Псалом 57. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 57. Богослужебные чтения

Псалом 57. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Человеку, много потрудившемуся над каким-то важным делом, сложно и больно наблюдать за тем, как это дело разрушают. Особенно, когда ничего сделать он не в состоянии, никак не может воспрепятствовать разрушению. В таком положении однажды оказался царь и пророк Давид. И свою боль он излил в псалме, известном теперь под номером 57. Этот псалом читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.

Псалом 57.

1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.

2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?

3 Беззаконие составляете в сердце, кладёте на весы злодеяния рук ваших на земле.

4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.

5 Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои

6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.

7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!

8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.

9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.

10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий тёрн, и свежее и обгоревшее да разнесёт вихрь.

11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.

12 И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»

Псалом 57-й был написан царём Давидом накануне бунта его сына Авессалома. Пророк уже понимал, к чему идёт дело, видел, как на сторону бунтовщика переходят чиновники, военные. Эти люди заботились не о нуждах страны, а о своей собственной выгоде. И полагали, видимо, что Давид уже немолод и не сможет противостоять Авессалому. Законный царь, глядя на происходящее, горевал. Но ничего сделать не мог, так как опасался спровоцировать гражданскую войну. Давид молился Богу и просил Его о помощи.

В адрес тех, кто фактически стал предателями, царь задаётся вопросом: «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие? Беззаконие составляете в сердце, кладёте на весы злодеяния рук ваших на земле». Давид с сожалением отмечает, что попал в окружение бессовестных, злых людей. Они когда-то успешно играли роли добропорядочных помощников, но теперь явили свои настоящие лица. Давид сравнивает бунтовщиков с ядовитым аспидом — опасной и хитрой змеёй. И пишет: «Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях».

Конечно, царь Давид был человеком ветхозаветным. В том смысле, что ему были чужды христианские представления о милосердии. Потому и просит он Господа наказать заговорщиков. Наказать, надо сказать, самым жестоким образом. Он пишет, в частности: «Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов! Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные». И, конечно, совсем по-ветхозаветному выглядят следующие слова: «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»

Надо сказать, что впоследствии царь Давид рассуждал уже не так сурово. Он понял следующую вещь — чтобы бунт прекратился, его сын Авессалом должен быть убит. И одно дело в порыве чувств желать наказания абстрактному противнику, и совершенно иное — понимать, что лишиться жизни может твой любимый сын и наследник. Когда Давид всё это осознал, он стал просить у Бога не жестокой расправы над бунтовщиками, а их вразумления. И сам он, не желая устраивать гражданской войны, удалился в изгнание — скитался, избегая прямого военного столкновения с войсками Авессалома.

Давиду, конечно, горько было видеть, как его собственный сын разрушает страну, которую он (Давид) созидал. Но ещё горше было ему поднять руку на наследника. Впоследствии царь понял, что бунт возник не на пустом месте, а потому что сам Давид не проявил должного благочестия, пошёл по пути компромисса со грехом. И тогда возмущение в сердце пророка сменилось искренним покаянием. Давайте же и мы не будем рубить сплеча, поддаваясь эмоциям. Даже если разрушается то, что нам очень дорого. Давайте сначала разберёмся, почему всё именно так случилось. И если обнаружим собственную неправоту, постараемся её поскорее исправить. Потому что начинать что-либо чинить и исправлять нужно обязательно с себя и только с себя.


Псалом 57. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 57. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях

Также рекомендуем