«Образование и воспитание детей и подростков». Прот. Игорь Фомин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Образование и воспитание детей и подростков». Прот. Игорь Фомин

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин.

Мы говорили о роли школы, родителей и Церкви в образовании и воспитании детей.

Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Алла Митрофанова



Все выпуски программы Светлый вечер


А. Леонтьева

— Добрый «Светлый вечер»! Сегодня с вами Анна Леонтьева...

К. Мацан

— ...и Константин Мацан. Добрый вечер!

А. Леонтьева

— Сегодня у нас в гостях — протоиерей Игорь Фомин, настоятель Храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Добрый вечер, отец Игорь!

Протоиерей И. Фомин

— Здравствуйте!

А. Леонтьева

— Сегодня мы хотим поговорить о такой важной, иногда больной теме как любовь детей к учебе. Вообще, любовь к учебе — эти слова, наверное, отзовутся болью в сердцах многих родителей. Я, вот, у меня трое детей — и, ну, старший такой — хорошо все прошли, и как-то я не участвовала в этом процессе, — а вот с младшим мне пришлось попотеть. Я ходила на родительские собрания, меняла школы, нанимала преподавателей или читала с ним книги, с младшеньким. И вот одна из директоров школ, в которую мы пришли, сказала фразу, которая абсолютно покорила моего младшего сына. Это был уже десятый класс. Я пришла и сказала: «Вы знаете — мы как-то не очень любим учиться». На что она сказала: «Вы знаете — а никто не любит учиться. Учеба — это неизбежная плата за хорошую компанию». И все. Она просто покорила сердце младшего сына.
Отец Игорь, наверное, первый вопрос вот: любовь к учебе — она как-то сразу так получается у ребенка? Что — какие-то есть предпосылки для этого? (Смеется.)

Протоиерей И. Фомин

— Ну, сложный очень вопрос. В современном мире найти ребенка, который бы любил учиться, — я имею в виду не посещать школу, а именно любил учиться, — мне кажется, сложно. Но такие, в общем-то, экземпляры, в общем-то, есть. Есть у нас, потому что учеба — это всегда труд. Это труд намного тяжелее, чем, в общем-то, — я не знаю, — убрать квартиру, да? — или разгрузить вагон чего бы то ни было. Поэтому вот говорить о детях, которые любят учиться — что о них говорить? Мне кажется, в общем-то...

А. Леонтьева

— Давайте поговорим об остальном! (Смеется.)

Протоиерей И. Фомин

— ...Об остальных детях, да. Здесь поле беседы намного больше. Это касается и родителей в первую очередь, в общем-то, ну и детей. Вот у меня четверо детей, и все они по-разному учились, все они по-разному воспринимали учебу. Кто-то не мог делать домашнее задание, кто-то просек, что домашнее задание, что домашнее задание нужно сделать как можно быстрее — ты тогда будешь свободен. Вот у нас один из сыновей — он приходил из школы, начинал переодеваться и одновременно — делать домашнее задание. Снимет одну штанину — делает русский, снимает вторую штанину — делает, значит, математику. Одевает, значит, домашнюю одежду — вот сделал там еще что-то такое, физику какую-нибудь. И глядишь — к обеду у него уже все домашнее задание готово. А другой наоборот — всегда лежал и говорил: «Не мешайте! Я обдумываю план сочинения!» В общем-то, это могло уходить в ночь, так что... (Смеется.) Да, давайте вот именно о них и поговорим.

А. Леонтьева

— Да. Да-да-да. Ну, вы знаете — я вот, со своей стороны, должна сказать, что какие-то вещи я поняла, что просто в школе существовали довольно формально. Вот, в частности — литературу, как бы вот интерес к литературе, любовь к литературе... Ну, я бы сказала, в большой степени лег на меня этот предмет, и мы вместе читали книги, и даже вот Достоевского, да? То, что мне кажется — как молодой человек может осилить Достоевского? Но, тем не менее, его же проходят в школе, правильно? Вот. И несмотря на какие-то вот такие штуки, которые очень сложные, мы как-то проходили их довольно просто. Но что по этому поводу вот, по вашему опыту, происходит в школе? Не сталкивались вы с этой формализацией? Как вы с этим боролись как родитель?

Протоиерей И. Фомин

— К сожалению, сталкивался. Сталкивался. Один, самый старший, начинал еще без ЕГЭ, но заканчивал он, попав в первую волну ЕГЭ, в общем-то. Остальные тоже попадали в эту волну. То есть весь спектр, скажем так, взаимоотношений школы... или школы и семьи — мы, в общем-то, прошли в полной мере. И знаете, что: меня всегда убивало и поражало, что если раньше школа была для детей, — то теперь дети для школы. С помощью детей зарабатываются рейтинги, баллы. Меня как-то убило, значит... Ну, естественно, в внеклассной деятельности. В школе всегда она была — какие-то кружки, выступления, вечера и тому подобное, — и, естественно, это всегда был и соревновательный момент, когда школа со школой соревновалась — победители района, города, там, всесоюзные были и так далее. Вот. И сейчас тоже все, в общем-то, в какой-то мере осталось. Но вот у меня одна дочь принимала участие в одном театрально каком-то там, значит, конкурсе в Москве. И их выступление было в 10 часов вечера. Я говорю: «Это ни по каким нормам не допустимо». Дети едут в другой конец Москвы, дети там выступают, ну и так далее. Такого никогда, в общем-то, не было. Все должно было заканчиваться раньше — там, в 7 часов вечера, — и вот... Неважно. На что, скажем так, учительский состав нам сказал — говорят: «Это честь школы, — говорят, — мы должны там выступить». И тому подобное. Но... И вот здесь у меня произошел, знаете, такой вот слом во взаимоотношениях — и я понял, что, в общем-то, школа не так заинтересована в том, чтобы подготовить моих детей к ЕГЭ, как, в общем-то, получить какие-то рейтинги, баллы. Да, с помощью этих рейтингов и баллов детям будет, там, легче и лучше учиться — и так далее, и тому подобное. Но вот... И многие реорганизации, которые проходят чуть ли не каждый год в школе, — они не приносят никаких... никакой пользы по большому счету. И здесь можно перечислять множество каких-то таких вот вещей, с которыми мы должны... не должны, честно говоря, смиряться и о которых мы должны, в общем-то, говорить. То же самое — вы упомянули литературу. А ведь, по большому счету, все гуманитарные предметы на данный момент в общеобразовательной школе — они примерно на 80 процентов переводные, с Запада. Мы вот получаем не очень качественное западное образование. Потому что там не с лучших примеров, не с лучших школ все это было взято. Я могу приводить бесконечное количество примеров в этом плане. Ну, там, вы привели литературу, например, — я могу привести английский. С помощью преподавателей английского языка МГИМО мы заполучали разные, в общем-то, учебники и школы, где, в общем-то, приходилось сталкиваться с какими-то странными вещами. Ну вот, к примеру, да? — топик. Топик, ну, для тех, кто еще пойдет в школу. Я сейчас обращусь не к детям, а к родителям, да? — которые второй раз пойдут в первый класс, да? Вы будете учить наизусть тексты на разных языках. Это прекрасно, это замечательно, это необходимо и важно. И вот один из топиков для седьмого класса — «Семья» называется. В ФГОСах — в Федеральном государственном образовательном стандарте — есть упоминание, определены темы, которые должны, в общем-то, проходить. А вот содержание тем обычно отдается на откуп преподавателей. И вот, значит, в одном из методических пособий для преподавателей общеобразовательной школы — топик «Семья». Значит, примерно начинается следующим образом: я живу с бабушкой. У папы есть собачка, он живет на берегу моря. У мамы есть бойфренд. Папа приезжает ко мне на выходные. Мы с ним ходим... Ну и пошла реклама, в общем-то, фастфуда — и что там, в общем-то, покупают. То есть топик — это то, что заучивается наизусть. Это такая печать в голову нашим детям...

А. Леонтьева

— Я до сих пор эти топики помню.

Протоиерей И. Фомин

— Да, причем с помощью этих топиков многие выезжают на экзаменах, когда вот они вдруг переводят какие-то... Вспомнят эти переводы, там, по литературе или еще каким-то другим... Вот это, конечно, ужасно — что отчасти у нас сейчас творится, ну, в системе образования. Мы должны это как-то ломать.

К. Мацан

— Но, как я понимаю, из этого вырастает идея, ну, создания школы при Храме, собственно говоря, Александра Невского при МГИМО?

Протоиерей И. Фомин

— Да. Именно из этого, да. Из этого — когда, в общем-то, неравнодушные родители, учителя стали как бы к нам приносить такие материалы, ну, мы стали задумываться: а что, где мы можем взять альтернативы? И вот совершенно замечательный наш отец Александр Кузнецов — человек военный в прошлом, а сейчас, в общем, священник, у него все очень четко-конкретно, — он, можно так сказать, последнее десятилетие свой жизни вот посвятил именно на это. И у него очень серьезные, в общем-то, результаты. Мы сейчас закончили написание учебника английского языка для 9-го класса. И вот это очень интересный пример. Да, пример интересный. Когда мы не берем отвлеченную тему, а берем, допустим, тему из учебника 9-го класса по истории — и дети на уроке истории, на уроке английского проходят одну и ту же тему, которая соответствует ФГОСу, естественно, всем стандартам, всем правилам.

К. Мацан

— Протоиерей Игорь Фомин, настоятель Храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».

А. Леонтьева

— Да, но вы как родитель — вы участвовали в обучении детей? Вы пытались вот как-то подправить вот то, что не давала школа, может быть? Или то, что они не могли осилить?

Протоиерей И. Фомин

— Нас честно, в общем-то, предупреждали учителя — то есть мы старались (ну, с матушкой, естественно) ходить в школу. Причем не просто на родительские собрания, а индивидуально, там, к преподавателям, ну, как бы демонстрировать, что... Я считаю это очень важным на самом деле — что мы небезразличны к детям, что у детей есть всегда защита. Потому что ну разные бывают случаи во взаимоотношении учитель — ребенок. Кто-то кого-то любит, недолюбливает. У нас, допустим, один и тот же учитель с одним ребенком — ну просто это было вот такое напряжение, что мы не знали, как его примирить. А потом другой ребенок у этого же учителя учится — мы говорим: «Надо перейти в другую школу, ближе к дому», — говорит: «Нет-нет, там этот учитель — и я ради него останусь». И у нас слом в голове, конечно, тоже происходил. И вот мы ходили в школу, всегда узнавали — как, что. И с нами многие учителя были очень откровенны. Они говорили: «Вы будете сдавать ЕГЭ, там, по такому-то предмету? По математике — не базовый, а вот уже другой уровень?» Мы говорим: «Да». «Тогда вам надо вот это, вот это, вот это изучить самостоятельно». «Мы», — говорят, — «Это точно не будем». Я говорю: «Подождите — но в программе это же есть?» Говорят: «Программа — это все хорошо, но нам важно подготовить детей к базовому ЕГЭ по математике». Все. То есть естественно вот какие-то такие вещи мы, ну, пытались восполнить. Ну, что-то там, естественно, матушка, что-то, в какой-то степени, — я. Я в меньшей, естественно, степени, потому что служение священническое — оно не предполагает систематическое пребывание дома, в общем-то, да. (Смеется.) Вот назовем это так. Да.

А. Леонтьева

— А вот возвращаясь к вашей школе при МГИМО, вот что, какие учителя там? Что там такого особенного, что вы для себя открыли и хотели бы сделать в этой школе?

Протоиерей И. Фомин

— Действительно, мы при Храме при МГИМО сейчас вот...

А. Леонтьева

— ...При Храме?

Протоиерей И. Фомин

— Да, открыли школу.

К. Мацан

— Сколько уже наборов было?

Протоиерей И. Фомин

— Два. Два. У нас, к сожалению, нет помещения. Если бы у нас было помещение — мы бы, конечно бы, размахнулись бы вот на Вильяма нашего Шекспира бы, да, — вот на всю классическую школу, назовем это так.

К. Мацан

— Вы сейчас набрали два первых класса вот?

Протоиерей И. Фомин

— Первый класс набрали, и через год...

К. Мацан

— ...Еще один.

Протоиерей И. Фомин

— ...Еще один первый класс. У нас сейчас первый-второй класс. Вот мы пытаемся как-то решить проблему с помещением. Не получается пока что, все это очень сложно в Москве, в нашем, там, районе. Но мы знаем, что если это Богу угодно — то Господь в свое время обязательно это решит. А может быть — вот сейчас кто-то услышит — и решит, в общем-то, с этим тоже вопросом как-то помочь. В чем есть особенность этой школы? Ну, естественно, особенность этой школы — то, что она преподает все базовые общеобразовательные предметы, но у нас все-таки есть уклон в духовно-нравственное воспитание. Что мы пытаемся и привнести в любую школу. К примеру, радио «Вера» сейчас сделало очень интересный проект — мы совместно, в общем-то, это делали, отец Александр очень много приложил усилий, наши, там, учителя дружественной нашей школы приложили усилия, — «Вера и Фома идут в школу». Вот этот интереснейший проект, — как раз первый-второй класс, — в помощь подготовке домашних заданий для детей.

К. Мацан

— Давайте, может, напомним, что «Вопросы Веры и Фомы» — это детская аудиоэнциклопедия, которая уже много лет выпускается на радио «Вера». И в эфире звучит, и сайт отдельный есть — http://deti.radiovera.ru. Там уже очень много программ — такие, своего рода, аудиоспектакли небольшие, где двое детей — Фома, старший брат, и его сестренка Вера, младшая, — приходят к своему соседу — наставнику, другу, врачу Михаилу Гавриловичу, который сейчас на пенсии. Он очень церковный человек, он очень много знает. И вот он детишкам рассказывает какие-то разные истории — начиная от библейских сюжетов и заканчивая историческими. И вот это действительно очень интересно. Я просто по своим детям знаю, которые являются постоянными слушателями «Вопросов Веры и Фомы» уже много лет. А вот сейчас это развивается теперь. Вот те же герои в том же составе обсуждают вопросы и темы из школьной программы.

Протоиерей И. Фомин

— Да, совершенно правильно. Вот Вера и Фома подросли и пошли в школу. Вот они уже заканчивают второй класс — ну, по ускоренной, видно, программе. Потому что... (Смеется.)

К. Мацан

— ...талантливые дети!

Протоиерей И. Фомин

— Да, талантливые дети, которые слушают радио «Вера». (Смеется) Вот интересный действительно проект, ну я к примеру могу привести. Допустим, как нравственность привнести в математику? Ну, казалось бы, — где нравственность и где цифры? Ну, если это только не экономические какие-то практические вопросы, да? Оказывается, нет. Оказывается, все в общем-то давным-давно придумано, просто надо это все вспоминать. Ну вот, к пример. Мы все с вами проходили, как от пяти яблок отнять три яблока, да? Высовывали язык, пыхтели, думали, считали, на пальцы смотрели, вместо пальцев яблоки представляли, да? Что-то загибали и получали — два яблока. Замечательно. Зачем только эта информация нам нужна — мы, в общем, не очень представляли. Да, но одновременно можно было бы и решать духовный аспект. Мама несет две сумки общим весом 5 килограмм. Если ты возьмешь одну сумку, в которой 3 килограмма, — сколько у мамы останется в руке или в другой сумке килограмм?

А. Леонтьева

— (Смеется.)

Протоиерей И. Фомин

— Как показали исследования, на практике одни и те же дети с одинаковой скоростью решают этот вопрос. Ну вот то есть у них не составляет, в общем-то, проблем решить вопрос что с яблоками, что, в общем-то, с этими сумками и килограммами. Да, они не путаются, они не отвлекаются. Но одновременно во втором случае идет такой штамп в голову — маме надо помогать. И вот именно на таких духовно-нравственных задачах и должна строиться наша с вами, в общем-то, школа, наше с вами образование. Не все станут математиками. Не все, скажем так, научатся, там, правилам, падежи определять, там, и тому подобное. Но абсолютно все будут сталкиваться именно с этой задачей — кому уступить место, где подержать дверь и, в общем-то, где сумочку поднести, — и так далее, и тому подобное.

К. Мацан

— А я вот как родитель, который не так давно выбирал школу для старшего ребенка, столкнулся с тем, что, конечно, родители вот при этом выборе очень ориентируются на историю школы, на традицию. И всегда привлекательна та школа, которая уже много лет работает, и в ней есть учителя, которые из года в год по программе работают, и есть выпускники у этой школы успешные. Скажем так — успешно перешедшие в другую, специальную, школу или поступившие в вуз. Это вот признак хорошей школы. В этом смысле всегда новая школа, — какая бы она ни была, — сталкивается с этой проблемой. Пока еще не сформирована традиция, откуда-то нужно набрать учителей. И понятно, что на первых порах иногда возникает просто необходимость «затыкания дыры» — ну вот кто-то должен преподавать литературу. С этим сталкивается любая школа. А вот как вы с этим сталкиваетесь? И вообще — что в этом смысле, скажем так... что может мотивировать родителя отдать ребенка в школу, которая вот только-только возникла?

Протоиерей И. Фомин

— Угу. Я никогда вот над этим вопросом до того момента, как мы начали заниматься именно вот этой системой образования, и, ну, скажем, так... Решал именно вот по такому сценарию, как только что, Константин, ты сказал: традиция, учитель, надо смотреть на учителя — и тому подобное. Но когда, в общем-то, мы погрузились в эту школу, я понял, что один из самых главных факторов, на которые должен обращать внимание преподаватель, — это директор. Директор школы. Вот вы только что привели такой замечательный пример — по поводу вашего перехода в десятый класс. Вот директор пришел и сказал, в общем-то, простую фразу, да?

А. Леонтьева

— Да, он умел!

Протоиерей И. Фомин

— Да. Вот да. На директора надо смотреть, ориентироваться. Вот про него надо узнавать — что это. Ну я могу привести пример: вот в школе «Жар-птица», которая напротив МГИМО, была совершенно замечательная директор, которая там проработала с 1980-го года или с 1979-го, а директором она была там 20 лет. Она сейчас уволилась. Елена Борисовна такая была, замечательный директор. Она брала абсолютно всех, скажем так, плохих учеников, от которых другие отказывались, которых вот пытались, там... И она умела их как-то отогревать. Она из них — вот из этих паршивцев, сорванцов, — делала лидеров. Она...

А. Леонтьева

— Потрясающе!

Протоиерей И. Фомин

— Да, потрясающе. То есть мы, когда познакомились с этой школой, она... Мы совместно со школой на территории Храма делали разные, там, спектакли, какие-то выступления. И она приводила своих детей. Причем это было обоюдное желание: она хотела вывести своих детей, а мы хотели, чтобы у нас здесь была какая-то на территории Храма «движуха», — как это, в общем, принято говорить. И она привела, значит, спектакль один. Там девочка потрясающе читала стихи. Мы вот все сидели, взрослые, и плакали. Она... А потом мне Елена Борисовна говорит. «Вы знаете», — говорит. «От нее там школа отказалась, — говорит, — потому что она в школу не ходила там полгода. Ее выгнали, в общем-то, вот, и по месту жительства они пришли к нам — родители, — ударили кулаком, сказали: «Она у вас здесь должна числиться, будет, не будет учиться». «Не знаю, а я смотрю, — говорит, — ну, там, зеленые волосы, серьга в носу, там, ну и так далее, в общем-то. Через губу разговаривает, жует. Я, — говорит,— сказала: «Конечно, у нас только такие и учатся!»

А. Леонтьева

— (Смеется.)

Протоиерей И. Фомин

— И забрала себе. Через, там, какое-то время, значит, и серьги пропали, волосы отросли, в общем-то — и человек стал лидером. Человек стал лидером в своем, там, классе. Вот и ее как-то поддержали. Я специально это рассказываю — о том вот, на что надо обращать внимание, — на директора. В Православии есть замечательная поговорка: каков поп — таков и приход. Вот. И... Только не надо у попа спрашивать, какой он. Потому что сразу услышите, какой он плохой, — и вам покажется, что это плохой приход. Смотрите сами. Читайте сами. Вот как мы решаем эту проблему? Но у нас это приходская школа, она при приходе. И, в общем-то, наш приход знают все. И наш приход — действительно, там, в общем-то... Есть люди, которые, там, хотят, стремятся — и тому подобное. В светской школе есть определенные проблемы, о которых мы сейчас не будем говорить. Они такого — нравственного характера. То, что точно не будет в приходской школе. Вот точно этого не будет в приходской школе. Ну по крайней мере — до старшей школы, в общем-то, здесь дети будут понимать, что это плохо. Они будут об этом знать, естественно, — из своих улиц кто-то, из своих семей кто-то и так далее. Естественно, кто-то — из Интернета. Но они будут понимать, что это плохо, потому что в школе на это будут обращать... В нашей школе на это будут обращать внимание.
А с преподавателями — ну, это уже дело наше. Это вот уже дело наше, что пригласить того преподавателя...

К. Мацан

— ...задача.

Протоиерей И. Фомин

— ...задача, да. Чтобы, в общем-то, он не уронил лицо нашей школы, нашего прихода.

К. Мацан

— У нас сегодня в гостях — протоиерей Игорь Фомин, настоятель Храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. В студии — Анна Леонтьева и я — Константин Мацан. Мы скоро вернемся, не переключайтесь!

А. Леонтьева

— Сегодня с вами — Анна Леонтьева и мой дорогой коллега Константин Мацан. У нас в гостях — протоиерей Игорь Фомин, настоятель Храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Обсуждаем захватывающую тему: дети и их любовь к учебе. Отец Игорь! Вот у нас был такой учитель истории. Он попался нам в одной из школ, которые мы меняли. Это была на этот раз школа рядом с домом. Вот. И вдруг приходит такой у нас учитель истории, который рассказывал детям не только про исторические события — про их связь с святыми, которые в этот момент жили, молились. Связь, там, наших побед в битвах и так далее. И это был, конечно, луч света в темном царстве. Потому что я вот про школу не буду долго рассказывать. Вот. Но с этим учителем как-то было тепло. Вот У нас как-то вот никогда об этом не говорят, — да? — на уроках истории, хотя это наша вот христианская культура. Вот что вы об этом думаете? Нужно ли как-то вводить такие вот штуки в школу?

Протоиерей И. Фомин

— Да. Я считаю, что это необходимо. Мы очень много говорим об идеологии. Церковь говорит об идеологии, государство, общественные организации политические, — нужна идеология, то да се, пятое-десятое. И никто не говорит — а откуда ее взять? Не, ну каждый говорит, что возьмите идеологию коммунистическую, возьмите идеологию церковную, возьмите... Ну хорошо, возьмем какую-либо идеологию. И что? И как мы ее будем насаждать? Мы придем к детям и скажем: «Давайте-ка, вот, по понедельникам мы с вами поем гимн теперь, поднимаем флаг — это прекрасно, это хорошо. А по пятницам вот мы будем вам проводить политинформацию — как надо себя вести». Когда это оторвано от реалий, от действительности — тогда это еще больше увеличивает кризис в обществе. Мы будем говорить, что воровать нельзя вот, но в отдельных случаях «откаты» — это хорошо. И так далее, и тому подобное, да? Ну и как дальше жить? И тому подобное. Вот этот диссонанс у молодого человека, у подростка, — он будет вызывать неприязнь. У них же все очень конкретно: или ты два пальца в розетку суешь — или ты два пальца в розетку не суешь, да вот? Тебя или убьет — или, в общем-то, не убьет. Ты должен это четко сказать. Ты четко должен сказать: воровать плохо. И сказать, почему воровать плохо. Не потому, что только ты кого-то оскорбишь, а потому, что тебя это убьет. А как это действует? А нужен пример. И вот очень интересный тоже проект с отцом Александром мы сделали — «Имя России». Мы.. Он у нас только развивается. Его можно посмотреть на одноименном сайте. Прямо забейте «Имя России» — прямо сразу в поисковике выпадет первый сайт http://imya-rossii.ru с Мининым и Пожарским. Вот увидите — посмотрите. Там сейчас пока что 14 уроков. Это такие внеклассные чтения. В чем их смысл? Что мы хотели? Мы хотели выбрать 40 персоналий из нашей истории, из истории именно России. Причем это могут быть и иностранцы, но которые здесь, в России, потрудились. Я так обтекаемо сказал, но могу конкретно сказать. Допустим, Елизавета Федоровна, да, там? Или доктор Гааз, да? Вот те, которые отвечают на самых два важных вопроса: моя любовь к Родине, и что я сделала в духовном плане в своем развитии. То есть как я себя развил? Ну, допустим, мы говорим о Крыме — мы говорим, там, о Нахимове. Мы говорим о Крыме — мы говорим о Федоре Ушакове, да? Ну вот какие-то такие вещи. Этот урок мы вообще задумывали глобально. 40 персоналий — то есть ребенок в течение всего процесса обучения с 1-го по 11-й класс должен обязательно столкнуться с этой персоналией. Неважно, с какой, когда, в каком классе. Это такой вот постоянно действующий процесс. Ребенок... Выбирается класс, который готовит урок по какой-то персоналии. Четыре, там, класса в школе должны за этот год вот пройти... Ну, какой-нибудь там... Средняя школа, к примеру. — самая такая хулиганистая, самая, вот, нащупывающая смыслы жизни вот в этой обстановке, там. 6-й, 7-й вот, 8-й класс. И вот сделать... Мы хотим сделать так, чтобы дети постоянно сталкивались с этой персоналией. Ну, например, там, — князь Владимир, да? На входе — его, там, распечатанный портрет с какими-то основными датами. Не надо никаких текстов, только даты: чего там произошло при князе Владимире, и вот два слова. Никто сейчас ничего не читает. Мы должны быть честными. Даже...

К. Мацан

— ...реалистами!

Протоиерей И. Фомин

— ...реалистами, да. Даже мне здесь рассказывали про кандидата наук молодого, который вот защитился недавно. Ну как — недавно? Уже приличное время преподает в одной из больших школ у нас в стране. И вот он честно говорит: «Я за свою жизнь прочел две книги». «Подожди, а как ты защитился?» Говорит: «Статей из Интернета вполне достаточно». (Смеется.)

А. Леонтьева

— (Смееется.)

Протоиерей И. Фомин

— Да. Я был в полном шоке, в общем-то. (Смеется.) Да, это вот как-то удивительно: человек — преподаватель в этом учебном заведении, прекрасно говорит, замечательно все доносит, но... Вот такая-вот становится особенность наша. И...

К. Мацан

— У Солженицына для этого был термин — «образованщина».

Протоиерей И. Фомин

— «Образованщина», да. Вот и что я хочу донести сейчас вот? Что идеология, вот о которой мы все переживаем, без которой, по большому счету, никто существовать не может: семья не может без идеологии существовать. В любой семье есть своя идеология. Хорошая, плохая — но все равно есть. То есть те принципы, на которые мы ориентируемся. А вот мы и говорим об этих принципах: как ты послужил стране, как ты послужил семье, как ты послужил своем личному росту. Ну, к примеру. Все помнят портрет Мусоргского, да вот, из школы? Которым Репин, в общем-то, на все века прославил Мусоргского, да? Это всклокоченный такой, красный человек. Дети не знают, как его зовут, но все указывают пальцем на этот портрет и говорят: «О, пьяница!» Действительно, в общем-то, за полгода, когда его писал Репин, он и был, в общем-то в таком алкогольном запое и встречался...

К. Мацан

— У барда Тимура Шаова есть песня знаменитая, которая... в которой рефрен в каждом припеве «А Мусоргский бухал».

А. Леонтьева

— (Смеется.)

Протоиерей И. Фомин

— Бухал, да. В думаю, что это именно портрет Репина навел его на этот припев. (Смеется.) Я считаю, что Мусоргский — это величайший наш композитор. Это один из прекраснейших, талантливейших людей. Но в наш перечень людей, которые повлияют на идеологию, он не войдет. Он не войдет. Мы будем пользоваться его произведениями, мы будем умиляться — но он не войдет. Потому что в своем духовном плане он не является примером для подражания. Вот в личном плане. Трагедия? Да, трагедия. Личная трагедия. Но у нас множество людей, много людей, которых мы можем привести именно в пример. То есть талант и святость жизни — это разные вещи, по большому счету.

К. Мацан

— А вот всегда есть вопрос о том, как детям, скажем так, через себя пропускать ту или иную полезную информацию — научную или даже, там, гуманитарную в том числе. Вот, например, сейчас, я знаю, благодаря национальному проекту «Наука и университеты» проходит, например, Всероссийский конкурс научно-популярных видео. И это входит в одну из инициатив «Десятилетия науки и технологий в России». Что в проекте? Школьники снимают видео продолжительностью до трех минут, в которых стараются простым языком рассказать о каких-то научных явлениях, вот объяснить. Классная история. Потому что человек, когда ему нужно что-то объяснить, — он должен это сам понять сначала. И победители получают призы. Причем не только сами дети, но и учителя, которые таких детей замечательных готовят. Сайт есть специальный, где со всем этим можно ознакомиться — наука http://homo-science.ru/. А вот как вам кажется — когда мы говорим вот о сюжетах, допустим, ну, скажем, широко из Православия, такая форма возможна? Допустим, чтобы ученик, там, ребенок за три минуты рассказал о том, в чем суть подвига духовного Сергия Радонежского, например, или Александра Невского?

Протоиерей И. Фомин

— Да, я считаю, что это просто необходимо. То есть... Есть же замечательный анекдот в этом плане. Как преподаватель заходит в учительскую и говорит: «Слушайте, ну что за студенты-то такие? — говорит. «Совсем тупые!», — говорит. «Я, — говорит, — десять раз им объяснил. Сам уже разобрался в этом вопросе, а они никак не могут это понять!» (Смеется.) Действительно, да, я считаю, что именно такая форма подачи материала — она и должна иметь место во внеклассном, там, образовании, чтении — не знаю, как эти уроки назвать. То, чего мы, в общем-то, и предлагаем на это «Имя России». Чтобы самостоятельно, проектно занимались тем или иным вопросом. То есть, чтобы они сами поискали информацию, чтоб эту информацию они проверили. Ну, допустим, Александр Невский. Да, вот если ребенку дать задание: расскажи об Александре Невском. Вот тебе Интернет (потому что в другие источники он лезть не будет). Вот тебе Интернет — расскажи. Значит, если это пустить на самотек, то он может рассказать все, что угодно — вот от святости до предательства Александра Невского, да? Потому что разные мнения есть по персоналии Александра Невского.

А. Леонтьева

— Пишут, как поклонялся он, — да? — в Орде.

Протоиерей И. Фомин

— Ну, не только. Он собирал дань своих, там.

А. Леонтьева

— Ага.

Протоиерей И. Фомин

— По-разному можно это представить. А задача проектной работы — то есть, не просто, чтобы ребенок скачал из Википедии или из какого-то другого ресурса информацию, а чтобы он ее еще и проверил. А ты проверил это — вот данные? Вот он приносит, там, куратору, учителю — или кто этим проектом занимается? А ты проверил эту информацию? Давай посмотрим, вот что говорят там вот такие и такие источники. То есть...

К. Мацан

— Да, это очень важно — умение работать с информацией...

А. Леонтьева

— Да, в наше время-то! (Смеется.)

Протоиерей И. Фомин

— ...В наше время, да.

К. Мацан

— Наше время формирует привычку не доверять Интернету. (Смеется.) Вот.

Протоиерей И. Фомин

— Да.

К. Мацан

— Кажется, если до детей с самого начала — уже полдела сделано.

Протоиерей И. Фомин

— Да. Потому что информация сейчас «заходит» именно та, которая больше всего напичкана фейками. Напичкана вот какими-то ложными вещами, которые тебя поражают. Тебя должно это взбудоражить: А! Как так? Вот. Как так? А на самом деле — совершенно не так, вот как это говорится.

К. Мацан

— А в научном плане просто, ну, вот если читать статью из Википедии какую-то, — да? Когда ты сам в курсе содержания предмета, то просто ужасаешься, ну, просто ошибочности того, что написано. Просто факты не таковы. И это, конечно, вот на ребенка... Я повторяюсь: на своем опыте с этим столкнулся — как важно просто приучать вот именно к этому. Во-первых, не доверять сразу, перепроверять. Особенно если это из Интернета.

Протоиерей И. Фомин

— Угу, угу.

К. Мацан

— Ты лучше возьми книжку, там, опубликованную, энциклопедию возьми напечатанную в конкретном издательстве: вот страница, вот статья, вот, можешь сослаться.

Протоиерей И. Фомин

— Поэтому, Константин, вы — на православной радиостанции, а не на каком-то, в общем-то, другом медиаресурсе, где, в общем-то, чем потухлее — тем поинтереснее, да, в общем-то. И вот наш вот этот проект, о котором я говорю, — «Имя России», да? — он призван именно рассказать: а что... кто является героем? Кому можно подражать? За кем можно, в общем-то, идти? Ведь для ребенка очень важно иметь героя. Ну, к примеру, да? — отдали ребенка в какую-нибудь спортивную секцию. Там, не знаю, — борьба, футбол, там, водное поло, — неважно куда, да? Это всегда очень интересно для ребенка. С ним занимаются. С ним что-то такое делают. Вот он там падает, у него там слезы, он что-то достигает, его там хвалят, его, наоборот, укоряют. И на данный момент занятия спортом тренер является царем и богом для ребенка. Но кто этот царь и бог для этого ребенка — должен определить родитель. Точно так же, как и героя: о ком ты, там, мечтаешь, кому, там, подражаешь, с кем ты, там, идешь в сражение — или наоборот, в общем-то, с кем читаешь книгу, с каким героем. Это все должны определять именно взрослые, именно учителя, именно директора. К чему мы, в общем-то, по большому счету, и призываем. Мы призываем народ. Почему у нас только 14 человек в этом проекте пока что? Почему у нас другой список открыт? Мы к этому подходим очень осторожно. Здесь нельзя, чтобы все герои были только, допустим, из церковного календаря. Здесь должны быть и те светские люди, которые еще, может, не прославлены, но уже о них можно говорить, там... Там Федор Михайлович Достоевский, к примеру, да? Любовь к Родине, любовь к семье, да? И то, что он сделал в своем личном развитии. Как он боролся со своими страстями, да? Или как с помощью семьи — не знаю, может быть, это его супруга, вот как абсолютно все говорят, что только благодаря ей он победил вот эту страсть...

А. Леонтьева

— ...к игре.

Протоиерей И. Фомин

— ...к игре, да. К карточной игре. Вот. Это ведь тоже очень важно. У нас этот вопрос пока что, скажем так, по персоналиям, открыт. Мы не спешим добавлять. Мы будем добавлять. Тем более, что этот проект сейчас проходит апробацию уже в Департаменте образования города Москвы. И я надеюсь, что он будет внедрен в школу.

К. Мацан

— Протоиерей Игорь Фомин, настоятель Храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер».

А. Леонтьева

— Отец Игорь, ну вот эта тема как бы, — введение христианских ценностей в школу, — я еще раз к этому вернусь, — она не всегда находит такой положительный отклик. Вот. И более того — знаете, мы иногда просто даже и в семье начинаем стесняться в какой-то момент говорить какие-то правильные слова, — да? Хотя многие воспитывали детей в православной вере. Вот как набраться смелости и в современном мире все-таки проводить — причем как-то так ненавязчиво... То есть кто-то говорит, что нужно говорить все время. Кто-то говорит: «Не трогать детей — они сами к чему-то придут». И у меня тоже очень часто споры на эту тему, там, со знакомыми, с православными. Вот. И как вот сделать это достойно в семье, в школе? Ненавязчиво, чтобы дети нас слушали?

Протоиерей И. Фомин

— Мне кажется, что когда ты что-то любишь, ты об этом говоришь постоянно. Вы знаете, у меня перед глазами такой пример: знакомая семья, и вот там муж — ну просто вот, я понимаю, — в полном смысле слова безумно любит свою жену. Вот когда мы были еще, там, юными, только-только вот все там поженились, я помню, как он в компании рассказывал о своей жене. И она такая, и сякая, и красавица, и вот скромница. И мы еще ее не знаем, но уже каждый нарисовал себе такой образ там. Знаете вот — какая-то ну совсем Золушка, Снегурочка. Вот все сказочные положительные персонажи — вот все были собраны именно в этом образе. И вдруг мы, в общем-то, встречаемся как-то семьями — да нет, у меня матушка красивее. Вот. Другой, наверное, подумал — а у меня скромнее. А у меня это... И там — ну и так далее, и тому подобное. Но вот его любовь — она вот совершенно заслоняет глаза. Когда ты любишь по-настоящему Христа — ты, в общем-то, об этом будешь говорить вот направо-налево без застенчивости. Потому что это для тебя является ценностью. А ценностью всегда ты хочешь поделиться. Ну, кроме материальной, — да? — в общем-то, ценностью... Кто-то и материальной хочет поделиться ценностью. А вот именно такой — вечной ценностью — там, в принципе, чем больше ты об этом говоришь — тем, в общем-то, [больше]ты приобретаешь себе. Говорить об этом надо. Показывать это тоже своей жизнью, в общем-то, надо. Детьми обязательно надо заниматься, вот хотим мы этого или не хотим. Я раньше, допустим, был противник детских садов. Когда росли мои дети, я был противником детских садов. А сейчас я сторонник детских садов. По одной простой причине — дети в три года уже умеют гаджетами управлять не хуже взрослых. Они еще не могут набирать в поисковике какие-то слова, но путешествовать по Интернету, — абсолютно по всему, — они делают даже лучше некоторых взрослых. В три, в четыре года. А в три-четыре года закладываются абсолютно все страсти, привычки у ребенка. Это психология, в общем-то, здесь я никакой Америки не открываю. А в детских садах нету гаджетов.

А. Леонтьева

— Ммм...

Протоиерей И. Фомин

— Там детьми занимаются. Там с ними играют в настольные игры, там они ставят какие-то сценки. Ну, я думаю, вы еще помните. Вот Константин уже этого времени не помнит, — только из своей, наверное, юности, молодости, — как заходит каша в ребенка? Когда родитель перед ним танцует. Танцует, что-то рассказывает, рожи строит. Как сейчас заходит каша в ребенка? Через гаджет.

А. Леонтьева

— Угу.

Протоиерей И. Фомин

— Самая лучшая, в общем-то, мера, чтобы...

А. Леонтьева

— ...отвлечь внимание! (Смеется.)

Протоиерей И. Фомин

— Только каша заканчивается — а гаджет остается. Вот посмотрите: к вам пришел человек. Ко мне на исповедь приходят мамаша, папаша с детьми. Вот вечером особенно это видно. На Литургии — нет, а вечером — да. И ребенок. Вот папа стоит, исповедуется, — ребенок его, там, дергает за штанину. Папа достает телефон, дает ему. И ребенок — раз! — садится рядом прямо вот здесь на корточки, на ноги отца или на лавочку рядом, — ну и все, и он занят. Это ужас. Не надо каяться. То есть каяться-то надо, там, в каких-то своих грехах. Но в первую очередь вот в этом надо покаяться. И вот это кошмарно. Поэтому христианские ценности — о них надо говорить, их не надо стесняться. Это же такие общечеловеческие ценности, которые направлены на твою личность, на твое воспитание. Вот мне кажется...

К. Мацан

— Но вот то, что вы говорите о ценностях, — очень важно. Особенно в связи с тем, что вы до этого говорили об идеологии. Потому что нас сегодня слово «идеология» часто пугает. Оно слишком обросло ассоциациями такими, видимо, из советского прошлого. Вот политическая идеология. Сразу как мы слово слышим «идеология» — мы сразу подразумеваем молчаливо, что вот это какая-то такая вот пропаганда и так далее, именно связанная, там, с общественно-социально-политическими вещами. В принципе, идеология — это, ну, идея, это ценности, по которым жизнь строится. То, о чем вы сказали, — служение семье, Родине, личностное саморазвитие. То есть вот это совсем другое. Слово то же — значение другое. И вот в этом смысле его не стоит пугаться. Знаете, о чем хочу вас спросить? Вот к вопросу о применении ценностей на практике. Меня все время очень... Мне запомнилось, как вы рассказывали, что вот когда вы детей воспитывали, когда они были еще более младшего возраста, вы ввели такой принцип, что главное — не врать. Любую, там, двойку ребенок может получить, и главное — не врать. А дома ругать не будут. И вы, я даже помню, делились, что кто-то из сыновей, по-моему, ваших сказал как-то: «Какой я счастливый человек! Вот могу двойку получить, домой прийти — и меня не будут ругать, если только я не буду врать». Я вот даже тоже пытаюсь... Пытался и продолжаю пытаться вот как-то этот принцип внедрять в общение со своими детьми. А вот, во-первых, у меня вопрос: всегда ли работает? И какие еще вот такие «лайфхаки», которыми вы могли бы поделиться, у вас есть?

Протоиерей И. Фомин

— Ну, не знаю, всегда ли работает. Иногда очень сложно бывает удержаться не только от двойки, а от какой-то другой информации, которой тебя честно загрузил ребенок, чтобы не выйти из себя. Иногда это может даже и не получиться.

К. Мацан

— Лучше бы соврал! (Смеется.)

А. Леонтьева

— (Смеется.)

К. Мацан

— Пожалел бы папину психику!

Протоиерей И. Фомин

— Да, иногда хочется, чтобы так оно, в общем-то, и было.

А. Леонтьева

— А все!

Протоиерей И. Фомин

— Да-да. Вот. Ну, все равно это все приносит определенные плоды, причем плод очень простой на самом деле — это нормальные взаимоотношения с ребенком. Не то, что он, вот, вдруг в какой-то момент стал совестливый и перестал получать двойки. Я думаю, что это будет способствовать, в общем-то, его спокойствию в этом вопросе, и он не так сильно будет переживать. Хотя, ну, у родителей есть разные инструменты, чтобы выдавить жалость у ребенка, — да? — и это часто получается. Вот. Ну, а какие такие, знаете, «лайфхаки»... Я думаю, что ребенок очень просто познает этот мир. Он пытается нас спровоцировать. Ну вот чем угодно. Вот абсолютно чем угодно: своими политическими воззрениями, своими внешними... изменениями своей внешности — и так далее, и тому подобное. И если родитель стандартно реагирует на это событие, то ребенок говорит: «Все понятно».

А. Леонтьева

— А что значит «стандартно», отец Игорь?

Протоиерей И. Фомин

— Ну, «зеленые волосы надо срезать», да. Вот. Да. «Политические воззрения надо как-то вот...»

А. Леонтьева

— ...поменять?

Протоиерей И. Фомин

— ...поменять, да, там. И так далее, и тому подобное. А когда родитель нестандартно к этому подходит, когда он говорит: «Слушай, интересно! Почему ты поддерживаешь вот это направление? А давай с тобой поговорим!», — а ребенку вдруг и сказать нечего. Вот. Вот. И не надо: «Ха-ха-ха! Вот — попался! Вот ты гад такой!» — «Слушай, давай разберемся, что это такое?» Если ты...

К. Мацан

— А почему зеленый цвет волос? Я бы добавил ниточку розового.

А. Леонтьева

— (Смеется.)

Протоиерей И. Фомин

— Да. Да. Да-да-да-да-да. Да, кстати, можно расстроиться из-за зеленого цвета волос, сказать: «Слушай, а как ты теперь одежду будешь подбирать?» Вот...

К. Мацан

— Весь гардероб нужно менять.

Протоиерей И. Фомин

— Надо решать этот вопрос. «Слушай, съездим теперь, купим тебе какие-нибудь зеленые ботинки, там, или, не знаю, с чем там зеленое сочетается, в общем-то?» И так далее. И ребенок уже начинает «чесать репу». Ну что, слушайте, — краску-то надо поменять, в общем-то, на другую. (Смеется.) Я считаю, что самым главный вот момент в воспитании ребенка — понять, почему он это сделал. Вот когда ты понимаешь, почему он это сделал, — ты всегда можешь найти средство, как это, в общем-то, изменить. Не думайте, что я, там, какой-то очень положительный персонаж в воспитании. Я за наказания, я за ограничения — и так далее, и тому подобное. Но только за обоюдные: ты, там... Я люблю приводить этот пример: когда у нас с вами какой-нибудь стресс, что-то, в общем-то, мы где-то «накосячили», как мы это переживаем? Около холодильника. Вот раз туда — и кушать, да? Если «накосячил» ребенок, — да? — как мы это из него изживаем? Замок на холодильник, да? Сладкого лишили, того лишили, этого лишили — разные подходы к одной и той же проблеме. Вот что я к себе, что к другому. А здесь должен быть одинаковый подход. Вы сейчас скажете: «Ну вот „накосячил“, и что его — в два раза больше накормить?» А он не хочет, — да? — есть. Все равно надо кормить? Нет. Если ты лишаешь сладкого ребенка, ты себя должен лишить, там... Ты его лишаешь двух конфет — себя четырех должен лишить. Причем, это не всегда должно быть ребенку видно — что «вот ты теперь не ешь две конфеты, а я не буду есть четыре конфеты». Не надо декларировать, что «я вместе с тобой пострадаю». Вот. Пусть это будет твоей какой-то тайной. Но все, что ты применяешь к нему, ты к себе в два раза больше должен применить. И это будет абсолютно нормально. «Так, в десять часов ты должен быть в постели!» — значит, и родитель тоже должен быть в постели в десять часов, вот хотим мы этого или не хотим. Или мы говорим: «Слушай, ну, вот сейчас мы записываем с тобой, там, программу какую-нибудь. Константин, уберите телефон! Закройте ноутбук!» А сам сижу в телефоне, да? Вот это же нечестно. Это нечестно по отношению, в общем-то, к ребенку. Если ты чего-то ему запрещаешь — ты должен запретить себе. Если ты его чего-то лишаешь — ты должен ему предоставить альтернативу. Большинство детей очень послушные. «Не сиди в телефоне!» — он отложит, но будет просто сидеть. Что дальше? Что, что? Предложи ему альтернативы. Не просто запрети, а скажи: «Пойдем с тобой погуляем!» — «Не хочу». — «Пойдем с тобой, там, порисуем!» — «Не хочу». — «Хорошо, тогда я буду с тобой бороться». — «А я с тобой не буду!» — «А я буду!» Вот. Да, то есть...

А. Леонтьева

— (Смеется.)

Протоиерей И. Фомин

— Вот какой-то... Ты должен все равно его чем-то увлечь. Если ты ему сразу запрещаешь — тебе будет сложнее. Если начинаешь его увлекать — то тебе будет легче ему потом сказать: «Слушай, ну на велосипедах не очень удобно ехать, если сидеть в телефоне. Давай оставим. Давай отложим.» Вот, то есть, должен быть живой ум у родителя.

А. Леонтьева

— Слушайте, у меня слово возникло неожиданное — «гаджетозамещение» — после рассказа отца Игоря.

К. Мацан

— Список гаджетозамещательных мероприятий! (Смеется.)

А. Леонтьева

— Да, список гаджетозамещения.

Протоиерей И. Фомин

— Да.

К. Мацан

— У нас программа уже близится к завершению. Но вот еще об одном, наверное, хотелось бы спросить. У вас есть школа при Храме, а есть при МГИМО, при котором Храм, общеобразовательная школа? Вот что там происходит?

Протоиерей И. Фомин

— Ну, это очень интересная, в общем-то, школа, которая имеет очень важную задачу — распространить образование на весь окружающий мир. Вот сейчас было получено задание, чтобы несколько десятков школ было за рубежом — на примере школы, там, при МГИМО. Причем я пытаюсь тоже так участвовать в этой программе, чтоб тоже внести какую-то лепту. И вот наша родная школа, о которой мы сегодня немножко поговорили, — надеюсь, в будущем мы будем тоже поднимать эту тему, — тоже принимает участие. Я хотел бы вот в свете этой родной школы, которая при МГИМО и при Храме при МГИМО (смеется), попробовать анонсировать даже вот цикл наших каких-то передач. Потому что об этом есть какая-то договоренность. Мы хотели бы сделать разговор (в рамках «Светлого вечера») с преподавателями, которые разделяют наши ценности духовно-нравственные, но которые являются специалистами в той или иной области школьного образования. Вот это было бы, мне кажется, очень-очень интересно — когда пришел бы преподаватель литературы, математики, физики, — и с ним поговорить: а как духовно-нравственные ценности вот (это сейчас очень модное слово) конвергентны, да, образованию, которое в себе сочетает и научные, скажем так, открытия для школьника, и духовно-нравственное основание для родителей, да? — которые очень важны для общества? Как это можно вместе сочетать, и как это входит в умы и души наших, в общем-то детей? Как они это воспринимают? Так что, дорогие радиослушатели, следите за нашими эфирами, и, я надеюсь, родная школа будет, в общем-то, вам доставлять много интересных программ и информации.

К. Мацан

— Спасибо огромное! Протоиерей Игорь Фомин, — настоятель Храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, — сегодня с нами и с вами был в программе «Светлый вечер». В студии была Анна Леонтьева и я — Константин Мацан. До свидания!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем