Ноябрьским утром тысяча девятьсот сорок пятого года в Куйбышевский историко-краеведческий музей пришла посылка. Деревянный ящик был большой, и такой тяжелый, что почтальон вместе с главным хранителем музея с трудом донесли его до входа. Поэтому открыть посылку решили прямо на крыльце. Главный хранитель вооружился гвоздодёром, сотрудники музея высыпали во двор, и даже почтальон не спешил уезжать, и с любопытством наблюдал за происходящим.
Наконец фанерная крышка с треском оторвалась. В ящике, среди опилок лежала бронзовая скульптура. Рядом была записка. Главный хранитель развернул её, и вслух прочёл: «Прошу принять в фонд музея скульптуру Дюре «Импровизатор». Она не имеет хозяина и сохранялась мной в течение Великой Отечественной Войны. С уважением, товарищ Демидов».
Работники музея ахнули: вот это да! Сам Дюре! Но откуда в Куйбышеве взяться работе такого великого мастера?!
…Всё началось в конце девятнадцатого века, когда Куйбышев, как и сегодня, назывался Самарой. Весь город знал добрую, отзывчивую к чужой беде, купеческую вдову Ольгу Васильевну Шадрину. После смерти супруга в наследство ей досталась самая большая в округе мельница и прибыльный мукомольный бизнес. Но женщина не чувствовала в себе склонности к самостоятельному ведению дел. После нескольких попыток выступить в качестве главы предприятия, она решительно передала бразды правления в руки сына. Мода на эмансипацию ещё не докатилась из столиц в тихую, патриархальную Самару, и Ольга Васильевна совершенно искренне считала предпринимательство делом не женского ума.
Сын вершил дела успешно, мельница процветала. Однако вдова вела очень скромную жизнь, на которую ей вполне хватало малой части заработанных денег. И Ольга Васильевна решила: это Бог даёт ей шанс помочь людям, находящимся в нужде, тем, у кого нет порой гроша на кусок хлеба…
В Самаре в то время существовало множество благотворительных организаций. И почти в каждой купчиха Ольга ШадринА вскоре стала одним из главных попечителей. Она входила в попечительский совет Самарской общины сестер милосердия, была членом Губернского попечительства детских приютов, Самарского общества помощи бедным и Приюта для детей погибших воинов.
Наиболее известна её щедрая помощь Николаевскому детскому приюту для девочек. Она не только постоянно жертвовала крупные денежные суммы на содержание этого благотворительного учреждения, но и активно участвовала в его повседневной жизни. Встречалась с воспитанницами, учила их рукоделию, баловала гостинцами и подарками. В тысяча девятьсот двенадцатом году она на свои личные деньги построила приютскую больницу – каменное здание с полным оснащением и квалифицированным персоналом, жалованье которому она также платила из собственных средств.
Не оставляла Ольга Васильевна заботами и самарские храмы. Особую поддержку оказывала она Вознесенскому Собору и Собору Покрова Пресвятой Богородицы.
Благотворительность купчиха Шадрина афишировать не любила, как не любила распространяться и о своём увлечении – коллекционировании предметов искусства. Мало кто знал, что в её доме хранится уникальное собрание картин, скульптур и фарфора самых известных мировых мастеров. Она мечтала открыть в Самаре художественный музей, но, будучи по натуре женщиной скромной, всё боялась, что эта её затея может показаться городским властям несущественной.
А потом пришли «красные»… Имущество Ольги ШадринОй, включая её богатейшую коллекцию, было немедленно описано, конфисковано и вывезено в неизвестном направлении. В том числе и редкая, высоко ценящаяся в мире скульптура Франциска ДюрЕ «Импровизатор»…
Но через несколько десятков лет «Импровизатор» вернулся в Самару: в той самой посылке, присланной в городской музей по почте неизвестным товарищем Демидовым. Так, неисповедимыми путями, мечта щедрой самарской благотворительницы всё же воплотилась в жизнь.
Великосельский Кремль (с. Великое, Ярославская область)

Есть под Ярославлем село Великое. Первые письменные упоминания о нём относятся к концу 14 столетия. На его древней земле русские воины бились с ордынцами и сходились в междоусобных схватках удельные князья. В 1612-м по пути на Москву в Великом останавливались войска Народного ополчения Минина и Пожарского. А в 1702-м здесь побывал Пётр Первый. На одном из великосельских домов сегодня можно даже увидеть табличку, которая сообщает, что именно здесь царь тогда заночевал. Позже Пётр пожаловал село Великое своему ближайшему соратнику, фельдмаршалу, князю Аниките Репнину. В 1709-м году по распоряжению нового владельца в селе был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы — в память о разгроме шведов под Полтавой. Спустя тридцать лет потомки фельдмаршала возвели рядом с Богородице-Рождественским ещё один храм — Покровский. А между ними — высокую многоярусную Соборную колокольню. Уже в то время величественный храмовый ансамбль в центре села, на берегу пруда стали именовать Великосельским Кремлём. Именно так называют его и сегодня. Сохранившийся до наших дней Великосельский Кремль — одна из жемчужин Ярославщины.
Добраться до села Великое из Москвы несложно: на 253-м километре Ярославского шоссе сворачиваем направо по указателю «Гаврилов Ям». Ещё 11 километров, и мы на месте. Кремль виден сразу. Над приземистым одноэтажным зданием из красного кирпича — пять больших, цвета сочной летней зелени, чешуйчатых куполов. Чуть поодаль — изящная, лёгкая белокаменная Покровская церковь с голубой кровлей и такого же цвета главками. Объединяет два этих очень разных с точки зрения архитектуры храмов высокая арочная колокольня. Сохранились фрагменты ограды, которая когда-то опоясывала храмовый комплекс — ворота и три угловые башенки-часовни.
С начала 1930-х Великосельский Кремль стоял закрытым и заброшенным. Вернули его Русской Православной Церкви только в 2004 году. К счастью, ансамбль удивительно хорошо сохранился. На алтарных окнах Покровского храма можно увидеть цветные изразцы — бело-голубые плитки с миниатюрными изображениями церквей, фигурами людей и животных. Внутри Богородице-Рождественского храма сохранились фрагменты фресок — иллюстрации евангельских притч и Христовых чудес. А на западной стене изображён Страшный суд. В ходе реставрации, которая идёт полным ходом, старинные фрески будут восстановлены. Но чтобы полюбоваться величественным Великосельским Кремлём, не обязательно ждать окончания работ. Можно приехать в Великое прямо сейчас. Помолиться в храмах Кремля и прикоснуться к его истории.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О важности единения народа, армии и Церкви

19 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме Великомученика Георгия Победоносца в Ростове-на-Дону.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности единения народа, армии и Церкви.
Вот на этой земле особенно чувствуется мужество, сила духа и героизм нашего народа, наших воинов, ну и, конечно, то замечательное единение, в котором сегодня объединяются и народ, и церковь, и политическая власть, и воинство. Вот пока так — Россия непобедима.
Если мы хотим, чтобы никакой враг и супостат не победил нас, мы должны быть такими: соединяющими материальное и духовное, соединяющими патриотическую позицию с взаимодействием с Русской Православной Церковью, а Русская Церковь должна взаимодействовать со всеми благонамеренными политическими силами, но в первую очередь поддерживая власть, которая сегодня стоит действительно на стороне Родины, на защите подлинных интересов Отечества.
Особенно как-то хотелось сказать обо всём этом здесь, на этой героической земле, которая до сих пор в каком-то смысле является пограничной, где не случайно возникло и стало развиваться казачество как пограничные войска, мобильные войска, в первую очередь ограждавшие рубежи Отечества.
Вот дай Бог, чтобы и сегодня вооруженные силы наши, включая, конечно, и казачьи соединения, были способны и достойны встретить любого врага и супостата и оградить наше Отечество от нашествий на племенных, ну а также от междоусобной брани, которая является очень желанной целью для тех, кто бы хотел ослабить Россию, а потом её и лишить суверенитета.
Поэтому и роль вооружённых сил, так же как и значение Церкви, в сохранении внутреннего единства и защиты внешних рубежей нашего Отечества являются очень важными, существенными.
Я обращаюсь к духовенству, особенно к тем, кто служит в вооружённых силах, хотел бы об этом помнить и всегда сознавать свою особенную ответственность.
Все выпуски программы Актуальная тема