
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который только что прозвучал, апостол Павел начинает с того, что перечисляет те признаки, которые характеризуют человека, ведущего подлинную христианскую жизнь. Он указывает на два самых ярких.
И первый из них — это непрестанная радость. Речь идёт не о буре неконтролируемых эмоций. Христианская радость не имеет с ними ничего общего. Поэтому её ещё называют тихая радость. Её источником является ощущение постоянного присутствия в жизни Иисуса Христа и реальное переживание того, что Он даровал нам внутреннюю свободу от тех страстей, которые связывали нас по рукам и ногам. Наша жизнь теперь зависит только от Него. Он направляет нас во всех наших глобальных и повседневных делах. Во многом Сам направляет течение нашей судьбы. Поэтому призыв Павла радоваться можно понимать, как призыв ощутить, что всё, что с нами происходит, до самых мелочей, находится в руках Божиих. Как говорится в книге пророка Исаии, Господь держит каждого Своего верного сына за правую руку. С этим призывом радоваться связан и другой, который в Евангелии мы слышим из уст Христа — «не бойтесь». С такими словами Он неоднократно обращается к Своим ученикам. Не бойтесь, даже один волос с вашей головы не может упасть без Моей воли. Как говорил преподобный Серафим Саровский, Бог заботится о каждом из нас так, будто на земле кроме нас никого больше не существует. Это и есть причина христианской радости, а также отсутствия всякого страха.
И второй признак, на который указывает апостол Павел — это кротость. «Кротость ваша да будет известна всем человекам», — говорит он. Что такое кротость? Нередко под кротостью понимают такие качества, как душевная мягкость, воздержанность, доброта и терпеливость. Но, пожалуй, самое близкое слово, которым можно определить это внутреннее состояние, — это великодушие. Древние греки говорили, что кротость проявляет себя тогда, когда применение справедливого закона может нанести человеку ущерб. Иными словами, кроткий человек отчётливо видит, когда нужно поступить по отношению к ближнему по беспристрастной и строгой букве закона, а когда необходимо подняться над правосудием и прибегнуть к милости. Кроткий человек понимает, что правила и нормы, которые регламентируют отношения между людьми, это ещё не всё. Есть нечто более глубокое и жизненно важное, чем правосудие. Именно на этой интуиции основывается один из ключевых принципов церковного правосудия — икономия. Он заключается в том, чтобы всегда, когда есть возможность, — смягчить наказание, проявить по отношению к человеку милосердие и снисхождение. Именно так поступил Господь, когда к Нему привели женщину, обвиняемую в прелюбодеянии. Он не применил к ней букву закона. Он помиловал её, простил. Ведь кротость имеет поразительное влияние на душу человека. Нередко самые жестокие преступники смягчались, когда близкие проявляли по отношению к ним это качество. Этот сюжет много раз появляется, например, в мировой литературе. Именно так поступил по отношению к бывшему уголовнику и каторжнику Жану Вальжану епископ Мэриэль в романе Виктора Гюго «Отверженные» и тем самым кардинальное изменил его чёрствое и, казалось бы, уже неспособное ни к чему доброму сердце.
И самое главное, что необходимо помнить, проявление кротости к людям напрямую связано с тем самым ощущением радости и бесстрашия, о которых говорилось выше. Человек, который способен проявить к ближнему великодушие, впускает таким образом в свою жизнь Бога, который хранит его на всех его путях и даёт ему постоянное ощущение Своего присутствия. И не случайно Сам Господь говорит в Евангелии: «блаженны кроткие, потому что они увидят Бога».
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.