«Пасхальные богослужения в возрождаемых храмах». Протоиерей Алексей Яковлев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Пасхальные богослужения в возрождаемых храмах». Протоиерей Алексей Яковлев

* Поделиться

Наш собеседник — основатель и руководитель волонтерского проекта по сохранению деревянных храмов Севера «Общее дело», настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве протоиерей Алексей Яковлев.

Отец Алексей рассказал о своих впечатлениях от посещения Святой Земли и Разговор шел о сохранении старинных православных храмов в России, о возможности возрождения в них богослужебной жизни и в частности о том, как люди могут встретить праздник Светлого Христова Воскресения в храмах, в которых пока нет священников.

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан

— «Светлый вечер» на радио «Вера», здравствуйте, уважаемые друзья, у микрофона Константин Мацан, а на связи сегодня в этом часе «Светлого вечера» с нами и с вами протоиерей Алексей Яковлев, руководитель волонтерского проекта по возрождению храмов Севера «Общее дело», настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве в Москве. Добрый вечер.

о. Алексей

— Добрый вечер, дорогие друзья.

К. Мацан

— Отец Алексей, встречаемся мы с вами на волнах радио «Вера», быть может, в один из самых главных дней года, церковного календаря так уж точно и в каком-то смысле даже можно не бояться громких слов, может быть, в один из самых важных дней в истории человечества, вернее вспоминаем мы сегодня событие, которое одно из самых важнейших, если не самое важное — Распятие Иисуса Христа на Голгофе, мне даже трудно сформулировать какой-то вопрос помимо того, что: с каким сердцем вы сегодня в этот день пребываете, хотя сейчас уже вечер и по церковному времени мы ближе уже к благословенной субботе, к покою, к следующему дню, а там уже и Пасха начинает своими отблесками немножко нас согревать, но все-таки пока еще по гражданскому календарю пятница, что вы сейчас чувствуете?

о. Алексей

— Вы знаете, Великая Пятница посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. Собственно говоря, в этот день, как мы с вами понимаем, вся тварь, она удивляется великому делу милосердия Божия, потому что разрывалось сердце у апостолов, плакали жены-мироносицы, когда снимали Его со Креста и погребали во гробе, и когда мы с вами приходим в храм, то в этом случае мы приходим к тому кресту, на котором был распят Христос, когда участвуем в чине погребения, когда несется плащаница, то мы с вами своими ногами не просто присутствуем в храме, но мы присутствуем в том месте, где все это происходило своими сердцами, своей верой, своей любовью, и Господь видит наши с вами сердца, знает наши с вами помышления и если есть желание стать лучше, если есть желание быть верным Богу, то Господь эти желания, намерения приемлет. И каждый год, переживая Страстную седмицу, мы должны становиться все лучше и лучше, когда мы с вами были детьми, то кто-то верил, кто-то не верил, кто-то в зрелом возрасте пришел к Богу, но наша вера была детской, а вот по мере нашей жизни, по мере того, как мы становимся все опытней, все мудрее вера должна быть избрана всем нашим существом, всеми нашими мыслями, чувствами и вот из года в год мы должны становится все лучше и лучше и пределов совершенства нет, как Господь сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» и вот поэтому из года в год все глубже, все отчетливее, все удивительней и величественней становится милость Божия к нам, а Его страдания, Его снисхождение, Его милость, Его любовь. И вот сегодняшний день, Великая Пятница — это удивительный день умаления Бога, день, когда кажется, что вот, Он распят, вот Он убит, вот Он осмеян, оплеван, Он уничтожен, но в этом как раз поразительным образом заключается и величие Божие, потому что все это делает Он ради любви к нам, ради возможности прощения наших грехов, ради того, чтобы совоскресить нас вместе с собой, это удивительная тайна и глубина Божественной любви, и когда мы это понимаем, то по-другому начинаем относиться к своей жизни, понимаем, что ни какие-то неприятности, какие-то моменты, когда нам нужно потерпеть — это все ничто по сравнению с тем, что претерпел за нас Господь, и если мы идем этим путем — путем терпения, служения ближним путем любви, снисхождения, то в этом случае идем за Христом и можем называться христианами. Вся жизнь Христа на земле — это удивительный урок, именно для этого Господь и сошел на землю, для того, чтобы этот урок нам с вами преподнести, урок, который позволяет нам из земных стать небесными, урок, который возводит нас на небо, урок, который должен учить каждый верующий человек каждым днем своей жизни, каждым поступком выбора добра своей волей, урок, по результатам которого определяется наша вечность и вот поэтому сегодняшний день — это день удивительный, день глубокий и в то же время, как вы и сказали, уже день, предшествующий великой радости Воскресения Христова.

К. Мацан

— Вы рассказывали, что для вас важным событием стала возможность побывать на схождении Благодатного огня в Иерусалиме, если я правильно понимаю. Вот много говорится про это и много скептиков в отношении этой истории, я думаю, сейчас мы не будем входить в обсуждения всех каких-то таких любопытных деталей, не будем эту волну ловить, для человека, который там присутствует, в сердце случается что-то важное, наверное, вот как это было с вами?

о. Алексей

— Было удивительно, каким образом я оказался на Святой Земле: когда я был студентом духовной семинарии, то мои родственники, побывав на Святой Земле, привезли с собой тогда только появившиеся видеозаписи и мне очень захотелось туда поехать, и я стал собирать деньги на билет, я подумал, что можно и узнал, что можно поехать потрудиться в Русской духовной миссии, и в этом случае, если ты там трудишься, ты оплачиваешь только билет на самолет. Вот за два года я собрал 150 долларов, но дополнительной работы не было, только учеба, и как-то у меня товарищ спросил: «А у тебя какая самая большая мечта?» Я говорю: «Спастись». Он говорит: «А попроще что-нибудь есть?» Я говорю: «Ну вот на Святой Земле потрудиться». Он говорит: "А что тебе для этого нужно? «Я говорю: «300 долларов». Он говорит: «Ну, когда тебе нужно будет, ты скажи, я тебе дам». И вот так я побывал первый раз на Святой Земле, потрудился там в течение двух месяцев, а когда я стал священником, то стал священником в храме, где есть копия Гроба Господня, храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, это метро «ВДНХ» в Москве. И как-то я прикладываюсь к копии Гроба Господня и про себя молюсь: Господи, я не знаю каким образом, но устрой так, чтобы супруга моя побывала бы на Святой Земле, чтобы она тоже бы эту красоту, радость испытала бы. И вот проходит буквально неделя или две, ко мне подходит настоятель и говорит: «Отец Алексей, а не могли бы вы бесплатно на Пасху поехать на Святую Землю?» Я сначала даже и говорить не мог, потом говорю: «Могу». А отпустить настоятелю священника на Пасху — это означает, что самому потрудиться значительно больше, труд священника, он на пределе человеческих возможностей, прошел Великий пост и самое большое количество исповедующихся, причащающихся и длинные службы, и вот пожилой наш настоятель, отец Аркадий Тыщук 70-летний, он вот таким образом предложил поехать, оказалось, что просто предложения мало, нужно еще благословение Святейшего и как раз на Алексия человека Божия в нашем храме служил Святейший Патриарх Алексий, отец Аркадий подвел меня к нему и говорит: «попросите благословения», я попросил, а Патриарх строго-строго говорит: «Если ко мне так подходит священник, то я думаю, что настоятель...» и тут отец Аркадий говорит: «Ваше Святейшество, благословите, он помолится там за всех нас», и Патриарх благословил. И вот на Святой Земле сначала была поездка по разным святыням, а потом мы уже жили в Иерусалиме, и в Великую Субботу рано утром мы пришли чуть было только свет, светать стало и увидели, что двери Старого города закрыты, огромные толпы стоят вокруг этих ворот, которые ведут в город и поняли, что так оно будет продолжаться и дальше, и так как изрядно устали за прошедшие дни, мы пошли еще немножко отдохнули и пришли уже часов, наверное, в десять, может быть, позже, и тут я увидел знакомую монахиню из Горненского монастыря, с которой познакомился, когда в течение двух месяцев работал раньше, она порадовалась, что я стал священником, говорит: «Вы на схождение огня?» Я говорю: «Да». Она говорит: «Пойдемте со мной». И вот таким образом очень быстро мы благодаря этой матушке прошли через все кордоны полиции, которые были выставлены и оказались непосредственно перед Кувуклией, но не прямо перед ней, потому что перед дверями, ведущими в Гроб Господень, стоит огромная стена видеокамер и фотоаппаратов, а с левой стороны, таким образом расстояние от нас до Гроба Господня было буквально четыре-пять метров, совсем рядом, вдобавок там для этого события специально были поставлены огромные такие вот ступени так, что можно было наблюдать с этих ступеней широких больших над головами большого количества людей, которые стояли перед нами. И вот когда сошел Благодатный огонь, в этот момент я думал, что долго будет молитва патриарха на Гробе Господнем, но оказалось, что все произошло очень быстро, я услышал, как весь храм выдохнул, потому что все этого ждали, пели «Кирие элейсон, Кирие элейсон!» И вдруг такой вот выдох, было понятно, что огонь сошел, и уже, может быть, через минуту огонь стали раздавать и сначала разносили его в разные уголки храма бегуны специальные по специальным дорожкам, а где-то минут, может, через пять или меньше, минуты через три вот эти свечи, по 33 свечи в каждом пучке горели уже в руках у нас вместе с супругой. И, вспоминая «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского о том, что написано в нем, что можно купаться в этом огне, что этот огонь не обжигает, я подумал: интересно, надо попробовать, правда это или неправда, и трижды над этим пучком свечей, 33-мя, внутри этого пламени провел рукой, на третий раз мне стало горячо, скажем так, не горячо, но ярко выражено тепло, я подумал: а как вот пишут, что можно в нем купаться? Я наклонил голову и вот этим пучком, этим факелом провел прямо под своим лицом, я не ожидал, за моими веками стало светло, такой желтый мягкий свет был за веками, потому что фактически за веками было непосредственно пламя и как только я провел, я сразу стал нюхать и щупать, подгорел или не подгорел, опалилась ли борода, загорелись ли волосы и понимаю, что нащупать я ничего не могу и запаха тоже нет, я удивился, потому что было дважды, когда в алтаре, еще будучи алтарником, я загорался, а от свечи волосы загорались, один раз отец Дмитрий Смирнов на мне захлопал быстро загорающиеся вверх волосы, а тут, представляете, 33 свечи в пучке, огромное пламя и никаких следов того, чтобы человек загорелся, и при этом огромное количество людей было в храме и не загорелся никто, несмотря на давку, несмотря на то, что это происходит в течение многих лет, там местный житель Павел Платонов рассказал, что он на схождении Благодатного огня бывает уже десятилетия и не знает каких-то свидетельств, чтобы что-то как-то плохо оборачивалось, вот такое свидетельство лично мое, то, что я лично испытал, об этом и рассказываю. Научный склад в некотором смысле слова моего ума побудил меня проводить эксперименты, когда перед схождением Благодатного огня в разных частях храма создаются такие всполохи, непонятно, что это такое, может быть, это вспышки от фотоаппаратов, мы так с супругой подумали, и мы попробовали делать вспышки уже после схождения Благодатного огня и поняли, что наши вспышки от фотоаппарата, они отличаются и по цвету вспышки, ни смотря с какого угла ты на это смотришь, ни по другим каким-то параметрам, что это явно не вспышки фотоаппарата, как поняли мы с супругой, но так или иначе я рассказываю свои впечатления, которые оказались идентичными тем паломникам, которые на протяжении столетий приходили во Святой град на схождение Благодатного огня. И еще то, что меня удивило: удивило то, что радостные и счастливые мы с супругой возвращаемся к себе в гостиницу, а навстречу идут такие особо одетые местные жители в черных шляпах с пейсами и прочее, и мы идем по тротуару, и они идут по тротуару, и я думаю: надо сейчас свернуть, но они свернули еще раньше и, проходя мимо нас, они так вели себя, не очень, скажем так, радостно, я подумал: вот удивительное дело — схождение Благодатного огня, событие, которое происходит на протяжении столетий и ведь как-то что-то сделать с этим невозможно, это не является каким-то свидетельством для этих людей того, что Христос Воскрес, вся жизнь христианской Церкви тысячи и тысячи мучеников, с одной стороны, есть удивительное событие — Воскресение Христово и по-прежнему остаются те люди, которые считают, что всего этого не происходило. Ну вот это те впечатления, которые лично меня как-то коснулись, то, что я вынес со Святой Земли.

К. Мацан

— Протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, руководитель волонтерского проекта по возрождению храмов Севера «Общее дело» сегодня с нами и с вами на связи в программе «Светлый вечер». Вот поговорили мы про Страстную Пятницу, про сегодняшний день, про завтрашний день — про Великую Субботу вы рассказали через пример о вашем посещении Иерусалима и опыта в участии в схождении Благодатного огня, ну и как я в начале программы упомянул, уже даже сегодня отблесками мы предчувствуем наступление Пасхи и к этой теме теперь перейдем, мы неслучайно вас представляем, как руководителя проекта по возрождению храмов Севера «Общее дело». У нас в эфире вы рассказывали не раз об этих проектах, о ваших экспедициях на Север, о впечатлениях, это важнейшая тема и дай Бог, чтобы снова и снова мы к ней обращались на волнах радио «Вера», но вот сейчас есть особенный угол зрения на эту тему, насколько я знаю, вы подготовили, поправьте меня, сейчас вы расскажете об этом, особенный чин богослужений пасхальных для мирян, для людей, которые могли бы прийти в восстановленные вами северные храмы в небольших деревнях, где мало людей, где нет постоянного священника, чтобы в этих возрожденных храмах сотворить такое мирянское богослужение и пережить пасхальную радость вместе, вот что это за проект?

о. Алексей

— Да, вы знаете, это проект, который называется «Пасха в каждом храме» и такой чин очень простой для того, чтобы можно было совершать его людям, которые совершенно несведущие в церковном богослужении, может быть, это будет их первая молитва, может быть, это будет вообще первая молитва в храме на Пасху с момента, когда этот храм был закрыт, вот именно такой очень простой понятный чин разработала комиссия по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете города Москвы, который возглавляет отец Игорь Фомин вместе с нашим проектом и в этом году Синодальный Миссионерский отдел, он благословил миссионерским отделам различных епархий по возможности провести такие вот пасхальные богослужения в тех храмах, в которых священники в силу того, что эти храмы находятся далеко и попасть к ним очень сложно, в силу того, что эти храмы, может быть, еще разрушены, вот совершить силами мирян, силами простых верующих людей, для которых важна Пасха, радость Пасхи и для которых важно, чтобы в храме вновь совершалось богослужение. Я немножко расскажу о проекте, но сначала мне очень важным кажется сказать о истории нашей Церкви в последнем, прошедшем 20-м веке. Фактически наша Церковь претерпела гонения, которых не было никогда и нигде. Если говорить о первых веках христианства, то гонения продолжались не так долго, но в течение нескольких лет, например, самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303-м году продолжалось восемь лет, и гонения происходили, как правило, более локально, то есть так, чтобы были затронуты все области империи — такого не происходило, но вот в России гонениям подверглась вся наша страна, одна шестая часть планеты подвергалась гонениям и дети, вспомним, например, детей последнего императора, убитых в 18-м году, и пожилые люди, и старики, например, священномученика Серафима Чичагова расстреляли в 37-м году 81-летним старцем, который уже с кровати сам не мог подняться в течение года, но его все равно привезли, осудили и расстреляли, и вот таким образом гонениям была подвергнута вся страна, и гонения продолжались, по большому счету, на протяжении почти 70 лет, особенно до времен Великой Отечественной войны, в страшные годы, когда необходимость объединения снизила силу и интенсивность гонения, но полностью его не прекратила. Мы знаем, что люди защищая храмы, защищая веру, они жертвовали собой, они оставались верными Богу, верными Христу, несмотря на то, что у власти была именно эта задача — уничтожить именно этих верующих людей. Но вспомним декрет Ленина членам Политбюро от 19 марта 22-го года, в котором говорится о том, что необходимо изъять церковные ценности, далее цитата: «Изъятие должно быть произведено с беспощадной решимостью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок, и чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». И вот таким образом гонения, которые начались в 18-м году, они продолжались и если говорить о тех людях, которые защищали храмы, а ведь защищали именно церковные сосуды, которые нельзя брать, то есть, как мы с вами знаем, то, что можно было отдать: оклады с икон, какие-то украшения иконостасов, хоругви и так далее — это все Церковь отдавала, но то, до чего дотрагиваться не имеют права не священнослужители: богослужебные сосуды и прочее, это было неприкосновенно. Так вот именно за веру, за свои храмы люди отдавали свои жизни, не поднимая каких-то восстаний, а просто подвергаясь истреблению за свою религиозную принадлежность. И если говорить о 26-м годе и принять число тех людей, которые погибали за сто процентов, то в 28-м году это уже будет 235 процентов, в 29-м — 807 процентов, в 30-м — 2204 процента, в 37-м, 38-м годах было за веру арестовано 150 тысяч человек и 80 тысяч расстреляно. Вот эта эпоха — эпоха, когда уничтожали верующих людей, разрушали храмы, она ушла в прошлое, и мы фактически сейчас очень мало знаем о святых новомучениках, хотя наша Церковь, она в первую очередь, как говорят исследователи, Церковь новомучеников. Интересно, что в начале 20-го века Русская Церковь почитала 2500 святых, из них 450 было русских, а количество новомучеников, оно уже превзошло эту цифру и таким образом можно говорить о том, что в первую очередь это наша с вами Церковь — это Церковь новомучеников. И воскресение нашей жизни, нашего Отечества, оно непосредственно должно быть связано с памятью святых новомучеников, как вы знаете, в конце 2-го века христианский апологет Тертуллиан говорил, что «кровь мучеников — это семя христианства» и понимание того, что произошло в начале 20-го века, понимание, какой подвиг взяли на себя наши прадеды — это как раз может нас с вами переродить, изменить и по-другому начать развиваться нашему Отечеству в целом.

К. Мацан

— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве в Москве, руководитель волонтерского проекта по возрождению храмов Севера «Общее дело». У микрофона Константин Мацан, не переключайтесь.

К. Мацан

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается, еще раз здравствуйте, дорогие друзья, у микрофона Константин Мацан, на связи с нами сегодня протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, руководитель волонтерского проекта по возрождению храмов Севера «Общее дело», Мы начали говорить о вашем проекте «Пасха в каждом храме», и вы начали с такого исторического экскурса в историю 20-го века, в историю гонений, как век минувший связан с веком сегодняшним с вашим проектом?

о. Алексей

— Когда мы восстанавливаем храмы, оставленные разрушенные, поруганные, это связано было с политикой государства сначала по уничтожению духовенства, потом по уничтожению просто верующих людей, потом по раскулачиванию и далее уже по укрупнению сельских поселений, таким образом то, что происходило, всячески способствовало тому, что люди покидали те места, в которых жили, иногда это было вынужденно и насильственно, но так или иначе храмы остались в населенных пунктах единственными, что вообще от населенных пунктов осталось, зачастую есть храм, а деревни, села уже не существует. Храмы строились столетия назад и строились так хорошо, что через эти столетия они до нас с вами дошли, даже деревянные храмы, некоторые храмы 16-го века, которые до нас сохранились и в настоящий момент находятся в небрежении, и если им реально сейчас не помочь в ближайшее время, они превратятся в руины. Вот когда мы трудимся в этих храмах, мы реально чувствуем сопричастность русской истории, когда-то эти бревна, а в некоторых случаях кирпичи клали наши с вами предшественники, и когда мы заботимся об этих храмах, то чувствуем благодарность тех людей, которые их строили, в них молились, которые в советские годы ценой своей жизни эти храмы сохраняли и это ни с чем непередаваемо, потому что даже опыт показывает, что люди, которые отправляются на русский север, возвращаются зачастую совершенно другими людьми, исполненными радости, силы, открывшими для себя нечто такое, о чем раньше не подозревали. Интересно по этому поводу говорил протоиерей Дмитрий Смирнов, он говорил, что вот эта неделя, которую вы провели на Севере, станет, возможно, самым важным событием вашего года, а может быть, будет освящать и всю вашу жизнь. И вот действительно так, потому что немножко мы трудимся, но радости получается гораздо больше, и парадокс еще заключается в том, что с одной стороны, люди отправляются на русский север для того, чтобы потрудиться и трудятся реально очень много, потому что понимают, что вот сейчас они приехали, они уедут и возможно никто в дальнейшем к этому храму не притронется, все, что они сделают, они сделают и неизвестно, что будет дальше, поэтому стараются сделать больше, но отдых от этого получается просто уникальный, то есть можно съездить куда-то на юг и вернуться не отдохнувшим, но вот одна неделя русского севера, она дает отдых и силы на целый год дальнейшей жизни в мегаполисе. Когда мы трудимся в этих храмах, то местные жители, они так или иначе трудятся вместе с нами и по отъезде добровольцев они продолжают заботится о своих храмах и часовнях. Каждое воскресенье во многих местах, где мы потрудились, люди собираются для того, чтобы прочитать канон в честь Воскресения Христова и акафист в честь того святого или празднуемому событию, в честь которого освящен храм или часовня, они собираются по большим праздникам для того, чтобы также вместе помолиться в храме и особенно важно для нас кажется совершить богослужение в таких оставленных, брошенных храмах не только деревянных, по благословению митрополита Иоанна Белгородского, председателя Миссионерского отдела, но и вообще во всех храмах нашей страны в дни святой Пасхи, в дни Рождества Христова. По оценках древлехранителей на территории нашего Отечества порядка пяти тысяч оставленных полуразрушенных храмов, по оценкам фонда «Белый ирис» таких храмов около восьми тысяч и вот эта цифра, она, конечно, удивляет: восемь тысяч храмов, которых никогда с момента, когда последние священники были репрессированы, казнены, с момента, когда последних верующих отправили в лагеря, никогда не совершалось пасхальное богослужение и вот сейчас возможно пришло то самое время, когда это совершить можно и если в таком храме помолиться, то безусловно с вами будут молиться все эти люди, которые жили надеждой на то, что храм будет вновь служить, что в нем вновь будет совершаться богослужение, сейчас время очень для этого благоприятное, никто не накажет, не отправит в лагерь за то, что вы проводите богослужения. Например, социальный работник нашего храма Любовь Михайловна, у нее дедушка был арестован во время крестного хода и так уже домой не вернулся, только сказали забрать его личные вещи через месяц где-то после того, как его арестовали и этот день они считают днем его гибели, но так, по умолчанию, и сколько таких было верующих людей, по оценкам специалистов порядка шестисот тысяч, миллиона человек было репрессировано за веру, до конца все проследить невозможно, но ведь какая огромная цифра. И сейчас, когда мы молимся в разрушенных храмах, то это радость для всех этих людей, это радость — то, что их потомки, они не стали теми, кто забыл свое родство, забыл свое призвание христианское, забыл о небе, нет, что их потомки помнят и их, помнят и Бога, помнят и те святыни, которые они сохраняли, и вновь на Пасху раздаются пасхальные слова «Христос Воскресе». В этой связи вообще жизнь человека, она неким образом как бы определяется, то есть есть жизнь Христа и вот сегодня Страстная седмица, Великая Пятница, время, когда Он приносит себя в жертву и также в жизни любого человека, невозможно прожить без скорбей, невозможно прожить без подвига, подвиг абсолютно необходим для того, чтобы быть причастниками Царства Небесного, об этом сам Господь говорит, что Царство Божие нудится, только силою берется и любая жизнь человеческая — это время подвига, трудов, скорбей, иногда болезней, и Церковь переживает ежегодно определенный круг богослужений, сейчас вот как раз Великая Пятница, я думаю, что для нашего народа великой пятницей был как раз 20-й век, начало особенно 20-го века, гонения 37-го года и последующие, и вот за этой «великой пятницей» должно быть и событие Светлого Христова Воскресения — вот воскресение душ наших соотечественников. Конечно, кто-то скажет, что ни в одной стране мира не строится такое количество храмов, как у нас, но ведь каждый из нас знает, что большинство людей все равно в нашей стране не знают ни о Боге, ни о церкви, ни о красоте нашей православной веры и так, как было до революции, когда не было таких людей, которые не ходили бы в храм, ну просто таких людей не было, я это говорю со слов, например, очевидца, одного дедушки, который жил в нашей деревне, Ворзогоры, который в 90 лет рассказывал мне, на вопрос: кто ходил в храм? Он говорит: «Так и все ходили». То есть так, что это было частью жизни, вера была частью сознания, частью личности, частью мировоззрения и прочее, такого, конечно, сейчас нет, но это не значит, что такого не будет, вот очень важно, чтобы наш народ, он вновь воскрес, чтобы он всем сердцем бы вновь обратился к Богу, узнал красоту, глубину своей православной веры и для того, чтобы это произошло, как и раньше, так и сейчас нужен некий подвиг, вот как один из вариантов того, что можно было бы сделать- это можно было бы отправиться в эти вот поруганные брошенные храмы и там на Пасху помолиться.

К. Мацан

— Как раз вы меня подвигаете, мы подходим к тому вопросу, который я собирался задать: миссия этого проекта, этот проект «Пасха в каждом храме» направлен именно и только на те деревни, может быть, где нет постоянного священника в храме или он каким-то образом адресован вообще всем верующим, что в нем может почерпнуть каждый?

о. Алексей

— В первую очередь, проект направлен, конечно, для тех храмов, в которых нет священника и вот просто на одного священника, например, в Архангельской области приходится больше чем десять храмов, и в Читинской области. И таких примеров очень много можно привести, и священник реально бывает в храмах на территории своей епархии, своего попечения в лучшем случае один раз в год, то есть храм есть, даже жители есть, но просто священников так мало, что если он уедет, то некому будет совершать богослужения в районном центре и так далее, и поэтому богослужения совершаются в силу ограниченного количества священнослужителей и очень редко, а ведь Пасху, ее же нужно праздновать не по квартирам, не по домам, ее нужно праздновать всем вместе и вот в этом случае, если получить благословение у своего священника, который окормляет тот или иной район или у Миссионерского отдела епархии с тем, чтобы они уже дальше с благочинным связались, получили бы разрешение для того, чтобы такое богослужение провести, то вот люди в этих деревнях, в этих селах, они могут собраться в своих храмах и таким чином очень коротким провести пасхальное богослужение. Я расскажу о том, как методически все это можно провести, как подготовиться к такому пасхальному богослужению, которое можно проводить не только в сам день Пасхи, потому что вообще все верующие люди стараются, конечно, пусть это даже и далеко и может быть за сотни километров ближайший храм, где совершается богослужение, но поехать в этот храм, помолиться там ночью на Пасху, а потом вернуться уже в свои деревни, села и в этих деревнях ведь тоже есть люди, которые чисто физически, бабушки какие-то, они до этих храмов за сотни километров не смогут доехать, даже потому, что просто элементарно нет денег и нет сил, это и не так дешево, как правило, стоит. И вот тогда, помолившись ночью на Пасху в храме вместе со священником, в своей деревне провести богослужение уже без батюшки в силу того, что просто нет возможности у батюшки приехать, но собрать местных жителей и пропеть пасхальные песнопения, это будет настоящая Пасха, это будет, конечно, не самое главное, что в Церкви происходит — литургия, но все же единение душ и телес и прославление Воскресшего Христа. Итак, если мы решили помолиться в храме на Пасху, то в первую очередь нужно связаться с благочинным или со священником из ближайшего прихода, рассказать о своем намерении и попросить его благословения, как правило, все контакты священников есть на сайте епархии. Если есть возможность, накануне Пасхи можно прийти в храм прибраться, подготовить подсвечники, просмотреть маршрут, по которому пойдет крестный ход, ознакомиться с текстом молитв, с последованием крестного хода, все это есть на сайте «obsheedelo.ru» и есть такой трехминутный ролик, рассказывающий о том, как организовать крестный ход. По возможности можно выучить мелодии пасхальных песнопений, также есть видео, где регент обучает пению пасхальных песнопений, сообщить можно организаторам проекта по телефону 8-985-007-58-46 или написать на почту hram@obsheedelo.ru о том, что вы собираетесь помолиться.

К. Мацан

— Давайте еще раз повторим телефон.

о. Алексей

— 8-985-007-58-46 или почта hram@obsheedelo.ru В этом случае организаторы проекта отметят ваш храм на специальной карте, эта карта также на сайте «obsheedelo.ru» есть и если кто-то решит также, как и вы помолиться на Пасху в храме, где вы решили помолиться, вы можете объединиться и это будет очень здорово, вот вспоминаются слова Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Можно сообщить друзьям и по возможности оповестить местных жителей о своем намерении помолиться на Пасху, для этого можно разместить информацию на своей страничке в соцсетях, можно на страничке ближайшего местного поселения о том, что в храме, в котором десятилетия не было богослужений, именно десятилетия, иногда 50, 70 лет, вот вновь на Пасху пройдет богослужение и таким образом кто-то, может быть, к вам присоединиться. Мы тех, кто захочет помолиться, между собой как раз наша задача их связать. Если нет возможности помолиться в ночь или утром на Пасху, то можно помолиться в любой день на Светлой седмице, если храм или часовня в аварийном состоянии и находиться внутри опасно, то можно помолиться и перед ними на улице. Для того, чтобы в дальнейшем рассказать о нашем проекте, потому что, конечно, сейчас вся страна не узнает, к сожалению, о проекте, но возможно это произойдет чуть позже, на следующий год или через год, как некогда Георгиевскую ленточку придумала прихожанка одного из московских храмов, храма мученицы Татьяны при МГУ, также и сейчас очень важно, чтобы вот эти наши восемь тысяч брошенных, оставленных, разрушенных храмов, они вновь слышали бы песнопения, молитвы, хотя бы, может, на Пасху или на Рождество, это очень важно, потому что с этого как раз начинается возрождение, каждый раз, когда человек помолится в храме, храм становится лучше, человек не может уйти, что-нибудь не прибрав, не благоукрасив, не разместив иконочку, то есть каждый раз, когда храм посещаем, он вновь оживает, оживает в нем молитва и это очень для возрождения храмов важно. И вот для того, чтобы воодушевить и других, можно сделать фотографии своего пасхального богослужения, своего храма, отправить на почту, которую я говорил или на сообщение в «Ватсап» или «Вайбер» на тот номер, о котором я также говорил. Сейчас пандемия и, к сожалению, многие люди из моих знакомых находятся в больнице, в этом смысле было бы правильно соблюдать правила Роспотребнадзора для проведения богослужений. И вот таким образом можно организовать пасхальное богослужение по благословению священника без батюшки. Как все это делать практически, то есть что будет происходить ночью на Пасху или в Светлую седмицу: если ночью на Пасху, то по приближении 12-ти часов все находящиеся в храме могут зажечь свечи, в 12 часов, обратившись лицом на восток, все тихо могут петь стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе», затем это же песнопение все громче и в третий раз громко, и можно начать крестный ход. В крестном ходе впереди несут фонарь, если нет фонаря, можно нести свечу, далее несут пару: запрестольный крест и икону, если их нет, можно нести икону Спасителя и Божией Матери, затем несут икону Воскресения Христова и икону праздника, в честь которого освящен храм, мы раздали в прошлом году более чем ста храмам, посылками отправили такие вот иконы, в честь которых освящен храм, иконы Воскресения, свечи, последование почтой, в этом году можно посмотреть все это на сайте «Общего дела», вот последование, о котором я говорю. Также можно нести те иконы, которые возможно хранились в домах, когда разрушали храмы, то эти иконы прятали по домам и вот в настоящий момент можно с этими иконами идти в этом крестном ходе, первом крестном ходе с момента, когда храм был закрыт. Далее попарно в крестном ходе следуют молящиеся с зажженными свечами, выйдя из храма, крестный ход поворачивает против часовой стрелки, то есть налево, обходит вокруг храма, обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми западными дверями и трижды поется тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых», двери храма отверзаются, крестный ход заходит в храм, войдя в храм, все становятся лицом к востоку и поют Часы Святой Пасхи, которые есть во всех молитвословах и после читается «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоуста и далее можно поприветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!» Если есть возможность, можно с собой взять и термос и потом устроить такую небольшую трапезу, и это будет действительно очень важным событием, сейчас так получилось, что когда дали выходные в дни Светлой седмицы, то это как раз есть возможность поехать к тому храму, рядом с которым может быть, жили ваши дедушки, бабушки, может, кто-то рядышком похоронен, потом все это пришло в упадок, в запустение и прочее, люди, может быть, уже уехали, но можно приехать и таким образом такое небольшое пасхальное богослужение совершить и это будет очень важно и очень замечательно.

К. Мацан

— Протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, руководитель волонтерского проекта по возрождению храмов Севера «Общее дело» сегодня с нами и с вами на связи в программе «Светлый вечер». Я вот вас слушаю и понимаю, что, наверное, неслучайно у меня в голове возник вопрос, может ли этот проект и все то, что вы сейчас рассказываете о том, как совершить небольшое пасхальное богослужение в старом, заброшенном храме на Пасху, вот почему все это касается, как мне кажется, не только тех, кто может рядом найти действительно такой заброшенный храм и в нем такое благое дело совершить, мне кажется, этот проект, о котором вы рассказываете, он в принципе указывает на одну важную вещь: что прихожане, миряне, они не зрители богослужения, а его такие же участники, в каком-то смысле такие же участники, как и священники, священнослужители, все те, кто в алтаре, то есть это во многом ломает такое, если угодно, стереотипное представление о том, что в храме богослужение совершает священник, а люди просто смотрят, присутствуют, слушают, как было такое выражение раньше, как-то бытовало: «сходили, отслушали литургию», вот то, что вы рассказываете — это принципиально другой подход вообще к тому, что такое богослужение, правильно?

о. Алексей

— Вы знаете, Константин, дело в том, что до революции немыслим был храм без богослужения на Пасху, потому что было достаточное количество священнослужителей, сейчас другая ситуация, когда после гонений фактически Церковь, она восстановиться-то еще не может и достаточного количества священнослужителей для окормления верующих еще нет и поэтому это просто результат гонений, результат того, что пока не могут быть священники, потому что, конечно, молитва со священником — это не просто молитва, это таинство, только священник может совершать таинства и самое высокое, самое главное — таинство Святой Евхаристии. Но, конечно, без священника молиться тоже можно и нужно и можно собираться не только на Пасху, но вообще каждое воскресенье где-то в своих храмах и по благословению священника прочитывать те или иные молитвы, потому что слова Христовы о том, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» — это касается любой такой вот церковной общины. И у меня есть такие примеры, когда на севере люди в тех храмах, в которых мы потрудились, они по очереди ездят в разные деревни, то есть одно воскресенье в одной деревне служба, в другое воскресенье они едут в соседнюю деревню, потом в третью, так, чтобы во всех храмах всем вместе собраться, всем вместе помолиться, потому что, безусловно, молитва — это драгоценность, это ценность, это то, что людей объединяет вокруг Бога, вокруг церкви, то, что людей преобразует, каждое событие молитвы соборной — это действительно настоящее событие, поэтому молиться обязательно нужно.

К. Мацан

— Я просто почему еще к этому вопросу обращаюсь: меня в свое время очень зацепили слова одного священника у нас в эфире, когда он сказал, что остро чувствует, когда сам служит литургию, а при этом в храме люди не молятся или молятся рассеянно, то есть воспринимают себя именно такими зрителями скорее совершающегося богослужения, и совсем по-другому, признавался этот священник, ему самому удается служить и молиться с большим погружением и проникновением, когда он чувствует, что и за спиной его в храме молятся все также вместе, то есть роль мирянина, она не просто в присутствии, а в такой же молитве, как и молитва в алтаре, и вот пример, который вы даете, проект, который вы предлагаете в ситуации вынужденной, конечно, молиться без священника в заброшенном храме, вынужденной именно потому, что лучше бы, чтобы был священник и чтобы совершалась полноценная литургия, но если нет, то хотя бы так, это уже не мало, но вот в этом «уже немало» на самом деле просвечивает очень важный принцип, что мирянин — активный участник богослужения, может быть, даже в такой вот ненормальной ситуации, что есть заброшенный храм без священника, просто в данном конкретном случае более явственно, более рельефно это проявляется, я вот о чем говорю.

о. Алексей

— Да, вы знаете, Константин, я думаю, что священник — это тот, кто молитву всех, кто в храме присутствует, он ее возглавляет, объединяет и обращает к Богу, то есть от лица всех молящихся в храме и говорит священник: «Твоя от Твоих Тебе приносяще от всех и за вся», или когда говорит: «Благодарим Господа», то это призыв именно ко всем, то есть то, что вы говорите, является, мне кажется, аксиомой, то есть не теоремой даже, а аксиомой вообще посещения храма и молитвы в храме.

К. Мацан

— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу, отец Алексей, давайте еще раз напомним, что есть сайт проекта «Общее дело», на котором можно найти всю информацию о том проекте, который мы сегодня обсуждали, о проекте «Пасха в каждом храме» в тех селах, деревнях, местах, где есть старые храмы, восстановленные, может быть, но в которых не совершается регулярных богослужений, есть возможность в них мирянам, прихожанам самим совершить небольшое пасхальное богослужение на Пасху или в течение пасхальных дней, все подробные инструкции, которые отец Алексей сегодня изложил в нашей программе есть также на этом сайте «Общее дело», там можно искать всю информацию, где взять текст этих служб, как ее совершать, как взять благословение у священника, у благочинного этого района, в котором вы живете на совершение такого богослужения, вот можно искать информацию на сайте «Общее дело». Протоиерей Алексей Яковлев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, руководитель волонтерского проекта по возрождению храмов Севера «Общее дело» был сегодня с вами и с нами в программе «Светлый вечер» на связи. Спасибо огромное за эту беседу, мы движемся дальше к светлому празднику Христова Воскресения.

о. Алексей

— Спасибо, дорогие друзья.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем