
Кадр из фильма «Отчий дом». Киностудия им. М. Горького, режиссёр Лев Кулиджанов
— Здравствуй, драгоценная доченька Танюша. Пишет тебе это письмо твоя родная мать, Буянова Наталья Авдеевна. Семнадцать лет я всё плакала о тебе день и ночь. Всё не верила в своё горе. Вот и привелось дожить до светлого дня. Приезжай, доченька, хоть на денёк. Очень тебя прошу.
У Тани — молодой москвички, студентки престижного вуза, не спроста дрожит голос. Она читает вслух письмо от матери. Матери, о существовании которой девушка даже не догадывалась. В раннем детстве Таню усыновили. Приёмным родителям тогда сказали, что мама девочки погибла во время бомбёжки в Великую Отечественную войну. Таня выросла в интеллигентной, состоятельной семье столичного врача, окружённая любовью и заботой. Приёмные отец и мать давно стали для неё родными. И вдруг — это письмо...
Такой крутой поворот произошёл в жизни героини советского художественного фильма «Отчий дом». Ленту снял режиссёр Лев Кулиджанов. На экраны она вышла в 1959 году. Тогда же вошла в основную программу Международного Каннского кинофестиваля и оказалась в числе главных претендентов на Золотую пальмовую ветвь. Награду картина не получила, однако была с большим энтузиазмом встречена зарубежной публикой. Надо ли говорить, что у себя на родине фильм тоже пришёлся зрителям по душе. Выдающийся киновед Александр Николаевич Грошев называл ленту «Отчий дом» светлой и поэтичной, повествующей о простых людях с любовью и теплотой. А уже в наши дни о картине в своей рецензии напомнил современным кинозрителям журналист и театральный критик Егор Королёв. По его мнению, режиссёр Лев Кулиджанов снял уникальный фильм, честный и чистый, который помогает понять душу русского человека.
А что же творится в душе у главной героини фильма Тани, которая внезапно узнала, что её родная мама жива, здорова и ждёт её в гости? Скажем честно — девушка в замешательстве. Городская интеллигентка, она крайне смущена одним фактом: оказывается, её мама — простая крестьянка, колхозница. Живёт в деревне. В эту деревню и отправляется скептически настроенная Татьяна. Она решает пробыть там совсем недолго — ведь её ждут важные дела: поездка с друзьями на Кавказ.
И вот они, наконец, встречаются на сельском полустанке: девушка в изящных туфельках, в платье, сшитом по последнему слову столичной моды. И пожилая женщина в стоптанных грубых сапогах, старом ватнике и полинявшем платке. Они — словно из разных миров. Смогут ли понять друг друга, найти общий язык? Непростым окажется путь матери и дочери навстречу друг другу. Нелегко будет Татьяне преодолеть свою гордость и предубеждение. Но, может быть, у неё всё-таки получится? Один из диалогов девушки с матерью даёт такую надежду:
— Ты не поедешь на этот Кавказ?
— Нет. Я уже написала, чтобы ехали без меня. А что?
— Да нет, просто так. Ты говорила, что деньги заплачены, что ж они теперь — пропали?
— Неужели вы думаете, что деньги — это самое главное в жизни?
— Напрасно ты меня коришь, доченька. Мы ведь до денег-то не жадные. Просто они нам трудно достаются, вот и привыкли дорожить. Видишь, у меня руки-то какие.
— Простите... Скажите, а вы сегодня куда работать пойдёте?
— Сено ворошить.
— Можно я с вами пойду?
Видеть не только внешнюю, но и внутреннюю сторону людей, понимать их, сопереживать им, неожиданно для самой себя учится Таня в деревне. И вопреки первоначальным своим намерениям, задерживается там. Что с ней будет происходить, в центре каких событий она окажется и сможет ли в конце концов принять новые обстоятельства — узнаем, посмотрев фильм «Отчий дом». Мне же вспомнился известный афоризм, который приписывают римскому философу Плинию-старшему: «Дом там, где сердце». Я понимаю его так: когда человека окружают добрые, искренние и отзывчивые люди, а он дарит им в ответ свою доброту, то чувствует себя счастливым, где бы ни находился. А значит, Отчий дом — не точка на карте, не почтовый адрес, а состояние души. Пожалуй, об этом, прежде всего, и хотел сказать нам в своей картине режиссёр Лев Кулиджанов.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело