
Фото: Michael Vasilkovsky/Unsplash
Несколько лет назад, когда я еще не был священником, во одном из подмосковных храмов я исполнял обязанности алтарника. То есть помогал священнику в совершении богослужения. И вот, в одно воскресное утро я как обычно прихожу в храм, захожу в алтарь и вижу — лежит на столике огромная просфора. Просфорой в Православной Церкви называется особый хлеб, который используется во время Литургии. Этот хлеб освящается и становится Телом Христовым, которым причащаются люди.
Так вот. Стал я рассматривать эту большую просфору и понял, что она явно испечена не в России. Понял я это благодаря ее внешнему виду. Просфора потому называется особым хлебом, что сверху имеет изображение креста, а также надпись «Иисус Христос Ника». Что переводится с греческого — «Иисус Христос побеждает». Надпись эта располагается вокруг креста, который на просфоре также изображается. Абсолютное большинство просфор сверху имеют такую печать — крест и надпись «Иисус Христос ника». Причем, печать имеется всегда только одна.
Огромная просфора, которую я увидел, имела не одну, а сразу пять печатей. Когда в храм пришел священник, я спросил у него — откуда такая просфора и что с ней делать. Он ответил, что просфору привезли из Греции и сегодня он на ней будет совершать Литургию. В итоге, выяснилось вот что.
У нас и у греков существуют разные традиции использования просфор на богослужении. В России несколько веков назад сложилась традиция совершать Литургию на пяти просфорах. Первая, главная просфора особым образом священником обрезается с четырех сторон и снизу (это делается специальным ножом под названием «копие»), а затем в ходе службы освящается и становится Истинным Телом Христовым. Из второй просфоры вынимается одна частица с молитвенным поминанием Богородицы. Из третьей вырезается девять маленьких частиц с молитвой к девяти чинам святым. Две оставшиеся просфоры используются для молитвенного поминовения живых и усопших.
Греческие священники исполняют те же обряды. Вот только не на пяти просфорах, как в России, а на одной большой. Из центральной части своей огромной просфоры (там, где имеется упомянутая печать «Иисус Христос Ника») они вырезают часть хлеба, которая будет освящена и станет Телом Христовым для Причастия. А после этого молитвенно поминают Богоматерь, святых, живых и усопших вынимая частицы с разных краев просфоры.
Когда в Русской Церкви священник приготовляет главную просфору для освящения, он срезает ее края. Эти оставшиеся части просфоры называются «антидором». Антидор в конце службы дробится и раздается всем пришедшим на службу. В наших храмах обычно каждому достается довольно миниатюрная частица антидора. Во-первых, просфора не очень большая, а во-вторых — людей обычно много.
Когда же используется большая греческая просфора, антидора получается, я вам скажу, более, чем достаточно. А потому каждому достается по приличному куску. Люди этому только радуются — и святыню получили, и подкрепились.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер