезжать, который Елена представляет. Потому что, на мой взгляд, это, наверное, один из лучших ансамблей России, недаром он расположен в ансамбле Горицкого монастыря, огромного монастыря, это позволяет музею иметь очень большие площади и представлять ценную экспозицию. Действительно музей просто прекрасный. А какая там картинная галерея!

Е. Шадунц

– Да, спасибо большое. Как раз сейчас мы отмечаем 100-летие – 28 мая 1919 года как раз и открылся наш музей, и коллекция картин купца Свершникова, которую передал Румянцевский музей в Переславль, она стала основной нашей картинной галереи.

А. Пичугин

– Я напомню, дорогие слушатели, что в гостях у светлого радио сегодня гости из Переславля-Залесского. Мы говорим про Переславский Свято-Федоровский историко-культурный форум, который этим летом пройдет в Переславле-Залесском. Елена Шадунц старший научный сотрудник Переславль-Залесского государственного музея-заповедника, научный консультант форума. Наталья Ямолдинова, координатор форума. Игуменья Даниила (Севериненко), настоятельница Федоровского женского монастыря. Итак, форум. Давайте уже так к форуму непосредственно самому перейдем. Во-первых, когда он будет? Да, Наталья, пожалуйста.

Н. Ямолдинова

– Мы говорим о том, что сейчас открывается летняя сессия форума, потому что у нас была совсем коротенькая весенняя, потом еще будет осеняя. Мы сейчас говорим о летней сессии. С 19 по 21 июня состоятся основные мероприятия, затем еще будут небольшие мастер-классы и семинары 21 июля, и у нас будет хоровой фестиваль 17 августа.

А. Пичугин

– То есть сам форум, он так растянут, протянут через все лето.

Н. Ямолдинова

– Да, и это тоже одна из идей таких.

А. Пичугин

– Очень хорошая идея. По порядку: 19 июня открытие – где?

Н. Ямолдинова

– Открытие состоится в здании городской администрации. Это Переславль-Залесский, Народная площадь дом 1. Ну наверное, даже так начнем: все-таки открытие, наверное, будет в Федоровском женском монастыре – в восемь утра у нас молебен на начало благого дела.

А. Пичугин

– А приехать может каждый?

Н. Ямолдинова

– Да, ну желательно зарегистрироваться предварительно на сайте форума. Мы, наверное, можем, да, в финале программы...

А. Пичугин

– Назвать сайт? Прямо сейчас давайте назовем: http://www.pereslavlforum.ru/ Очень красочный, хорошо сделанный сайт, где все подробности есть. Но для тех слушателей, кто не полезет в интернет искать сайт...

Н. Ямолдинова

– Да.

А. Пичугин

– Где-то в машине сейчас нас слушает, он приедет домой, забудет, а в Переславль съездить захочет, по каким-то причинам просто не посетит сайт, мы все это продублируем, расскажем в подробностях во всех в течение программы. А самое главное: как доехать до Переславля?

Н. Ямолдинова

– Доехать – ну на автомобиле, наверное, каждый в навигаторе посмотрит.

А. Пичугин

– Прямо по Ярославскому шоссе, по прямой, никуда не сворачивая, просто дорога в город приведет. Сложнее, да, общественным транспортом, потому что железной дороги давно в Переславле нет, и та была узкоколейной.

Н. Ямолдинова

– Да. Сейчас можно, довольно много идет автобусов из Москвы. Тут вот мы недавно узнали, что опять в очередной раз перенесли у нас...

Е. Шадунц

– По поводу автобусного сообщения могу сказать, что сейчас, оказывается, целых два автовокзала отправляют в Переславль, да, один автовокзал...

А. Пичугин

– У нас есть два автовокзала?

Е. Шадунц

– Вы знаете, их гораздо больше в Москве, как выясняется.

А. Пичугин

– Те которые нелицензионные, мы про них даже говорить не будем.

Е. Шадунц

– Нет, на самом деле автобусы на Переславль идут из Ховрино. И идут снова от «Щелковской», только немножечко из другого места. Но в любом случае автобусное сообщение существует также.

А. Пичугин

– Ну особенно от «Щелковской», там довольно удобно. Потому что они сразу по МКАДу на Ярославское шоссе и просто уже по прямой, никуда не сворачивая. А приехать – я смотрю вот по той программе, которая у меня есть, – начало в восемь утра там молебен, ну потом с девяти уже регистрация участников, соответственно выезжать, видимо, надо загодя. То есть желательно с вечера приехать, потому что там в шесть утра не каждый будет готов так рано встать и выехать.

Н. Ямолдинова

– Да. Итак, у нас в девять регистрация участников на научно-практический поток.

А. Пичугин

– А чему он посвящен?

Н. Ямолдинова

– Основная тема это конференция «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов».

А. Пичугин

– Это современность, правильно?

Н. Ямолдинова

– Это и история, и современность, то есть мы рассматриваем вот эту роль монастырей в формировании, начиная с тех времен, которые нам доступны по источникам и завершая вот сегодняшним днем. И там рассматриваются разные аспекты – и культурологические, и искусствоведческие, и архивные и так далее, и социальные. То есть у нас довольно интересный сейчас получается набор докладов. И вот 19 июня это вот такой научно-практический день у нас, хотя в этот же день у нас открывается, рядом со зданием городской администрации есть городской Дом культуры, Народная площадь, дом 8, в Переславле, открывается летний фестиваль «Отражение света. Пространство визуальных впечатлений». Это фестиваль внутри форума. И по его названию мы там собираем разные виды визуальных искусств – это киноискусство, мультипликация, это выставки, это фотовыставки. И вот в час дня откроется как раз...

А. Пичугин

– Ну на самом деле, простите, Наталья, мы так можем подробно не рассказывать – в час, в два – это все, правда, можно в программе посмотреть. Самое главное про наиболее важные мероприятия рассказать. Вот действительно «Отражение света. Пространство визуальных впечатлений», оно – Народная площадь, дом 8, это очень важная информация. Что еще в этот день будет интересного?

Н. Ямолдинова

– В этот же день, опять вот в рамках фестиваля «Отражение света. Пространство визуальных впечатлений», в соборе Федоровского монастыря в пять часов вечера откроется художественная выставка «Между прошлым и будущим», замечательного фотографа Владимира Ештокина.

А. Пичугин

– О да, Владимир Ештокин – я считаю, один из лучших фотографов сейчас у нас. С ним хорошо знакомы, в одном коридоре работаем.

Н. Ямолдинова

– Нам помогли организовать эту выставку благотворительный фонд «Белый Ирис», который занимается возрождением сельских храмов. И рядом с выставкой Владимира будет еще художественная выставка Ярославского пленэрного центра, то есть там же у нас, вот в притворе Федоровского собора.

А. Пичугин

– Я абсолютно уверен, что только ради того, чтобы посмотреть на собрание фотографий Владимира Ештокина, стоит в этот день поехать в Переславль-Залесский. Сам я так по мере сил как-то пытаюсь увлекаться фотографией, один раз мне довелось фотографировать вместе с Владимиром там же, относительно недалеко от Переславля, в полях под Суздалем. Я там 20 лет, но Владимир приехал первый раз. И потом я посмотрел получившиеся кадры, и я понял, что таких ракурсов я за 20 лет ни разу не видел и не мог себе представить, что именно вот так на эти вот храмы, на пейзажи, на привычные мне поля можно вот так посмотреть неожиданно. Володя потрясающий фотограф. Но это вот просто такая ремарка, потому что я Владимира знаю и очень хочу, чтобы как можно больше людей увидели то, над чем он работает.

Н. Ямолдинова

– Да, это нужно действительно видеть. Поэтому мы и говорим, визуальные впечатления здесь важны. На следующий день у нас тоже, в рамках того же фестиваля «Отражение света» будет пленэр для всех желающих на территории Федоровского монастыря. Он начнется в одиннадцать часов и примерно часов до четырех дня, до службы будем рисовать. У нас уже вот дети из Переславского летнего лагеря, которые как раз в художественной школе занимаются, уже к нам записались на пленэр, с преподавателями придут. И в этот же день у нас таким небольшим совсем мероприятием откроется направление «Культурный код. Территория смысла». Сейчас мы сделаем такой макет, на плоскости макет колокольни Федоровского монастыря. Эта колокольня для нас очень важное символическое значение имеет.

А. Пичугин

– Вместе с «Белым Ирисом».

Е. Шадунц

– Вместе с «Белым Ирисом», все верно, да. Очень важное символическое значение имеет это вот это действие, да, для нас, потому что колокольня была разобрана, разрушена в 30-е годы, начало 30-х. Это была не только такая вот доминанта архитектурного ансамбля монастыря всего, но это была серьезная доминанта и вообще города.

А. Пичугин

– Сейчас ее нет.

Е. Шадунц

– Сейчас ее нет, с 30-х годов ее нет.

А. Пичугин

– Большая. Передо мной фотография Прокудина-Горского 1911 года, и там действительно она так возвышается, издалека видна.

Н. Ямолдинова

– Да, как свеча такая горит. И вот мы, художники от фонда, точнее художники-реставраторы, которые сотрудничают с фондом «Белый Ирис», они будут учить ребят как-то на плоскости воспроизводить разные архитектурные детали, элементы и так далее. А потом направление вот это «Культурный код. Территория смысла» продолжится у нас еще в июле месяце. Но мы, наверное, сегодня слишком подробно об июле говорить...

А. Пичугин

– Поговорим тоже, может быть, не так подробно. Я надеюсь, что мы к июлю с вами еще встретимся и еще поговорим подробнее о том, что будет дальше. Но все равно, у нас пока только половина программы прошло. Сейчас прервемся буквально на минуту. Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня гости из Переславля-Залесского. Мы говорим о форуме, он называется Переславский Свято-Федоровский историко-культурный форум. С 19 июня его летняя часть начинается, до 21 июня она продлится, и потом еще в июле и в августе будут отдельные части этого форума. А у нас гости из Переславля. Это Елена Шадунц, старший научный сотрудник Переславль-Залесского музея-заповедника, член Союза краеведов России, почетный член ВООПиК, научный консультант форума. Наталья Ямолдинова, координатор этого форума. Игуменья Даниила (Севериненко), настоятельница Федоровского женского монастыря в Переславле-Залесском. Через минуту мы сюда вернемся.

А. Пичугин

– Возвращаемся в студию светлого радио. И я напомню, что сегодня мы говорим про Переславский Свято-Федоровский историко-культурный форум. Он открывается уже на днях, 19 июня. У нас сегодня гости из Переславля-Залесского. Это игуменья Даниила (Севериненко), настоятельница Федоровского женского монастыря в Переславле. Елена Шадунц, старший научный сотрудник Переславль-Залесского государственного музея-заповедника, научный консультант форума. Наталья Ямолдинова, координатор форума. Мы в первой части программы очень часто употребляли выражение «социокультурный» – социокультурный форум, связи. Вот я сейчас вспомнил, что есть несколько таких выражений, которые очень часто порой даже замыливаются, часто употребляются, и которые надо пояснять. Вот социокультурный, духовно-нравственное просвещение, постмодернизм – иной раз возникает вопрос, почему именно это слово или это выражение вот в данном контексте употребляется. Что такое «социокультурное» в смысле форума Переславского? Наталья.

Н. Ямолдинова

– Во-первых, мы не просто «социокультурное» используем, да, мы говорим о социокультурном пространстве. И в нашем случае мы действительно, понятно, что мы думали: а как же мы его назовем? То есть это не вдруг. И в конечном итоге мы поняли, что иначе вот как-то не получается, что именно это понятие – социокультурное пространство – определяет то, о чем мы хотим здесь говорить. А мы хотим говорить о том, каким образом происходит взаимодействие между монастырем, как неким явлением духовным, культурным, социальным, то есть то что входит в понятие социокультурное в принципе, да. То есть есть социокультурное пространство самого монастыря, внутри монастыря, то есть это такое вот сочетание нескольких аспектов, да, – духовность, общество, культура, некое социальное делание. И существует вокруг монастыря тоже какое-то социокультурное пространство...

А. Пичугин

– Которое он формирует.

Н. Ямолдинова

– Да, они взаимно друг на друга влияют, скажем так, и монастырь, да, он участвует в формировании этого пространства. Но что мы туда вот помещаем, да, это и люди прихожане, которые к нам приходят. Это и, например, город вообще. И то как, предположим, архитектурный ансамбль монастыря влияет на визуальное, на культурное пространство города. Потому что культура – это и что-то визуальное, это и что-то, что мы слышим, это и что-то что мы произносим. Это и наши взаимоотношения. Это наши взаимоотношения с ближними, с Господом и так далее. То есть это вот довольно многомерное, объемное понятие. И есть вот разные, скажем так, пространства, которые либо могут друг друга мыслить как-то вот отдельно, раздельно. Предположим, мы говорим, вот есть Церковь и общество, мы, с одной стороны, союз «и» употребляем, с другой стороны, мы как бы вот вроде как этим разделяем: Церковь и общество, наука и религия и так далее. А мы вот как-то подумали: а почему бы нам не создать такое пространство, где мы позволим себе диалог – открытый, дружелюбный диалог, взаимной интерес, взаимное исследование ну и так далее.

А. Пичугин

– Матушка, а расскажите, почему монастырь все-таки решил за это взяться? Чего не хватало? Или почему пришла такая идея: совместить в одном форуме, на одной площадке представителей науки, научное сообщество, культурное сообщество и, конечно же, представителей веры, людей веры?

Игуменья Даниила

– Ну для нас этот год является юбилейным. В этом году мы отмечаем 1700-летие мученического подвига святаго великомученика Феодора Стратилата, которому посвящен наш монастырь, и 715 лет с образования монастыря. И мы как-то вот с сестрами хотели ну отметить как-то вот эти даты, посвятить этому какие-то мероприятия, может быть, конференцию, посвященную истории монастыря, чтобы самим как-то лучше изучить, как-то осмыслить историю монастыря, как-то почувствовать свою духовную связь с теми предшествующими поколениями монахов, которые подвизались у нас в монастыре. Среди них было много и подвижников и исповедников.

А. Пичугин

– А новомученики были?

Игуменья Даниила

– Да, священник, который служил в монастыре в течение 30 лет, пострадал в 1937 году, это священномученик Николай Дунаев. Его память отмечается 27 ноября по новому стилю.

А. Пичугин

– Понятно, что традиция, она действительно укоренена. Потому что Переславль такой город, там куда ни посмотри, какой монастырь ни возьми, там, извините, в центре города стоит древнейший на северо-востоке Руси Спасо-Преображенский собор, который там одномоментно построен с Борисоглебским в Кидекше, под Суздалем, Юрием Долгоруким и тот и другой. Там Александра Невского крестили. Там на стене нашли недавно реставраторы, на одной из апсид, сообщение об убийстве Андрея Боголюбского – это все XII век, то что мы можем узнать из учебников, и это все в Переславле-Залесском. Там пускай Андрея Боголюбского убивали в другом месте, но единственное сообщение такое явное, которое можно там пальцем потрогать, но лучше этого не делать, оно находится на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Плещеево озеро – там Петр I флот основал, ну практически основал там, в этом месте. Город Клещин, который еще не так хорошо изучен археологами, находится рядом, городище Клещина прямо рядом с городом Переславль-Залесский. Заповедник, леса, музеи – это такое огромное пространство смыслов истории и культуры нашей, вот все это соединятся в Переславле-Залесском. Поэтому для меня, конечно, не удивительно, что это все происходит в городе. Для меня не то чтобы удивительно, но неожиданно, наверное, что за это взялся именно монастырь. Потому что, как правильно сказала Елена, с 98-го года ничего такого не происходило масштабного. Но хорошо, что в наше время что-то возрождается, и это происходит в Переславле. И здорово, что инициатива исходит от монастыря. Давайте вернемся к форуму самому непосредственно. А мы поговорили про 19–20-е. Ну 21-е – так вот пунктирно, на что нужно обратить внимание 21 июня.

Н. Ямолдинова

– Во-первых, 21 июня у нас Божественная литургия праздничная, посвященная дню памяти нашего небесного покровителя, Феодора Стратилата. И всех приглашаем помолиться вместе с нами в Федоровский монастырь. А из фестивальных мероприятий для нас очень важным будет премьерный показ фильма документалиста Натальи Гугуевой «Свидетели любви». И Наталья сама вместе со своими коллегами приедет к нам, будет встреча с автором фильма. Фильм уже получил несколько гран-при на международных фестивалях документального и православного кино. Это фильм о новомучениках. Вот мы как раз сейчас упомянули о священномученике Николае Дунаеве, нашем священнике, а это тоже одна из тем. Когда вот мы задумались о 1700-летии страданий великомученика Феодора Стратилата, для нас тоже ну это такая современная тема: а вот мы-то сейчас, ну так вот говоря по-человечески, а мы-то сейчас что, мы-то к чему готовы, да? Наверное, ну такой внутренний, конечно, вопрос, но все-таки. И тогда мы как-то еще серьезнее заинтересовались подвигом новомучеников и исповедников веры, которые совсем недавно вот к нам близко по времени, как-то нам это понятнее что ли, да, более осязаемо. Вот важно: в три часа дня в городском Доме культуры приглашаем всех на премьеру этого фильма. Фильм еще пока показывается только по фестивалям, поэтому это будет самая полноценная премьера в Переславле. Пожалуйста, ждем вас.

А. Пичугин

– На кого из спикеров вы бы посоветовали обратить самое пристальное внимание?

Н. Ямолдинова

– На Елену Константиновну Шадунц.

А. Пичугин

– На Елену Константинову мы уже здесь обращаем внимание

Е. Шадунц

– Знаете, я хотела бы вот немножко вернуться назад. Дело в том, что вообще мы начали этот цикл мероприятий – форум это такое большое понятие, – мы начали этот цикл еще в марте, таким круглым столом, который был посвящен вот такому вопросу. Как вы правильно сказали, очень много народу приезжает гостями и туристами в Переславль-Залесский. Что рассказывают им экскурсоводы о монастырях?

А. Пичугин

– По методичкам часто советского времени еще.

Е. Шадунц

– Вы знаете, вот как раз нет. Как раз сейчас люди пытаются опереться на некие легенды и еще и выдумывая какие-то новые мифы. А методички советского времени часто хранят, в общем, информацию совершенно недостаточную и неправильную. И мы говорим о том, что вот создавая и призывая людей на конференцию научную, мы попытаемся показать, как много настоящего интересного есть в истории монастырей.

А. Пичугин

– Без вот этого вот пространства мифов, мифотворчества. Очень важно.

Е. Шадунц

– Да, потому что очень часто получается, что люди, на поверхности видя что-то, они это запоминают и даже не задумываются. Вот типичный пример это история с так называемой Федоровской часовней, часовней Крест. Ее не может не видеть каждый въезжающий в Переславль.

А. Пичугин

– Особенно на экскурсионных автобусах, с левой стороны при въезде в город перед постом ДПС она стоит, очень красивая.

Е. Шадунц

– Да, шатровая часовня, да.

А. Пичугин

– А в чем миф?

Е. Шадунц

– А миф заключается, в общем-то, в той мраморной табличке, которая украшает эту часовню. На ней написано, что это памятник архитектуры и что здесь родился Федор Иоаннович, последний царь династии Рюриковичей. Ну и многие к этому так привыкли, что даже не задумываются: а вообще, правда ли это?

А. Пичугин

– И точно так же экскурсоводы об этом рассказывают экскурсантам.

Е. Шадунц

– Конечно. Но вся пикантность ситуации в том, что вообще-то, если посмотреть в документы, то выяснится, что эта часовня, собиловская часовня, она принадлежала Горицкому монастырю изначально. И конечно, она не имела отношения к рождению какого-либо из царей, это была поклонная часовня над крестом, это сень над крестом.

А. Пичугин

– Которую монастырь Горицкий в свое время просто поставил на этом месте.

Е. Шадунц

– В XVII веке, да совершенно верно. И в силу того, что Горицкий монастырь...

А. Пичугин

– Через 100 лет после рождения Федора Ивановича.

Е. Шадунц

– Ну на самом деле эта часовня ставилась без всякой связи с Федором Ивановичем. И это поклонная часовня над поклонным крестом, над распятием Христовым. Там был деревянный крест с писаным распятием.

А. Пичугин

– А туристические автобусы, ну это хорошо все равно, что они останавливаются. Много ли мы знаем сейчас, простите, много ли мы знаем поклонных часовен на дорогах, часовен XVII века?

Е. Шадунц

– Да. На самом деле у нас она не одна, у нас к счастью есть еще одна –Черниговская. Конечно, у нас есть Черниговская часовня Никитского монастыря. Но сейчас давайте вернемся к часовне Крест. Дело в том, что она известна как Федоровская часовня. И здесь история непростая, потому что, принадлежа Горицкому монастырю, она с какого-то времени становится заброшенной. Дело в том, что Горицы становятся кафедральным монастырем, и перестают быть монастырем очень быстро.

А. Пичугин

– После реорганизации, после секуляризации церковных дел.

Е. Шадунц

– Нет. В 1744 году открывается огромная Переславская епархия, и Горицкий монастырь становится кафедральным. Оттуда в 1747 году удаляют всех монахов, по другим монастырям их расселяют, там остается только тот клир, который служит в кафедральных церквях. Когда в 1788 году эту епархию закрывают, соответственно монастырь становится казенным имуществом, и он используется уже казной под разные цели. И эта часовня утеряла свою смысловую вот эту вот связь с самим монастырем. Она становится известна как объект очень интересный, древний, она зарисовывается, но она просто называется часовня, древняя часовня под Переславлем. До тех пор пока в 1885–86 году наши академики архитектуры не обратили на нее внимание. И сюда приезжают академики Султанов и Суслов...

А. Пичугин

– А простите, что я вас перебиваю, был фильм то ли шестьдесят какого-то, то или семьдесят какого-то года, где эту часовню можно увидеть в таком полуразрушенном состоянии. Сам фильм про Переславль, там красиво показана дорога, Ярославское шоссе, по всхолмьям идущая, которая совсем еще там такая маленькая, узенькая, она и сейчас не широкая, она без машин практически. И вот неотреставрированная часовня – там камера на нее наезжает, что-то даже диктор про нее рассказывает, и все идет дальше.

Е. Шадунц

– Ну может быть. Просто дело в том, что эта часовня была известна как памятник в XIX веке, но не имела имени. И когда в Переславль приехали вот эти реставраторы, для того чтобы ее осмотреть и составить заключение, с нами знакомится тогдашняя игуменья Федоровского монастыря – вот, на мой взгляд, самый главный и переломный момент в истории этого объекта. Потому что игуменья Евгения Федоровского монастыря была очень талантливым человеком. Во-первых, она нашла общий язык с реставраторами, она пригласила их поработать в самом монастыре. А во-вторых, они сами ходатайствовали, чтобы эта часовня после реставрации была передана Федоровскому монастырю.

А. Пичугин

– Я напомню, что в гостях у светлого радио Елена Шадунц, старший научный сотрудник Переславль-Залесского государственного музея-заповедника, научный консультант Переславского форума, о котором мы сегодня говорим. Наталья Ямолдинова, координатор форума. Игуменья Даниила (Севериненко), настоятельница Федоровского женского монастыря. А давайте, чтобы уже про часовню закончить, откуда вообще пошла история, связанная с рождением Феодора Иоанновича?

Е. Шадунц

– А вы знаете, это тоже очень любопытно. Дело в том, что еще в середине XIX века священник Федоровского монастыря в такой церковной летописи монастыря упоминает о том, что в Переславле бытует легенда о том, что Федоровский монастырь построен в честь рождения Феодора Иоанновича.

А. Пичугин

– Ну один храм там таки все-таки заложен в эту честь.

Е. Шадунц

– Да, храм, но не монастырь.

А. Пичугин

– Но не монастырь, конечно. А монастырь несколько раньше был все-таки.

Е. Шадунц

– Он сильно раньше.

А. Пичугин

– Ну на 200 лет.

Е. Шадунц

– Ну в общем-то, дело в том просто, что как только передается эта часовня, буквально на следующий год выходит, того же самого Свирелина, история Федоровского монастыря, где он уже более определенно говорит о том, что вот эта Федоровская часовня, она была поострена в связи с рождением. В связи. А дальше эта легенда уже перетолковывается, и уже в начале XX века говорится, что вот, Феодор Иоаннович тут родился, на этой пустыши Собилка, когда возвращается царский этот поезд богомольный в Москву. На самом деле Михаил Иванович Смирнов – это переславский краевед, в будущем первый директор нашего музея, – он еще до революции в своей работе, посвященной владениям Федоровского монастыря, остановился подробно на этой истории и показал, что нет, не было такого богомольного похода в год рождения царевича Феодора. Но тем не менее, он так же доказательно объяснил, почему Федоровский монастырь может считаться основанным именно в начале XIV века – потому что летописи хранят свидетельства о битве на этом месте.

А. Пичугин

– Видите, как интересно. Вот давайте сейчас здесь прервем эту историю, потому что Елена Шадунц будет обязательно выступать на форуме. Мне кажется, насколько интересно. Мы столько раз все приезжаем, ну многие из нас приезжали в Переславль, но никогда вот этих историй, которые очень важны для нашего понимания о городах, возле которых мы живем, которые мы считаем своим культурным достоянием. Все эти истории очень важны для их осмысления и понимания, поэтому я надеюсь, что подробнее Елена про все это расскажет на форуме. А вот очень важный вопрос: три дня форум продлится, есть люди, которые на три дня приедут. А как там с проживанием?

Н. Ямолдинова

– Кого-то монастырь разместил у себя. Почему собственно мы и просим подавать заявки заблаговременно – мы могли бы помочь с расселением.

А. Пичугин

– Ну вот 14 июня сегодня, через пять дней форум откроется. А люди, которые захотят приехать на три дня, они уже опоздали с расселением или нет еще?

Н. Ямолдинова

– В Переславле достаточно много сейчас гостиниц, гостевых домов, которые, наверное, с радостью примут. Тем более что это не выходные дни, это середина недели, и есть немалые шансы, что будут места.

А. Пичугин

– Ну уже, к сожалению, да, люди работающие так просто приехать, наверное, вырваться не смогут, увы. Но материалы, видеоматериалы будут где-то выложены?

Н. Ямолдинова

– Обязательно. У нас есть сайт, мы достаточно активно занимаемся соцсетями, и Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)ом, и Фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)ом. Мы обязательно полностью будем снимать на видео значимые все события. Ну вот да, постараемся максимально его осветить в сети.

А. Пичугин

– Кого-то еще из интересных спикеров упомянете?

Н. Ямолдинова

– Обязательно. Очень вот мы ждем приезда Александра Григорьевича Авдеева...

А. Пичугин

– Замечательного ученого, да, знаем его.

Н. Ямолдинова

– Замечательного ученого. В связи со знакомством с ним пару лет назад впервые узнала о том, что существует такое направление исследования, как эпиграфика.

А. Пичугин

– Да, мы с Александром Григорьевичем в свое время, много лет назад ездили в Сирию, где он занимался эпиграфикой, и мы смотрели, что он делает.

Н. Ямолдинова

– Вот. А пару лет назад он приезжал со своими студентами, со школьниками, они исследовали эпиграфические памятники Переславля-Залесского. Чтобы было понятно широкому слушателю – это надписи, которые оставляются на твердых материалах – на камнях, на дереве. Ну вот в основном на камне, деревянные хуже сохраняются. В Переславле достаточно много таких надписей. У нас на территории монастыря осколок есть надгробия XVII века и более поздние. Есть и более ранние надписи. И вот Александр Григорьевич выступит с докладом о первых итогах документирования надписей вот по Переславлю-Залесскому. Очень ждем приезда Алексея Игоревича Раздорского. Это заведующий одного из отделов Российской национальной библиотеки из Петербурга. Он обнаружил неопубликованный ранее источник по храмам и монастырям Переславля-Залесского, источник середины XIX века, и вот мы ждем, что он нам расскажет о нем. Ждем выступления Аллы Евгеньевны Веденеевой, которая расскажет о колокольных наборах переславских монастырей. Соловьев Кирилл Алексеевич – очень интересный историк из Москвы. Сейчас мы уточняем тему доклада, но как раз он системно занимается изучением роли монастырей в формировании социокультурного пространства окрестных территорий, как и в историческом каком-то таком экскурсе, так и вот в приложении к современности. Ну это далеко не все, наверное, просто сейчас всех трудно перечислить.

А. Пичугин

– Нет, конечно. А тем более мы еще раз напомним адрес сайта http://www.pereslavlforum.ru/ – там вообще все есть и про форум, и про спикеров, и программа выложена. Если так вот, буквально в двух словах, что ожидается до конца лета? Еще будут две сессии – в июле и в августе, в двух словах. Мы еще, я надеюсь, здесь встретимся и подробнее поговорим, но пока вот к чему людям готовиться?

Н. Ямолдинова

– 21 июля, на Казанскую, мы проведем два мероприятия. Одно из них это будет мастер-класс по церковнославянской каллиграфии. И второе – это будет семинар по церковнославянскому языку. И оба эти мероприятия, они будут проходить в рамках проекта «Культурный код. Территория смысла». Подробнее мы о них, наверное, вот еще расскажем. И для нас это очень важное направление: словесность, церковнославянский язык. А 17 августа у нас будет фестиваль хоровой, Преображенский хоровой фестиваль, который будет проходить на территории как раз музея-заповедника – в 12 часов начало, на всякий случай говорим. И там центральное событие это выступление канадского хора, классический хор, Choeur Classique de Montréal называется он. Они исполняют религиозную музыку, в основном западных композиторов.

А. Пичугин

– И все это в Переславле-Залесском – летом, на берегу Плещеева озера, где всегда очень красиво, прекрасная природа, замечательный город. Гости из Переславля сегодня у нас в студии. Программа наша уже подходит к концу. Вместе с нами и с вами этот «Светлый вечер» провели Елена Шадунц, старший научный сотрудник Переславль-Залесского государственного музея-заповедника, научный консультант форума, о котором мы сегодня говорили. Наталья Ямолдинова, координатор форума. Игуменья Даниила (Севериненко), настоятельница Федоровского женского монастыря в Переславле. Речь сегодня шла о Переславском Свято-Федоровском историко-культурном форуме, который с 19 по 21 июня – это его первая летняя часть, будет проходить в Переславле-Залесском. Все желающие могут, заранее зарегистрировавшись на сайте, http://www.pereslavlforum.ru/, приехать, послушать очень интересные лекции и выступления. Спасибо огромное за то, что были с нами сегодня. Я Алексей Пичугин. Прощаемся, до новых встреч. Будьте здоровы. И поехали в Переславль!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем