Образование. Сколько пословиц сказано и книг написано в подтверждение важности этого дела. Однако говоря об образовании, мы не часто задумываемся, что само это понятие есть не что иное, как важнейшее богословское понятие. Восходит оно к первым главам книги Бытия. Там говорится о том, как человек был создан по образу Божию, и как по причине грехопадения, этот образ в человеке исказился. Знания человека о себе, о мире и о Боге тускнеют и для их возвращения необходим обратный процесс. Приобретение знаний о мире, о себе и о Боге и называется процессом образования. Так, благодаря интеллектуальной деятельности человек приобретает знания о законах и устроении Вселенной, развивая душевные качества - познает свой внутренний мир и себе подобных, а благодаря духовной работе имеет возможность вновь приобщиться к самому высокому из утраченных даров - к Богопознанию. Именно в гармонии духа, души и ума человек начинает восстанавливать в себе искаженный образ, то есть образовываться. Причем именно в русском языке библейский смысл этого слово передает себя наиболее явно. Ведь если обратить внимание, европейские языки для слова образования используют латинский глагол ex duco – или e-duco, что буквально значит «исходить», или даже «вылупляться». Отсюда английское education или французское l’education. Даже немецкое слово Ausbildung – это буквально «придать чему-то нужную форму». И только русское ОБРАЗование напоминает нам о том, что посредством полноценного познания, человек способен восстановить свой подлинный богоданный образ. Это еще, конечно же, не святость. Однако начало неплохое.
Интересно, что у такого простого русского слова сложилась удивительно непростая история. Будучи религиозным пережитком, оно, словно глубоко законспирированный шпион, пережило самые страшные атеистические гонения. Даже в годы лютого безбожья, при самых антихристианских режимах, слово «образование» не смогли вытравить из привычного лексикона. А в те годы вытравливали многое, практически все, что хоть как-то было связано с христианским мировоззрением. Даже специальным указом XVI-ой партийной конференции в апреле 1929-го года была запрещена привычная новогодняя елка. А вот в наше время, похоже, идет нешуточная борьба против возвращения образованию и образовательной системе изначального онтологического измерения. Чем объяснить, что во многих школах страны до сих пор оказывается ожесточенное сопротивление введению предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»? Ведь именно его целью является некая гармония в школьной образовательной системе между эмпирическими знаниями и задачами духовно-нравственного воспитания. Однако, несмотря на то, что с 2012 года во всех школах страны был введен данный учебный предмет, наблюдатели фиксируют массовые нарушения свободы выбора из-за недобросовестного исполнения указа на местах. С введением предмета Теология в российских университетах также возникает ряд сложностей. Несмотря на то, что теология преподается во всех ведущих университетах мира, некоторые представители российской академической науки категорически возражают против вхождения этой гуманитарной дисциплины под своды российской высшей школы. Так, в ноябре 2012 года ряд академиков подписались под требованием закрыть кафедру Теологии в Университете МИФИ. Причем среди основных тезисов подписанты ссылаются на сталинскую конституцию и научные стереотипы атеистических времен.
В свое время Станислав Ежи Лец назвал странным парадоксом, что атеисты время «после Рождества Христова» почему-то называют «нашей эрой». Вот как скоро эта эра перестанет быть их, так скоро мы поймем слова великого Эйнштейна о том, что «образование – вовсе не набор знаний, а именно то, что остается после того, как забывается всё, чему учили». А это и есть то самое образование, о котором говорит библейская традиция.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Японский». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни, служении и миссионерских трудах святителя Николая Японского. Как в Японии появилась и развивалась русская духовная миссия и как трудами святителя Николая распространялось православие.
Все выпуски программы Исторический час