— Никитушка, как хорошо стало в твоей квартире после ремонта. Очень уютно, кухня даже стала казаться просторнее...
— Да, Маргарита Константиновна. Вот здесь, справа от окна я уже повестил икону, чтобы молиться перед едой. А над обеденным столом мне хочется хорошую репродукцию повесить. Что-нибудь яркое, праздничное, может быть, красивые блюда, или какое-то пиршество...
— Вариантов много... Но вот первое что приходит в голову — «Брак в Кане Галилейской», полотно 16 века. Сейчас найду его в интернете... Автор — итальянский художник Паоло Веронезе. Вот эта картина! Помнишь её?
— Картину не помню, но помню этот евангельский сюжет о претворении Христом воды в вино.
— Верно, Никита. На свадебном пиру в Кане Галилейской произошло первое из описанных в Библии чудес, которое совершил Христос. Об этом повествуется во второй главе Евангелия от Иоанна. Когда закончилось вино, Иисус Христос попросил наполнить шесть сосудов водою, после чего воду претворил в хорошее вино. Именно этот сюжет лёг в основу шедевра Веронезе.
— Работа впечатляет! За щедро накрытым столом восседает множество богатых, великолепно одетых людей. Слуги несут всё новые кушанья, музыканты играют на инструментах. А в центре, как я вижу, изображён Христос, а по правую руку от Него — Богородица.
— И обрати внимание, что художник изобразил Пречистую Деву не в праздничном одеянии. Её голову покрывает тёмный платок, что символизирует скорбные события, которые ждут Её впереди. О грядущих страданиях Христа говорит ещё одна деталь на картине. На балконе в верхней части полотна, прямо над головой Иисуса изображён человек, закалывающий ягнёнка.
— А о чём нам это говорит?
— Это символ жертвы Христовой, которую Он спустя некоторое время принесёт за весь род человеческий. Но до страшных событий ещё далеко, и в основе сюжета полотна всё же радостное событие — свадьба благочестивых людей, как можно догадаться, друзей Христа и Его Пречистой Матери.
— Но самих жениха и невесту я что-то на картине не вижу.
— Вероятно, молодые супруги — кто-то из ста тридцати двух героев, изображённых на холсте. Но художник не акцентирует на этом внимание.
— Ста тридцати двух, вы сказали? Воистину торжество так торжество!
— Да, Никита. Здесь и гости, и музыканты, и повара, и певчие, и шуты...
— А разве во времена Христа были шуты?
— Вопрос, как говорится, в самую точку! Дело в том, что Евангельский сюжет художник поместил в средневековую Венецию. Это видно и по одежде гостей, характерной для того времени и пространства, и по архитектурным деталям помещения, в котором происходит свадебный пир.
— Да, точно! Справа и слева от праздничного стола расположены величественные колонны, балюстрада, античные скульптуры...
— И некоторые герои картины — тоже венецианцы. И причём реальные исторические персонажи. А ещё в образах гостей художник изобразил правителей эпохи Возрождения — например, французского короля Франциска Первого, султана Османской империи Сулеймана Великолепного... В образе музыканта в белой одежде на переднем плане Паоло Веронезе изобразил самого себя.
— Да, работу он создал поистине монументальную! Я распечатаю картину в реальном размере, помещу в достойную раму и повешу прямо сюда, над обеденным столом.
— Никита, ты не сможешь распечатать её в реальном размере. Она огромна. Шириной около десяти метров. А находится это полотно в музее Лувр в Париже, и однажды мне даже довелось видеть его своими глазами, когда я была на стажировке во Франции. Шедевр занимает огромную стену в Лувре. Но вот уменьшенная копия будет смотреться на твоей кухне замечательно.
— Так я и сделаю. Всё-таки и евангельская история вдохновляющая, и картина праздничная, радостная! Пусть в моём доме всегда царит такое светлое настроение, как на картине «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе.
— И главное, пусть в твоём доме всегда пребывает Господь.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Будённовск (обзор)
На реке Кума, в ста семидесяти километрах восточнее Ставрополя, расположился город Будённовск. В честь военачальника Семёна Будённого он был наименован в двадцатом веке, а прежде значился на картах как Святой Крест. Это название хранит память о чуде, которое связано с именем благоверного князя Михаила. Он правил Тверью в четырнадцатом столетии, во время татаро-монгольского ига. Глава Золотой Орды, хан Узбек, разгневавшись на Михаила, вызвал его к себе. Князь явился по требованию, чтобы не навлечь беду на всю Тверскую землю. И был захвачен в плен! В неволе узник горячо молился, осознавая скорую кончину. Его казнили и отправили останки на родину. Когда скорбный обоз остановился на ночлег на территории современного Будённовска, над телом Михаила Тверского воссиял крестообразный огненный столп! Тот самый Святой Крест, что дал название селению. Сегодня многие жители Будённовска выражают желание вернуть городу прежнее имя.
Радио ВЕРА в Будённовске можно слушать на частоте 101,7 FM