
Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В 1713-м году царь Пётр Первый учредил государственную награду — Орден святой великомученицы Екатерины. На протяжении двухсот лет этот орден оставался единственным в России, предназначенным исключительно для женщин. Первоначально высшую женскую награду Пётр задумывал специально для своей супруги — будущей императрицы Екатерины Первой. По преданию, во время Русско-Турецкой войны 1710-1713 годов, Екатерина Алексеевна отдала османским полководцам все свои драгоценности, чтобы вызволить русскую армию из окружения во время неудачного Прутского похода. За милосердное дело Пётр якобы и решил наградить супругу особым орденом. Учёные не скрывают, что документального подтверждения этих фактов обнаружить не удалось. Однако полностью отвергать такую версию тоже не спешат. Ведь орден святой Екатерины на протяжении всей своей истории был связан именно с благотворительностью.
Впрочем, доподлинно известно, что Екатерина Алексеевна действительно сопровождала Петра Первого в непростом Прутском походе. В спартанских военных условиях Екатерина не требовала особого отношения и, подобно мужу, держала себя наравне с солдатами. 6 декабря 1714 года Пётр Первый лично вручил Екатерине Алексеевне новый орден Святой Екатерины. Как сообщается в документальных источниках, «сам наложил на ея величество новоучиненную кавалерию ордина Святыя Екатерины, который орден учинен в память бытности ея величества в баталии с турки у Прута». Так что не случайно девизом ордена стала фраза: «Трудами сравнивается с супругом».
У ордена Святой Екатерины был и ещё один девиз: «За любовь и Отечество». Награда вручалась дамам, которые проявили себя на ниве милосердия и любви к ближнему. Так, например, орден Святой Екатерины носила знаменитая благотворительница, княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Более того, обладательницам награды благотворительность вменялась в обязанность. В положении об ордене — статуте, который окончательно оформился лишь в конце XVIII-го века, в царствование императора Павла I, прямо говорилось, что дамы, пожалованные орденом святой Екатерины, должны помогать богоугодным заведениям и «добродетельно трудиться» во имя христианского просвещения. Обладательниц ордена называли «кавалерственными дамами».
Орден святой Екатерины традиционно считался «мирной» наградой. Единственной женщиной, получившей его за военные заслуги, стала Марфа Кроун — жена русского флотоводца шотландского происхождения, адмирала Романа Васильевича Кроуна. В 1789 году, во время Русско-Шведской войны, пока её супруг командовал ожесточённым морским сражением, Марфа самоотверженно оказывала помощь раненым морякам. Последней кавалерственной дамой ордена святой Екатерины уже в ХХ веке стала графиня Екатерина Клейнмихель, начальница Ялтинской общины сестер милосердия Красного Креста и внучка историка Николая Карамзина. Она получила награду 21 декабря 1916-го. Чуть меньше, чем через год, в ноябре 1917-го, к власти пришли большевики, которые упразднили все императорские ордена. Однако уже в наше время, в 2012-м году, указом Президента Российской Федерации, орден святой Екатерины был вновь учреждён. Сегодня он вручается за благие дела и милосердие.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер