
«Они сражались за Родину», студии Мосфильм и Первое творческое объединение, режиссёр Сергей Бондарчук
— Горе у тебя когда-нибудь было, Лопахин?
— А у меня и сейчас есть горе, а что?
— Что-то не видно по тебе.
— А я свое горе на выставку не выставляю.
— А какое же у тебя, к примеру, горе?
— Обыкновенное по нынешним временам: город-то мой, небось, заняли, а там у меня жена, отец-старик, шахта, на какой я с детства работал... Товарищей многих за войну я потерял навсегда... Понятно тебе?
Объединённые одним великим, общим горем — войной, шагают по раскалённой от зноя степи солдаты. Их полк отступает к Сталинграду. На дворе — тяжёлый, переломный 1942 год. Разговаривают двое рядовых — Пётр Лопахин и Иван Звягинцев. Возможно, кто-то уже догадался, что сейчас прозвучал диалог из легендарного фильма «Они сражались за Родину», который в 1975 году по одноимённому роману писателя Михаила Шолохова снял режиссёр Сергей Бондарчук. Кинолента получила призы зарубежных фестивалей и была удостоена Государственной премии РСФСР. Более сорока лет прошло с момента выхода картины на экран, но она и сегодня продолжает глубоко трогать и волновать зрителей.
Тех, кто будет смотреть ленту впервые, пусть не смущает её несколько патетическое название. На самом деле фильм «Они сражались за Родину» — по тем временам, вероятно, одно из самых смелых и неформальных художественных высказываний о Великой Отечественной войне. Потому что повествует не только о силе человеческой воли, но и о силе человеческого духа. Сергею Бондарчуку был важен не пафос, а правда. Возможно, поэтому он решился на, казалось бы, немыслимый для советского фильма о войне эпизод. Во время неожиданной атаки немцев, когда кругом рвутся снаряды, полыхает огонь и гибнут товарищи, рядовой Звягинцев осеняет себя крестным знамением и... молится!
— Господи, спаси! Господи, не дай меня в утрату!
— Смерть-то она не родная тётка. Она стерва всякому страшна — партийному и беспартийному. И всякому иному прочему человеку.
Именно в этом и заключается, пожалуй, главная мысль кинокартины: воевали за родную землю и отстояли её ценой своих жизней не сверхсущества, не ведающие страха, а самые обыкновенные люди. Да, им было страшно. Но было и то, что помогало им этот страх преодолеть — искренняя вера, которая таилась в глубине их сердец и в тяжелейшие моменты вырывалась наружу. «В окопах атеистов не бывает», — есть такой афоризм, и это очень тонко и драматично удалось подчеркнуть режиссёру Сергею Бондарчуку. Кстати, роль рядового Звягинцева исполнил именно он.
Актёрский состав фильма вообще стоит отметить отдельно. Он получился поистине звёздным. Это и Василий Шукшин — он сыграл рядового Лопахина, неунывающего шутника с израненной душой. И Юрий Никулин, который необыкновенно драматично воплотил эпизодический, но глубокий образ солдата по фамилии Некрасов. И Вячеслав Тихонов, сыгравший рядового Николая Стрельцова. Об этом герое хотелось бы сказать несколько слов. Получив контузию при первой атаке немцев, Стрельцов попал в медсанбат. Почти весь фильм мы не видим его. А в финале картины герой вновь появляется — и это один из самых сильных в эмоциональном плане эпизодов картины. Стрельцов полностью оглох, с трудом может говорить. Лопахин пишет ему вопросы на бумажке, он пытается выяснить, кто отпустил товарища в таком состоянии на фронт. И выясняет, что Стрельцов просто сбежал из госпиталя!
— Кровь из ушей перестала идти. Чего ради я там валялся бы? Полк был в очень тяжёлом положении. Вас оставалось немного. И потом, я просто не мог!...
Остаётся, пожалуй, заметить, что картина «Они сражались за Родину» длится два с половиной часа, но пролетает перед глазами зрителя как один миг. Те, кто побывал на войне, часто говорят, что именно так её и вспоминают — как мгновение: пронзительное, горькое, но вопреки всему — светлое.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема