
Кадр из фильма «Отчий дом». Киностудия им. М. Горького, режиссёр Лев Кулиджанов
— Здравствуй, драгоценная доченька Танюша. Пишет тебе это письмо твоя родная мать, Буянова Наталья Авдеевна. Семнадцать лет я всё плакала о тебе день и ночь. Всё не верила в своё горе. Вот и привелось дожить до светлого дня. Приезжай, доченька, хоть на денёк. Очень тебя прошу.
У Тани — молодой москвички, студентки престижного вуза, не спроста дрожит голос. Она читает вслух письмо от матери. Матери, о существовании которой девушка даже не догадывалась. В раннем детстве Таню усыновили. Приёмным родителям тогда сказали, что мама девочки погибла во время бомбёжки в Великую Отечественную войну. Таня выросла в интеллигентной, состоятельной семье столичного врача, окружённая любовью и заботой. Приёмные отец и мать давно стали для неё родными. И вдруг — это письмо...
Такой крутой поворот произошёл в жизни героини советского художественного фильма «Отчий дом». Ленту снял режиссёр Лев Кулиджанов. На экраны она вышла в 1959 году. Тогда же вошла в основную программу Международного Каннского кинофестиваля и оказалась в числе главных претендентов на Золотую пальмовую ветвь. Награду картина не получила, однако была с большим энтузиазмом встречена зарубежной публикой. Надо ли говорить, что у себя на родине фильм тоже пришёлся зрителям по душе. Выдающийся киновед Александр Николаевич Грошев называл ленту «Отчий дом» светлой и поэтичной, повествующей о простых людях с любовью и теплотой. А уже в наши дни о картине в своей рецензии напомнил современным кинозрителям журналист и театральный критик Егор Королёв. По его мнению, режиссёр Лев Кулиджанов снял уникальный фильм, честный и чистый, который помогает понять душу русского человека.
А что же творится в душе у главной героини фильма Тани, которая внезапно узнала, что её родная мама жива, здорова и ждёт её в гости? Скажем честно — девушка в замешательстве. Городская интеллигентка, она крайне смущена одним фактом: оказывается, её мама — простая крестьянка, колхозница. Живёт в деревне. В эту деревню и отправляется скептически настроенная Татьяна. Она решает пробыть там совсем недолго — ведь её ждут важные дела: поездка с друзьями на Кавказ.
И вот они, наконец, встречаются на сельском полустанке: девушка в изящных туфельках, в платье, сшитом по последнему слову столичной моды. И пожилая женщина в стоптанных грубых сапогах, старом ватнике и полинявшем платке. Они — словно из разных миров. Смогут ли понять друг друга, найти общий язык? Непростым окажется путь матери и дочери навстречу друг другу. Нелегко будет Татьяне преодолеть свою гордость и предубеждение. Но, может быть, у неё всё-таки получится? Один из диалогов девушки с матерью даёт такую надежду:
— Ты не поедешь на этот Кавказ?
— Нет. Я уже написала, чтобы ехали без меня. А что?
— Да нет, просто так. Ты говорила, что деньги заплачены, что ж они теперь — пропали?
— Неужели вы думаете, что деньги — это самое главное в жизни?
— Напрасно ты меня коришь, доченька. Мы ведь до денег-то не жадные. Просто они нам трудно достаются, вот и привыкли дорожить. Видишь, у меня руки-то какие.
— Простите... Скажите, а вы сегодня куда работать пойдёте?
— Сено ворошить.
— Можно я с вами пойду?
Видеть не только внешнюю, но и внутреннюю сторону людей, понимать их, сопереживать им, неожиданно для самой себя учится Таня в деревне. И вопреки первоначальным своим намерениям, задерживается там. Что с ней будет происходить, в центре каких событий она окажется и сможет ли в конце концов принять новые обстоятельства — узнаем, посмотрев фильм «Отчий дом». Мне же вспомнился известный афоризм, который приписывают римскому философу Плинию-старшему: «Дом там, где сердце». Я понимаю его так: когда человека окружают добрые, искренние и отзывчивые люди, а он дарит им в ответ свою доброту, то чувствует себя счастливым, где бы ни находился. А значит, Отчий дом — не точка на карте, не почтовый адрес, а состояние души. Пожалуй, об этом, прежде всего, и хотел сказать нам в своей картине режиссёр Лев Кулиджанов.
13 июня. О приоритетах в жизни человека

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».
О приоритетах в жизни человека — епископ Черняховский и Славский Николай.
Мы живём в век всеобщего вульгарного экономикоцентризма и материализма. Многие считают, что экономика и материальные блага — это самое главное. Если спросить, что значит хорошо жить, мало кто вспомнит о чистой совести, о возможности заниматься любимым делом, о любви и взаимопонимании в семье. Но почти каждый скажет о деньгах, о высокой зарплате, о дорогих машинах, о красивой дорогой одежде. То есть только об исключительно материальных вещах.
Человек перестаёт быть человеком, он становится неким потребителем, организмом, нацеленным на потребление. Не это ли духовная гибель?
И вот Христос предостерегает, предлагая отдать рубашку и даже верхнюю одежду не другу, который нуждается, а противнику, который хочет с тобой судиться. Христос как бы нам говорит: да отдай ты эту рубашку и верхнюю одежду ещё в придачу. Это не самое главное в жизни. Не зацикливайся на материальном, не в материальном счастье и спасение.
Но как достичь такого безразличия к материальному? Сложно, но в то же время просто: направить ум и сердце к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июня. О мировоззрении и трудах Льва Лопатина

Сегодня 13 июня. В этот день в 1855 году родился русский философ Лев Лопатин.
О его мировоззрении и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Замечательный русский религиозный мыслитель — Лев Михайлович Лопатин. Скончался он в 1920 году, уже при коммунистическом режиме. Но самобытность Лопатина как мыслителя определяется его персонализмом. То есть в центре философско-религиозных идей Льва Михайловича стоит понятие личности и бессмертного человеческого духа.
Сегодня очень важно отрешаться от уродливых и безумных представлений о человеческой личности, будто бы поставленной в цепь предыдущих низших форм существования: о человеке, который недалеко ушёл от обезьяны, каким-то удивительным образом обретя свободу воли и разум.
Труды Льва Лопатина, между прочим, пользующиеся всемирным признанием, и издаваемый им журнал по общим вопросам психологии и философии были до революции одним из самых серьёзных изданий, включавших в себя труды философов, современных Лопатину.
И, поминая добрым словом этого русского философа, давайте и мы, дорогие слушатели, отведём человеку подобающее место как венцу творения. Не будем ставить его в один ряд с животными, но признаем царственность его происхождения, как живого образа Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 82 зач., II, 14-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой важный навык необходимо в себе развивать, чтобы не выносить скорый суд о людях, которые нас окружают, и о тех поступках, которые они совершают? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Иудеи, которым адресован только что позвучавший отрывок, превозносились над язычниками своим происхождением от Авраама, а также презирали их за то, что они не исполняют предписания закона Моисеева. В ответ на это апостол Павел формулирует величайший принцип, который является одним из столпов христианской этики. Не следует судить людей по себе. У каждого свои обстоятельства. Каждого из нас Бог будет судить с учётом его уникальной ситуации. Он будет обращать свой взор не только на наши внешние поступки и соответствие социальным и ритуальным нормам, Он будет испытывать нашу совесть. А в этом смысле, по словам апостола Павла, некоторые язычники более праведны перед Творцом, нежели некоторые внешне религиозные иудеи. Поэтому слова апостола Павла вполне можно понимать, как призыв не быть скорыми на суд. Хотя бы научиться брать паузу. И эти рекомендации, безусловно, адресованы и всем нам, крещёным людям.
Представьте себе ситуацию, что вы возглавляете какую-либо общину, и люди привели к вам воришку-рецидивиста, которого поймали с поличным. Есть свидетели, есть записи видеокамер, есть чёткие инструкции, как действовать в этом случае. А потому, учитывая все эти переменные, скорее всего, мы вынесем приговор автоматически, не задумываясь. Другая ситуация. Вы — не последняя инстанция. Над вами стоит большой начальник. Главный судья. И преступник, которого к вам привели, — это его сын. И свидетельства его преступления все какие-то размытые. 50 на 50. Согласитесь, всё это очень усложнит дело. И вы десять раз подумаете и посоветуетесь с коллегами, как поступить в этой ситуации. Возможно, даже откажетесь от этого дела. Скажете: пусть папочка сам со своим сыном разбирается. И часто это будет очень мудрый шаг.
Точно так и в повседневном отношении с людьми. Замечательный навык, когда хочется кого-то осудить, кому-то «перемыть косточки», посплетничать или позлословить о ком-то, уметь остановиться и напомнить себе, что я — не последняя инстанция. У меня есть Небесный Начальник, который лучше меня знает ситуацию человека. Ему открыты самые глубокие мотивы его поведения. У Него на руках вся карта его болезни. А я сейчас просто пытаюсь занять Его место. И если я сужу, то моя проблема в том, что я не ощущаю присутствия этого Начальника в моей жизни.
Основной инструмент борьбы с осуждением — развивать в себе ощущение этого присутствия. Бог должен стать тем фоном, на котором протекают мои будни. В Священном Писании, когда говорится о праведных, святых людях, нередко используется выражение «он ходил перед Богом». То есть жил так, будто каждый момент ощущал на себе незримый взгляд Творца. Конечно, если Господь для меня посторонний, то лучше этого взгляда не чувствовать. Однако если я стараюсь свою жизнь подчинить Его воле, стремлюсь во всех своих делах исполнять Его заповеди, то Его взор для меня — это взор любящего отца. Он не судит меня, не карает, не обличает жёстко, Он согревает меня своим теплом. И я таю от этого взгляда, моё сердце становится мягким и милосердным, и я не выношу скорый суд о тех людях, которые меня окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов