
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который только что прозвучал, апостол Павел начинает с того, что перечисляет те признаки, которые характеризуют человека, ведущего подлинную христианскую жизнь. Он указывает на два самых ярких.
И первый из них — это непрестанная радость. Речь идёт не о буре неконтролируемых эмоций. Христианская радость не имеет с ними ничего общего. Поэтому её ещё называют тихая радость. Её источником является ощущение постоянного присутствия в жизни Иисуса Христа и реальное переживание того, что Он даровал нам внутреннюю свободу от тех страстей, которые связывали нас по рукам и ногам. Наша жизнь теперь зависит только от Него. Он направляет нас во всех наших глобальных и повседневных делах. Во многом Сам направляет течение нашей судьбы. Поэтому призыв Павла радоваться можно понимать, как призыв ощутить, что всё, что с нами происходит, до самых мелочей, находится в руках Божиих. Как говорится в книге пророка Исаии, Господь держит каждого Своего верного сына за правую руку. С этим призывом радоваться связан и другой, который в Евангелии мы слышим из уст Христа — «не бойтесь». С такими словами Он неоднократно обращается к Своим ученикам. Не бойтесь, даже один волос с вашей головы не может упасть без Моей воли. Как говорил преподобный Серафим Саровский, Бог заботится о каждом из нас так, будто на земле кроме нас никого больше не существует. Это и есть причина христианской радости, а также отсутствия всякого страха.
И второй признак, на который указывает апостол Павел — это кротость. «Кротость ваша да будет известна всем человекам», — говорит он. Что такое кротость? Нередко под кротостью понимают такие качества, как душевная мягкость, воздержанность, доброта и терпеливость. Но, пожалуй, самое близкое слово, которым можно определить это внутреннее состояние, — это великодушие. Древние греки говорили, что кротость проявляет себя тогда, когда применение справедливого закона может нанести человеку ущерб. Иными словами, кроткий человек отчётливо видит, когда нужно поступить по отношению к ближнему по беспристрастной и строгой букве закона, а когда необходимо подняться над правосудием и прибегнуть к милости. Кроткий человек понимает, что правила и нормы, которые регламентируют отношения между людьми, это ещё не всё. Есть нечто более глубокое и жизненно важное, чем правосудие. Именно на этой интуиции основывается один из ключевых принципов церковного правосудия — икономия. Он заключается в том, чтобы всегда, когда есть возможность, — смягчить наказание, проявить по отношению к человеку милосердие и снисхождение. Именно так поступил Господь, когда к Нему привели женщину, обвиняемую в прелюбодеянии. Он не применил к ней букву закона. Он помиловал её, простил. Ведь кротость имеет поразительное влияние на душу человека. Нередко самые жестокие преступники смягчались, когда близкие проявляли по отношению к ним это качество. Этот сюжет много раз появляется, например, в мировой литературе. Именно так поступил по отношению к бывшему уголовнику и каторжнику Жану Вальжану епископ Мэриэль в романе Виктора Гюго «Отверженные» и тем самым кардинальное изменил его чёрствое и, казалось бы, уже неспособное ни к чему доброму сердце.
И самое главное, что необходимо помнить, проявление кротости к людям напрямую связано с тем самым ощущением радости и бесстрашия, о которых говорилось выше. Человек, который способен проявить к ближнему великодушие, впускает таким образом в свою жизнь Бога, который хранит его на всех его путях и даёт ему постоянное ощущение Своего присутствия. И не случайно Сам Господь говорит в Евангелии: «блаженны кроткие, потому что они увидят Бога».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер