Помните рассказ Короленко «За иконой»? Владимир Галактионович описывает в нем, как совершил паломничество в Оранский мужской монастырь, участвовал в крестном ходе с чудотворной иконой, что хранилась много веков в этой обители. Интересно, а как нынче обстоят дела в маленьком провинциальном монастыре, по-прежнему ли находится там удивительный образ Богородицы, известный своими чудесами? Давайте заглянем в этот уютный уголок в пятидесяти километрах от Нижнего Новгорода.
Оранская икона Божией Матери – копия Владимирской, но с некоторыми отличиями. Если тонкости в написании лика распознает только специалист, то образы девяти святых внизу Оранского списка - это очевидная особенность. Запечатлеть небесных покровителей своей семьи на Владимирской иконе попросил в 1629 году дворянин Петр Глядков – так он исполнил свой обет Богу после чудесного выздоровления. А еще через несколько лет Петр Андреевич построил в честь нового образа храм на месте, называемом Орано поле, принял монашеский постриг с именем Павел и поселился в обители, которая вскоре образовалась при Оранской церкви.
Оранская икона сразу стала известна чудесами, к ней потянулись богомольцы. Когда в 1771 году в Нижнем Новгороде началась эпидемия чумы, епископ Феофан благословил обойти крестным ходом вокруг кремля – и напасть отступила. С тех пор нижегородцы ежегодно совершали молитвенное шествие с иконой от Оранского монастыря до губернской столицы. Традиция прервалась лишь после революции. Многие годы чудотворный образ хранился в фондах Нижегородского историко-архитектурного музея, и только в 2008-ом вернулся в родную обитель.
К этому времени в монастыре уже был восстановлен собор Владимирской иконы Божией Матери. Этот белокаменный красавец, построенный в начале девятнадцатого века, вновь стал хранителем драгоценного образа.
Небольшая территория Оранского монастыря обнесена каменной оградой. Кроме Владимирского собора, здесь есть еще два храма - Рождества Богородицы и Петропавловский. Рождественская церковь нарядная, ярко-голубая, с белыми каменными наличниками на огромных решетчатых окнах. А храм в честь Петра и Павла - скромное двухэтажное здание с трапезной, только маленький купол указывает на то, что здесь совершаются богослужения. Все три церкви вновь стали действующими в 21 веке.
Возобновились и крестные ходы с Оранской иконой Божией Матери. Каждый год крестоходцы проходят по нижегородским землям сотни километров. Происходит традиционное шествие в первой половине июня, все остальное время чудотворный образ ждет паломников в обители. Доехать до Оранок можно от Нижнего Новгорода через Богородск, дорога бежит между живописных холмов, на которых водят причудливые хороводы березы и ели.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер