Оптину пустынь в народе называют благословенной. Чем заслужил такое отношение небольшой монастырь, что укромно обосновался на правом берегу реки Жиздры, в четырёх километрах от заштатного городка Козельска?
Говорят, что эту обитель основали неизвестные отшельники. Для своих подвигов они выбрали глухое место в лесу, вдали от всякого жилья.
Непримечательно складывалась история Оптиной пустыни. В семнадцатом веке в монастыре была одна деревянная церквушка, да шесть келий на двенадцать человек братии. Во время реформ Петра Первого обитель и вовсе обеднела, и вскоре её упразднили как «малобратную». Потом монастырь вновь ожил. Но долгое время так и оставался скромным и незаметным. Его не отличали ни богатое убранство, ни строгость устава.
А в девятнадцатом веке Оптина Пустынь преобразилась. Обитель расцвела и окрепла. Каменные церкви одна за другой вырастали на монастырском дворе. Но главное - Оптина превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ». Она стала знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, странниках, своими школами и госпиталями.
Причина такой разительной перемены кроется в том, что в монастыре появились опытные наставники – старцы. Они руководили духовной жизнью обители и помогали всем, кто тянулся за наставлением и утешением.
Первым оптинским старцем был отец Лев - или Леонид - ученик преподобного Паисия Величковского. От него старчество перешло к иеромонаху Макарию, про которого сам митрополит Московский Филарет сказал однажды : «Макарий – свят». Под его руководством воспитывался Амвросий Оптинский. Затем друг друга сменили два Анатолия, Варсонофий и Нектарий... Всего четырнадцать старцев украсили своими духовными подвигами летопись родного монастыря.
Слава оптинских старцев распространялась за тысячи вёрст. Сюда тянулись не только обычные богомольцы, но и архиереи, и политики, и литераторы. Есть мнение, что именно пребывание в Оптиной пустыни подтолкнуло Федора Михайловича Достоевского к написанию романа «Братья Карамазовы». Писателю удалось отразить в своём произведении атмосферу любви и гостеприимства, царившую в обители. А в образе старца Зосимы современники узнали преподобного Амвросия.
В новейшей истории Оптиной пустыни есть ещё одна страница, о которой нельзя не сказать. В 1993 году на Пасху какой-то безумец убил иеромонаха Василия и иноков Трофима и Ферапонта.
Монастырь потерял трёх братьев, но обрёл трёх молитвенников на небесах. И теперь многочисленные паломники Оптиной прибывают, чтоб поклониться могилам мучеников и попросить их помощи в духовных и житейских нуждах.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер