![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/01/TB-TB-TI-TA-_1280TE720.jpg)
— Никитушка, как хорошо стало в твоей квартире после ремонта. Очень уютно, кухня даже стала казаться просторнее...
— Да, Маргарита Константиновна. Вот здесь, справа от окна я уже повестил икону, чтобы молиться перед едой. А над обеденным столом мне хочется хорошую репродукцию повесить. Что-нибудь яркое, праздничное, может быть, красивые блюда, или какое-то пиршество...
— Вариантов много... Но вот первое что приходит в голову — «Брак в Кане Галилейской», полотно 16 века. Сейчас найду его в интернете... Автор — итальянский художник Паоло Веронезе. Вот эта картина! Помнишь её?
— Картину не помню, но помню этот евангельский сюжет о претворении Христом воды в вино.
— Верно, Никита. На свадебном пиру в Кане Галилейской произошло первое из описанных в Библии чудес, которое совершил Христос. Об этом повествуется во второй главе Евангелия от Иоанна. Когда закончилось вино, Иисус Христос попросил наполнить шесть сосудов водою, после чего воду претворил в хорошее вино. Именно этот сюжет лёг в основу шедевра Веронезе.
— Работа впечатляет! За щедро накрытым столом восседает множество богатых, великолепно одетых людей. Слуги несут всё новые кушанья, музыканты играют на инструментах. А в центре, как я вижу, изображён Христос, а по правую руку от Него — Богородица.
— И обрати внимание, что художник изобразил Пречистую Деву не в праздничном одеянии. Её голову покрывает тёмный платок, что символизирует скорбные события, которые ждут Её впереди. О грядущих страданиях Христа говорит ещё одна деталь на картине. На балконе в верхней части полотна, прямо над головой Иисуса изображён человек, закалывающий ягнёнка.
— А о чём нам это говорит?
— Это символ жертвы Христовой, которую Он спустя некоторое время принесёт за весь род человеческий. Но до страшных событий ещё далеко, и в основе сюжета полотна всё же радостное событие — свадьба благочестивых людей, как можно догадаться, друзей Христа и Его Пречистой Матери.
— Но самих жениха и невесту я что-то на картине не вижу.
— Вероятно, молодые супруги — кто-то из ста тридцати двух героев, изображённых на холсте. Но художник не акцентирует на этом внимание.
— Ста тридцати двух, вы сказали? Воистину торжество так торжество!
— Да, Никита. Здесь и гости, и музыканты, и повара, и певчие, и шуты...
— А разве во времена Христа были шуты?
— Вопрос, как говорится, в самую точку! Дело в том, что Евангельский сюжет художник поместил в средневековую Венецию. Это видно и по одежде гостей, характерной для того времени и пространства, и по архитектурным деталям помещения, в котором происходит свадебный пир.
— Да, точно! Справа и слева от праздничного стола расположены величественные колонны, балюстрада, античные скульптуры...
— И некоторые герои картины — тоже венецианцы. И причём реальные исторические персонажи. А ещё в образах гостей художник изобразил правителей эпохи Возрождения — например, французского короля Франциска Первого, султана Османской империи Сулеймана Великолепного... В образе музыканта в белой одежде на переднем плане Паоло Веронезе изобразил самого себя.
— Да, работу он создал поистине монументальную! Я распечатаю картину в реальном размере, помещу в достойную раму и повешу прямо сюда, над обеденным столом.
— Никита, ты не сможешь распечатать её в реальном размере. Она огромна. Шириной около десяти метров. А находится это полотно в музее Лувр в Париже, и однажды мне даже довелось видеть его своими глазами, когда я была на стажировке во Франции. Шедевр занимает огромную стену в Лувре. Но вот уменьшенная копия будет смотреться на твоей кухне замечательно.
— Так я и сделаю. Всё-таки и евангельская история вдохновляющая, и картина праздничная, радостная! Пусть в моём доме всегда царит такое светлое настроение, как на картине «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе.
— И главное, пусть в твоём доме всегда пребывает Господь.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2015/10/05452f981490b14b1a95ec83c7a8ef6f7bf505db-1.jpg)
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Трудные времена люди переживают по-разному. Разность точек зрения, разность в опыте жизни часто приводят к тому, что родственники и друзья ссорятся и не находят в себе сил для общения и любви. В то же время в поисках опоры люди находят единомышленников, создают новые сообщества... Очевидно, что христиане тоже задают себе подобные вопросы: в чём мы можем найти опору? Кто наши единомышленники? Ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Как и любой другой человек, апостол Павел жил в обществе, занимался трудом, общался с людьми по самым разным, в том числе и бытовым поводам, ел, пил, отдыхал, читал современных ему авторов, которых потом цитировал в своих посланиях. По его собственным словам, он был фарисеем из фарисеев, то есть принадлежал к авторитетной и влиятельной группе людей, которые ощущали себя основой современного им иудейского общества. Он был учеником известного раввина Гамалиила и вполне мог рассчитывать на спокойную жизнь. Но вдруг, неожиданно для себя самого, апостол встретил Христа, и эта встреча изменила всю его жизнь. Люди, которые его уважали и любили, стали воспринимать его как врага и из единомышленника он стал для них оппонентом. Жизнь его изменилась кардинально, но нельзя сказать, что от него это не зависело. Нет, это было его свободным решением. Верность Христу и Его проповеди оказалась для апостола важнее всего остального. Спаситель стал Его опорой, а братья и сёстры во Христе новыми единомышленниками. Казалось бы, всё просто и ясно. Был человек одних взглядов, общался и дружил с одними людьми. Потом изменил взгляды и стал общаться с другими, в то время как с первыми рассорился и начал воспринимать их как врагов. Обычно так всё и происходит... Но в жизни апостола Павла всё было несколько иначе. После всех перемен, которые с ним произошли, иудеи действительно изменили своё отношение к нему, но он не изменил своего отношения к ним. И этот факт чрезвычайно важен для понимания того, что такое христианство. Да, апостол считал, что иудеи ошибаются. Действительно, у него появились новые друзья и единомышленники, как из иудеев, так и из язычников, но любовь ко всем прежним друзьям и единомышленникам осталась. Иудействующие ненавидели его и даже стремились убить, но вера Христова преобразила его отношение к людям. Апостол Павел научился любить язычников и это было нечто новое и удивительное, но ещё поразительнее, что он продолжил любить тех, кто от него отвернулся. Ему открылся совершенно новый опыт, потому что он вдруг услышал слова Христа: если вы любите любящих вас, какая вам польза, не так ли делают и язычники"? И вместо того, чтобы отречься от тех, кто отрёкся от него, апостол продолжил за них переживать, продолжил за них молиться, продолжил желать им спасения.
Где апостол Павел всему этому научился? В чём находил утешение в те моменты, когда его осуждали, когда гнали и преследовали? Ответ один: он учился этому в Церкви и находил утешение в вере Христовой. Церковь, объединявшая людей разных культур и взглядов, оказывалась для него местом поддержки. Поддержки не политической или культурной, не социальной или бытовой... Все эти сферы могут объединять, но могут и разделять людей. Церковь же и вера в Иисуса Христа стала для него поддержкой и опорой в любви, которую он стремился проявлять ко всем людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Намоленность храмов». Свящ. Сергий Старокадомский, Ирина Языкова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/o.-Sergij-Starokadomskij-Irina-Jazykovka.jpg)
У нас в студии были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и искусствовед, кандидат культурологии Ирина Языкова.
Разговор шел о том, какое значение вкладывается в распространенное понятие «намоленность храма», как разные поколения людей вносили свой вклад в архитектуру и убранство храмов и как это влияет на церковную жизнь современных прихожан.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер