
Лохматый котёнок, получивший имя Масяня, появился у меня 5 лет назад. В этом году, можно сказать, первый юбилей нашей совместной жизни. Теперь это уже большая, самостоятельная и очень шерстяная кошка. За пару лет до Маси я по-настоящему пришла в Церковь, открыла для себя смысл и полноту веры в Бога. И, как ни странно, наши взаимоотношения с кошкой стали для меня проекцией отношений Бога и человека.
Вот смотрю на Масяню и понимаю: она хоть и умный зверь, но совершенно не способна постичь жизнь в той степени, в которой её знает человек. Она никогда не сможет читать Достоевского, не узнает, что есть высшая математика, живопись и многое другое. Так и человек по отношению к Богу — Творцу этой жизни — никогда не сумеет постичь всей полноты Божественного замысла. Такова природа каждого из нас.
Когда я везу Масяню к ветеринару, она сопротивляется, из переноски вырывается, всю дорогу переживает, стонет. Видимо, ей кажется, что сейчас будут вредить. «Глупая! Доверься хозяйке, я не сделаю тебе плохо. Немного больно, неприятно — может быть, но это ведь ради того, чтобы ты была здоровой и жизнерадостной!» Не так ли мы сопротивляемся разным событиям своей жизни, всячески изворачиваемся и пытаемся вырваться, не понимая, что это нам дано во благо и нужно просто довериться Богу?
А когда Мася хочет выйти на незастеклённый балкон на 11 этаже, я ей это запрещаю, ругаю и могу наказать. Наверное, она не понимает, почему такие жёсткие ограничения, ведь там — другой мир, там птички и бабочки, там интересно! «Но ты же можешь погибнуть, Мася, вскочишь на перила и выпадешь!» Вот так и люди, им говорят: «Нельзя! Опасно! Гадания, предсказания, гороскопы — игра с огнём, душа может погибнуть, разбиться!» Но нет, мы продолжаем упорно ходить по перилам балкона на 11 этаже.
А когда моя кошка приходит и просит меня о чём-то: смотрит в глаза и так проникновенно «Мяу! Мяу!» Мягкой лапкой, подобрав когти, меня потрогает, мол, внемли просьбе моей! Ну, разве я могу ей отказать? Отрываться неохота, но я всё же ставлю видео на паузу, поднимаюсь и иду её кормить. Почему-то думаю, что и Бог так же: если Его просить, лапкой нежно и настойчиво тормошить, то Он не откажет в просьбе.
Ну, и по поводу любви. Те, у кого есть кошки, знают, насколько это своенравные животные. Лежит балдеет, подходишь её погладить, а она вся извивается — не хочет, чтоб её трогали — вырывается, убегает.
Как так? Я — твоя хозяйка, я кормлю и пою тебя, убираю за тобой, лечу тебя и люблю тебя, а ты? Конечно же оттого, что ты так себя ведешь, я не перестану любить тебя, кормить, поить и далее по списку. Я продолжу это делать. Но как ценно, когда Масяня сама приходит ко мне, ложится на грудь, мурчит и засыпает со мной в обнимку. Это любовь!
По сути, это единственное, для чего и нужна кошка: мышей в городских квартирах давно нет, и толку от Маси ни-ка-ко-го! Только своей любовью она может оправдать заботу о ней. Не так ли и Бог заботиться о нас, кормит нас и любит, даже если мы «выгибаемся» и «фыркаем», и толку-то от нас Богу никакого, но Он ждёт, когда мы сами, добровольно придём к Нему, скажем, что любим и уснём в Его объятиях.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер