Идёт по улице монах. В подряснике, как и положено монашествующим, только грязном. Подол давно обтрепался. На животе — нестиранные пятна еды. На спине — разводы от однажды проступившего пота. Какой амбрэ сопровождает его — догадаться несложно. Подвижнический. Проходит он мимо разных людей. Кто-то презрительно отворачивается. Кто-то терпит нахождение рядом такого неприятного человека. Кто-то бросается под благословение, издалека носом чуя: идёт великий аскет, не заботящийся о мирском, житейском, весь углублённый внутрь молитвы.
О если бы так и было на самом деле! Увы, но чаще всего эта внешняя неопрятность — лишь показатель внутренней расстроенности. Небрежности к жизни. Отцы часто говорили: порядок — путеводитель к Богу. А я бы добавил: опрятность — показатель адекватности. Показатель того, что человек думает не только о самом себе. Но и, хотя бы немного — о других. Насколько им приятно находится рядом. Вдыхать чужие ароматы. Ломать глаза о грязную, давно истосковавшуюся по стирке и утюгу одежду.
В жизнеописаниях афонских подвижников нередко отмечался один удивительный факт. Многие из них не мылись годами, а то и десятилетиями. Но при этом — никакого запаха не было. Едва ли это объяснимо естественными причинами. Для составителей житий это было несомненным фактом близости их к Богу. То, что Божественная благодать проникала и освящала даже такие, казалось бы, вполне материальные аспекты их жизни.
Однажды, путешествуя по монастырям Египта, мы встретились с одним монахом-отшельником. Он специально пришёл на эту встречу из своего уединения. На нём был чистенький, отутюженный подрясник, чёрные начищенные туфли. В предвкушении целого шоу появления пришедшего из пустыни аскета — мы были глубоко разочарованы. Да, он был очень сухонький, с огромными, глубоко посаженными глазами. Но ни запаха, ни всей столь ожидаемой нами «подвижнической атрибутики» не было вообще. Но когда он заговорил — всякие сомнения в том, что перед нами — человек с глубочайшим духовным опытом, тотчас отпали. Он действительно был подвижником, и совершенно не собирался им «казаться».
Господь однажды сказал: «верный в малом — будет верен и во многом». И если у нас не хватает времени, сил и усердия постирать свой подрясник и свои ботинки помыть — навряд ли под нашими высокими словами будет хоть какое-то реальное основание.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема