«Новый «дом» для чудотворной иконы «Всецарица»». Наталья Корнева, Станислав Юхнов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Новый «дом» для чудотворной иконы «Всецарица»». Наталья Корнева, Станислав Юхнов

* Поделиться

Наталья Корнева, Станислав Юхнов, Константин Мацан

У нас в гостях были пресс-секретарь Новоспасского монастыря в Москве Станислав Юхнов и заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.

Мы говорили об истории одного из старейших в Москве монастырей, о чудотворной иконе «Всецарица» и о том, как проходит процесс восстановления Знаменского храма Новоспасского монастыря, который станет «домом» для этой святыни.

По благословению митрополита Воскресенского Дионисия, наместника Новоспасского Спасо-Преображенского монастыря, фонд Архангела Михаила ведёт сбор пожертвований для возрождения Знаменского храма, куда будет перенесён чудотворный образ Богородицы «Всецарица».

Банковские реквизиты для пожертвований:

Расчётный счёт: 40701810738000003212

Банк:ПАО СБЕРБАНК г. Москва

Кор. счёт: 30101810400000000225 всем ж

БИК 044525225

Назначение платежа: «Всецарица»

Или на сайте: https://fond-am.ru/projects/novospasskij-monastyr/rospis-nizhnego-hrama-2/

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан

— Светлый вечер на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Станислав Юхнов, пресс-секретарь Новоспасского монастыря в Москве. Добрый вечер.

С. Юхнов

— Добрый вечер.

К. Мацан

— И Наталья Корнева, заместитель председателя правления Фонда Архангела Михаила. Добрый вечер.

Н. Корнева

— Здравствуйте.

К. Мацан

— У нас, кстати, нередко бывают в гостях священники, допустим, которые в разных уголках нашей страны и зарубежья строят храмы, и вот Фонд Архангела Михаила помогает, поддерживает. Поэтому у фонда большая работа, направленная преимущественно на восстановление или строительство храмов, святынь и это очень здорово. Ну а Новоспасский монастырь в Москве — место известное, в чем-то легендарное. Сейчас вот, Станислав, мы вас спросим, может быть, о том, какую роль... вообще не какую роль, а какое место на религиозной карте столицы Новоспасский монастырь занимает. Я, кстати, ну не то чтобы узнал, но так с удивлением вспомнил, что ведь с 1918 года концлагерь был на территории закрытой Новоспасского монастыря. Это любопытная вещь, что мы, говоря о лагерях советских первой эпохи, думаем там о Соловках в первую очередь. Вообще на территории Москвы, именно в монастырях, массово открылись вот такие исправительные лагеря, концентрационные лагеря. И вот у Музея ГУЛАГа в Москве есть информация о том, в каких ужасных условиях там люди содержались. И вообще, конечно, сердце содрогается, оттого что это 1918 год, Новоспасский монастырь закрытый, и такое потом... Когда он бы открыт, восстановлен, и жизнь там началась богослужебная снова?

С. Юхнов

— Ну, Константин, богослужебная жизнь началась в 1991 году. И, к сожалению, вы затронули самую печальную веху истории монастыря — действительно в 1918 году там даже и расстрелы у нас проводились. Потом был монастырь отдан под женскую колонию, и также там были склады НКВД. Только с 60-х годов его вернули в Мосреставрацию — тогда это социалистическая служба такая была по реставрации, и вот тогда уже сами реставраторы начали потихоньку восстанавливать монастырь. А с 1991 года, уже при владыке Алексии Галичском — ну он умер как Галичский, — простите, владыка Алексий (Фролов), он начал вот активно заниматься монастырем и 20 лет своей жизни положил на восстановление. Но это вот одна из таких самых печальных вех — XX век — монастыря. На самом деле его история более богатая, более интересная, и она вообще датируется XIII веком. Основал его Даниил Московский, но историки разные как бы в своих догадках разнятся, потому что одни говорят, что он был основан на месте Данилова монастыря, где сейчас он, на Тульской, другие говорят, что он в Кремле находился и, собственно, он был основан в честь Всемилостивого Спаса. А Иван Калита уже в Кремле сделал его официальным своим монастырем, поскольку он был большим богомольцем и очень благоволил этому монастырю. А уже с XV века — 1491 год — его перенесли вот на нынешнее место. Перенесли из-за разных причин. Во-первых, первая причина была — это то что Москва расширилась, и центр столицы, он стал больше, видимо, торговым, дипломатическим, и монашеская жизнь там не очень укладывалась в эти кремлевские стены. И вторая задача — это была оборонительная: то есть с юга, именно с юга, где шли поляки, татары, это был такой форпост своего рода. И, конечно, и Иван Грозный, и последующие цари его всегда укрепляли. Там было несколько осад — ну история достаточно богатая, о ней можно долго говорить сейчас. Ну это является такой жемчужиной нашей столицы. И основное его еще значение — это больше попечение династии Романовых. Дело в том, что монастырь сам, так получилось, что в нем захоронен родоначальник фамилии — Захарьин Роман Юрьевич. По имени Роман пошла фамилия Романовых и, собственно, в этой усыпальнице стали хоронить своих предков. И как мы знаем, после Смутного времени у нас воцарились именно династия Романовых — Михаил Федорович Романов и патриарх Филарет, синергия власти божественной и духовной, они имели особое попечение к этому монастырю, к праху своих предков, и в XVII веке монастырь, конечно, расцвел. И вот XVII век можно считать самой большой такой вехой монастыря, когда в камне делается уже новый Спасо-Преображенский собор, каменные стены обносятся, корпуса братские тоже каменные выстраиваются. И последующий уже сын Михаила Федоровича, Алексий Михайлович, он завершает строительство Спасо-Преображенского собора, и вот этот уже монастырь, он является уже таким царским, и имеет особое попечение, и там упокаиваются наши предки Романовых.

К. Мацан

— Наталья, а у Фонда Архангела Михаила какие проекты в монастыре?

Н. Корнева

— Фонд Архангела Михаила занимается сбором средств для реставрации и благоукрашения Знаменского храма в Новоспасском монастыре. Вот мы сейчас говорили о том, что в 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. А 19 апреля 2018 года между Фондом Архангела Михаила и Новоспасским монастырем был подписан договор на сбор пожертвований для возрождения Знаменского храма. Знаменский храм — знаете, удивительно, я сталкивалась с тем, что многие люди не знают, что в Новоспасском монастыре есть Знаменский храм. Потому что все знают Спасо-Преображенский собор, все знают Покровский храм, а Знаменский храм, он такой небольшой, маленький, уютный, и он как бы находится в таком месте, куда не всегда люди заходят, и они не знают, что он есть. А он будет домом для чудотворной иконы «Всецарица». Вот тот проект, который мы сейчас осуществляем — проект «Всецарица», мы его так и называем, — это проект общенародный, это проект, нужный всем людям. На короне сени, под которой будет стоять икона «Всецарица», написано: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Вот эта краткая молитва, которую каждый человек может каждый день произносить, она, мне кажется, должна быть вот с каждым из нас каждый день. Мы делаем дом для «Всецарицы», для этого мы работаем уже более пяти лет. Проект этот очень большой, он очень объемный. Ну вы представляете, что такое восстановить храм, который, когда мы туда пришли, он не был в ужасающем состоянии, но он был не готов к тому, чтобы туда пришла вот эта святыня. И вот пять лет мы над этим работаем, чтобы «Всецарица», чудотворная икона, туда пришла.

К. Мацан

— А вот мы называем это святыней. Какую роль, какую значимость она имеет именно для Новоспасского монастыря, как связан Новоспасский монастырь и икона «Всецарица»?

С. Юхнов

— Ну это одна из самых почитаемых святынь у нас сейчас в монастыре. История эта самого образа «Всецарица», Пантанасса, она берет свое начало со святой горы Афон еще XVII века. Первое чудо, которое от иконы случилось, так гласит предание, что некий юноша пришел к иконе «Всецарица» и начал что-то шептать. И тут от иконы возник такой яркий свет и оттолкнул его как бы из храма. После этого случав юноша раскаялся и сознался старцам, что он вел неправедную жизнь и занимался колдовством. И Сама Царица Небесная, Она исцелила его от этого недуга, и в итоге юноша остался потом и стал монахом. После этого у этого образа стали совершатся большие чудотворения. К нам же как «Всецарица» попала — это все тоже при владыке Алексии, 1995–97 года. В Новоспасский монастырь, сам владыка заметил, приходят очень много нуждающихся людей с заболеваниями и вот хотят иметь молитвенное место и какое-то попечение, некую святыню, к которой можно обратиться, помолиться за исцеление. И по его просьбе на горе Афон нашим соотечественником, монахом Ефремом, который там подвизался, окончил Строгановское училище, был написан именно вот этот образ «Всецарица» в 1995–96 годах. В 1997 году его нам передали, и буквально сразу начались чудотворения, очень удивительные случаи всегда. В народе, ну и у нас у всех есть такое глубокое понимание, что «Всецарица» очень помогает онкологическим больным, тем кто болеет онкологией, раком. И действительно случаев чудесных исцелений было очень много зафиксировано, у нас прямо в монастыре занимались этим сбором. То есть люди буквально в безнадежной ситуации, когда уже опухоль достаточно большая, там неоперируемый случай, последнее пристанище имели у Царицы Небесной. Они приходили, молились, совершали молебны, и очень многих исцеляло именно помазывание от лампадки и от иконы Божией Матери «Всецарицы». И после они приходили к владыкам, к наместникам и говорили: знаете, вот приехала к врачу на обследование — опухоль прошла. Такой случай даже в моей семье был, что неудивительно. Моя бабушка, Лидия Михайловна, тоже то же самое — неоперабельный рак, 4-й степени, как бы маму предупредили, что операция летальный исход будет иметь. Бабушка была неверующим человеком, то есть верующим умеренно — она вела светскую жизнь, но при этом она была врачом, всю жизнь людям помогала. И вот в 70 лет она идет на эту операцию. И врач звонит маме в этот день, и говорит: вы знаете, это удивительно, у меня такой вот случай первый раз в практике: мы там очень много прооперировали, но ваша бабушка жива и будет жить дальше. И в последующие 12 лет жизни у нее не было рецидивов. После этого она воцерковилась, конечно, стала причащаться, и каждый вечер ну она по-своему молилась, совершала молитвословие. Поэтому икона Божией Матери «Всецарица», она наша заступница и такая основная святыня, к которой вот в монастыре сейчас притекает народ и чает от нее помощи.

К. Мацан

— Наталья, вы сказали, что Знаменский храм был не готов к принятию такой святыни. Сейчас, я так понимаю, что речь о том, чтобы сделать его, по сути, криптой в каком-то смысле для этой святыни, чтобы вот у святыни был свой дом — один, постоянный. Этот дом, Знаменский храм, должен быть готов и украшен вот под эти задачи, эти цели. Очень здорово. А что нужно сделать в Знаменском храме, чтобы он был готов?

Н. Корнева

— Ну на сегодняшний момент уже пройден большой путь, сделано очень много. Самое большое, что сделано — сделана сень для чудотворной иконы, то есть сень, под которой будет стоять киот с чудотворной иконой. Могу немножко рассказать о том, что уже у нас прошло.

К. Мацан

— Да.

Н. Корнева

— Вообще удивительно, как родилась идея вообще создания самой сени. Потому что сень, под которой будет находиться чудотворная икона, я знаю, это необыкновенное произведение церковного искусства и инженерной мысли. Такого нет нигде в мире, вот такого произведения. Что такое сень? Иногда еще сени называют кивориями. В принципе, это такая распространенная вещь — над тронами, над святынями ставят сени. Но, как правило, всегда сени, они имеют четыре столпа. Ну очень просто: как слон стоит на четырех ногах — он большой, тяжелый, но он стоит на четырех ногах и хорошо стоит. Так и сени, их ставят на четырех столпах. А наша сень, она как палатка походная, вот царская палатка, которая сверху имеет корону. Очень интересно было, как родился вообще замысел этой сени. Когда у владыки Саввы, тогда наместника Новоспасского монастыря, появилась идея о том, что чудотворную икону нужно перенести из притвора Спасо-Преображенского собора в Знаменский храм, потому что притвор, ну если современным языком говорить, это, по большому счету, коридор. Каждый день, если мы приходим в монастырь, мы видим около иконы людей, но молиться им бывает иногда сложно, потому что мимо туда-сюда ходят люди. И нужно было такое место, где люди смогут полностью погрузиться в молитву, вот ни на что не отвлекаясь. Стали думать, как сделать так, чтобы благоукрасить крипту в Знаменском храме для того, чтобы туда перенести икону. Можно было, конечно, просто взять с тем киотом, который существует, и перенести. Но не совсем это получалось, потому что крипта, в которой будет находиться чудотворная икона «Всецарица», если представить себе: вот мы возьмем апельсин и разрежем его пополам, и вот половинку возьмем — это вот такая полусфера. Место очень интересное. Там непростые еще своды, они такие складчатые. Просто поставить туда киот — это бы ну несколько странно смотрелось даже. И поэтому владыка Савва вместе с архитектором Владимиром Ивановичем Козловым разрабатывали, думали о том, как же поставить икону так, чтобы это было достойно этой святыни. Один раз приходил Владимир Иванович Козлов к владыке, второй, третий — все время что-то не то. Он приносил разные эскизы, и все время что-то не то, все время что-то не получалось. И вот уже пошел он в очередной раз с мыслью, наверное, о том, что ничего не получается скорее всего. Сели за стол, и владыка говорит: вы знаете, я видел сегодня во сне Андреевский зал Кремля, там есть тронное место, и надо ним сень из ткани, подбитой горностаем. В этот момент Владимир Иванович Козлов достает из своего портфеля эскиз, на котором сень — сверху голубой шелк, внутри подбитая горностаевым мехом. В этот момент поняли, что все, пойдет. Вот, наверное, это так и должно быть.

К. Мацан

— Станислав Юхнов, пресс-секретарь Новоспасского монастыря в Москве, и Наталья Корнева, заместитель председателя правления Фонда Архангела Михаила сегодня с вами в программе «Светлый вечер». Мы говорим о Новоспасском монастыре, о реставрации Знаменского собора, в частности, который должен стать домом для главной святыни монастыря, иконы «Всецарица». Итак, Наталья, вы начали рассказывать, что уже сделано.

Н. Корнева

— Я очень долго рассказываю про сень.

К. Мацан

— Это очень интересно, да.

Н. Корнева

— Потому что это очень интересный объект. Работа над ним...

С. Юхнов

— Если можно, немного дополню по поводу выбора места тоже для сени. Дело в том, что у наших монахов, старожилов, и у современного наместника, митрополита Дионисия есть твердое убеждение, что именно Царица Небесная, Она Сама выбирает место для Своего расположения. И мы здесь только как бы подготавливаем вот это место, а когда уже само перенесение будет, Она Сама скажет. То же самое было и с первым местом, где Она сейчас находится. Да, где-то тут не очень удобно, но вот тогда владыка Алексий, он тоже молился Царице Небесной, и Она ему указала именно это место. Ну я бы не сказал, что это коридор, это все-таки галерея, которая украшена удивительными фресками там, наверху, редко так встречается — царское дерево генеалогическое и древо святых сходится в Святой Троице икона, — то есть знаковое место. Оно не очень удобное для большого числа богомольцев, не очень удобно туда, может, подниматься пожилым людям, людям с заболеваниями. Поэтому, конечно, владыка Савва стал искать более значимое доступное место. Ну и видите, каким видением было во сне явлено, что это должен быть все-таки храм и вот такая сень должна быть так украшена. Я считаю, все это резюмируя, что все-таки Царица Небесная, Она Сама укажет и благоволит самому устроению этого храма и Своего места, и если будет Ее воля, то все состоится хорошо.

Н. Корнева

— Да, конечно, конечно. Я могу сказать, что только молитва Пресвятой Богородице держит нас, вот сотрудников фонда, все эти пять лет. Мы каждый день молимся Пресвятой Богородице о том, чтобы Она вразумила нас, как правильно нам все делать, для того чтобы «Всецарица», образ Пресвятой Богородицы, захотел перейти в Знаменский храм. Мы молимся об этом каждый день. Ну если продолжать про сень, про то, что уже сделано, вот работа над ней шла с 2018 по 2022 год, то есть четыре года. Почему так сложно и долго? Потому что ну легко представить себе и на бумаге нарисовать палатку: сверху шелк, внутри мех, а сверху еще корону. Но это легко сделать в ткани, а по мысли архитектора это надо было сделать в камне. Снаружи шелк имитирует голубой гранит, очень редкий — Azul Macaubas он называется, а внутри белый мрамор, в который вставлены мраморные же хвостики. Потому что мы все знаем, что у горностая есть такие хвостики черные, и когда шьют мантию царскую, мех горностая отделывают вот этими хвостиками, и получается такое вот очень красивое, шубка такая. Как это сделать в камне, для того чтобы вот эти вот складки ткани ниспадали, чтобы это смотрелось воздушно, красиво. Ведь мы же не должны задавить икону, это должно быть красиво. Сначала делали сканирование лазерное самой крипты, потом делали различные эскизы, потом вылепили эту сень в скульптурном пластилине. Специально лепили. Почему, потому что важен каждый вот момент здесь. Потому что камень, ну он не прощает как бы ошибок, все должно быть сделано очень четко. Потом сделали сканирование этой скульптуры, потом на основании сделали из пенопласта модель в полную величину. Это был, конечно, ужас. Честно сказать, дорогие друзья, это был ужас. Потому что заказали мы эту скульптуру из пенопласта просто в бутафорской мастерской, только с одной задачей — чтобы понять, проходит ли все по размерам. Когда эту вещь привезли (по-другому я это назвать не могу), привезли в монастырь и поставили, пришел скульптор, который делал сень в пластилине, и говорит: да, ребята, это бразильский карнавал какой-то. Потому что ребята из бутафорской мастерской, они подошли, знаете, так с чувством к этому делу: они взяли ее, покрасили бело-синим цветом таким, в полоску такую — это было, знаете, вот как у клоуна бывают брюки такие. Вот это действительно смотрелось ужасающе. Но она была просто нужна для того, чтобы понять все ли проходит. И хорошо, что ее сделали. Потому что, когда поставили, оказалось, что немножко не угадал архитектор и скульптор, не угадали с размерами. Почему, потому что крипта, она в конце XVIII века построена, это не идеально ровное помещение, своды там с одной стороны больше заваливаются, с другой стороны — меньше. И когда поставили сень, оказалось, что вот здесь надо убрать немножко, а здесь увеличить — то есть этапов работы было много. После этого отправили камень, который заранее, естественно, закупили, на производство. Для того чтобы сделать складки ткани из камня на производстве, необходимы суперсовременные станки пятиосные, которые работают в пяти направлениях. Очень долго все это вырезали, шлифовали, очень много всего делали. И потом, когда привезли уже все детали в монастырь — а хочу, знаете, вам сказать, дорогие друзья: 237 деталей в сени. Из них 141 — это хвостик. Вот это смешно. Мы заказали 141 хвостик, на всякий случай заказали второй комплект, потому что мало ли, что-нибудь не подойдет. С каким удовольствием люди, которые вносят пожертвования на вот этот проект, получили в подарок хвостики, которые у нас остались в результате. Это, наверное, самый дорогой подарок, который они получали за многие годы. Но привезли все детали: все сделано, на компьютере все выверено, на суперстанках все сделано. Каждую неделю я ездила в монастырь и смотрела, как происходит монтаж. И вот тут я восхищалась людьми, которые делали монтаж. Наши простые ребята, которых звали, ну и зовут сейчас, Ваня и Саша, русские рабочие, стали собирать эту сень, и оказалось, что, несмотря на компьютерное программирование, суперсложные станки, здесь что-то не подходит, тут что-то не подходит и так далее. И эти ребята, имея в руках болгарку, долото и какие-то еще там инструменты, совершали просто филигранную работу. Я на них смотрела и думала: мы читаем Лескова, «Левшу», мы говорим, какие были у нас мастера раньше. Люди, посмотрите, у нас есть такие мастера сейчас — они делают простыми инструментами уникальнейшие вещи. Иногда с ними рядом было страшно стоять, потому что вы представляете, когда болгаркой идет работа по камню, искры летят во все стороны. Я уходила в самый дальний угол, я не могла уйти, я смотрела, как они работают — это было уникально. В результате сейчас вот они сделали, это поставили — и ты смотришь, и ты не видишь, что эта сень состоит из 237 частей. Это легкая вещь, вот как будто действительно шелк и мех. И все это благодаря, во-первых, молитве тысяч людей, которые приходят к «Всецарице», благодаря работе и архитекторов, и инженеров, но в огромной степени благодаря работе наших простых ребят, которые с молитвой тоже работали. Вот сейчас, буквально позавчера я была в монастыре — уже сделан киот, киот для иконы, который стоит под сенью, — это что-то такое светлое, чистое и такое очень трогательное. Такое, как вот должно быть, мне кажется, для «Всецарицы». Сейчас если говорить о том, что еще сделано — сделано очень много. Сделаны новые полы, сделано ограждение лестницы. Там же храм двухэтажный, он вообще уникальный храм, таких храмов немного. Он же был изначально задуман как усыпальница, храм-усыпальница, поэтому на первом этаже там были захоронения, а на втором этаже располагается иконостас, чтобы попасть на второй этаж, естественно, появилась лестница — большая, двухмаршевая лестница. И, естественно, для того чтобы людям было где стоять, появилась апсида с западной стороны, что очень редко вообще в храмах бывает. Сделаны полы, сделана сень, сделано ограждение у этой лестницы прекрасное деревянное. Уже расписан второй этаж. Как же это красиво. Когда заходишь в храм — храм, он сам по себе не очень большой, но он очень светлый, изначально запроектирован архитекторами таким светлым — там 20 окон, из них вот льется свет сверху. И ты когда в него входишь, почему-то, я не знаю, почему так происходит, но это мастерство архитектора, первый взгляд всегда наверх — а там купол. И сейчас художники его расписали, и ты видишь небеса. И ты заходишь, вот мы недавно людей водили в храм туда — там еще идут работы, туда нельзя всем заходить, но мы людей туда водили. И все заходят и просто ахают — небеса, это что-то такое невероятное. Ну это невероятная красота. Первый этаж расписан очень просто: там просто сделаны фоны, альфрейная живопись сделана. Альфрейная живопись — это такая объемная живопись. А вот второй этаж — там сюжеты библейские и небеса. Это очень красиво.

К. Мацан

— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами в программе «Светлый вечер» Наталья Корнева, заместитель председателя правления Фонда Архангела Михаила, и Станислав Юхнов, пресс-секретарь Новоспасского монастыря в Москве. Мы скоро вернемся, не переключайтесь.

К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Наталья Корнева, заместитель председателя правления Фонда Архангела Михаила, и Станислав Юхнов, пресс-секретарь Новоспасского монастыря в Москве. Ну вот Наталья так красиво рассказывает о том, какие работы проводятся и уже проведены по украшению, восстановлению Знаменского собора, который должен стать домом для одной из главных святынь монастыря, иконы «Всецарица». Станислав, вы вот какими глазами на это смотрите?

С. Юхнов

— Вы знаете, я в монастыре работаю порядка десяти лет, я смотрю сейчас на это глазами такого уже, храм преображается для меня намного, вот сейчас, в последние годы получает свое благолепие должное, которым, конечно, должен обладать этот храм. У храма тоже этого очень непростая судьба, у Знаменского храма.

К. Мацан

— Расскажите.

С. Юхнов

— Да, дело в том, что он один из самых поздних построек XVIII века, но на его месте раньше была усыпальница — Палата Никитичей так называемая, бояр Романовых. То есть это у патриарха Филарета, отца Михаила Федоровича (мы далеко ушли в XVI век) были четыре брата — братья Никитичи, и их как раз Борис Годунов, чтобы они не пришли на царство, он с ними боролся. И одного из братьев, Михаила Никитича Романова, который обладал дюжей силой, был достаточно добрым, набожным человеком, таким русским боярином настоящим, благожелательным, он его замучил, по-моему, в селе Ныробе. Отвезли его туда, в цепях посадили в яму, и там он несколько лет провел вот в таком заточении. После этого случая было местное почитание этого святого, Михаила, и до сих пор оно остается — то есть Михаила Никитича уже готовили к прославлению, в 1917 году должно было оно состояться. Именно вот в этом месте были их захоронения, то есть храм Знаменский, он воздвигнут и на прахе наших предков, Романовых, и даже там есть, по местному уже почитанию, святые люди. Но в новом, в камне, вот в современном виде его отстроил граф Шереметев. Он тоже пожелал своих родственников, вот иметь усыпальницу рядом с Новоспасским монастырем. Наталья говорила, что храм действительно спрятан, его не видно, и это так, потому что он находится за западной стеной Спасо-Преображенского собора, и действительно он спрятан. Но это было именно его место, поскольку вот все наши пращуры хотели, чтобы над прахом их предков совершалась всегда молитва, поэтому и возводились храмы, часовни, памятные места. Этот храм был расширен графом Шереметевым, он тоже хотел туда как бы захоранивать останки. И все это в 1795 году было построено уже до конца, Знаменский храм, но век его был недолгим, к сожалению. В 1812 году было наполеоновское нашествие, Кутузов оставил Москву, и, к сожалению, французы бушевали у нас в Москве, в монастыре. От них пострадала колокольня наша, Петровский колокол был, в результате пожара он упал, проломил храм. А сам Знаменский вот храм, который был, он сначала был осквернен — могилы были все выкопаны, то есть вот наши захоронения, к сожалению, и там они устроили конюшню. И только в 1813 году, уже после этих тяжелых военных времен, началось такое спокойное восстановление. Кое-как привели в благолепие, ну и начался обыденный период для храма. А после революции — вы сами начали с этого передачу, — к сожалению, это было одно из самых печальных мест монастыря. Именно рядом со Знаменским собором, храмом точнее, приводились в исполнение приговоры. То есть людей приговаривали прямо в Знаменском храме, их там мыли и выводили за стеночку, в так называемый Итальянский дворик, и там расстреливали. В стенах, когда реставрировали, находили очень много останков пуль, что было подтверждением. При этом всем большевики так действовали: они включали громкую музыку на внешнюю сторону монастыря, и не было слышно вот этих криков бедных страдающих. Через год это все, слава Богу, прикрыли, но сделали там колонию, а потом общежитие в Знаменском соборе. То есть вот его благолепие было там буквально с 1795 года по 1812-й, дальше вот шатко-валко, и вот в 1991 начинается эта расчистка. Я в монастыре где-то с 2011 года, и Знаменский храм меня всегда поражал своей архитектурой в стиле классицизма — она необычная такая: круглый храм, фасад у него обустроен с северной стороны, четыре колоны строгие, интересный вход. И когда попадаешь в пространство храма, ты вот видишь эту сень, вот эти две лестницы маршевые, из центра которые идут вверх, на хоры, действительно обращаешь взор к небу — а там купол, видишь действительно расписанное небо такое. Но не хватало никогда, там не было ни алтаря у нас, всегда велись раскопки в Палате Никитичей, где были захоронения. И только сейчас все получило свое это такое благолепие, и опять у Знаменского храма расцвет. И, конечно, мы это связываем тоже с волей Царицы Небесной, что вот такой замечательный храм, он к этому подготавливается к этому событию. Обустроена Палата Никитичей, то есть она теперь очень хорошо расписана, в таком русском стиле, там помещены иконы вот и бояр Никитичей, их небесных покровителей, как это раньше было, четыре иконы. Ну как уже говорилось, проведено очень много восстановительных работ, Наталья о них прекрасно уже рассказала нам. Но храм получается вот настоящим таким домом Божиим, домом Царицы Небесной, в котором, слава Богу, уже начинает свершаться молитва. То есть будет установлен там престол и будет свершаться Таинство как раз вот над, во-первых, мощами наших предков, во-вторых, если Царица Небесная соизволит, то и над иконой будет свершаться Божественная литургия. Поэтому чисто на мой взгляд, конечно, храм приобрел великолепное благолепие. Он выделяется по своей архитектуре, по своему убранству. Если его украсит такая святыня, «Всецарица», то это будет вершина развития этого храма, я считаю.

К. Мацан

— Ну историческая справедливость восстанавливается. Видите, вы так описали интересно, что не было длительных периодов, когда храм пребывал бы в спокойствии и таком благолепии. Ну вот мы будем надеяться, что все-таки новый период окажется длительным. А когда планируется вот уже перенесение иконы?

С. Юхнов

— Ну жестких таких сроков нет как бы. Сейчас идет процесс реставрации, о котором Наталья рассказывала. Само перенесение, я думаю, будет уже нам дано как-то свыше. Либо наместник как бы своим решением, помолясь, что называется, благословит уже там крестный ход, молебен. Честно сказать, о таких сроках я не обладаю, вот, может, Наталья скажет, когда примерно.

К. Мацан

— Ну конечно, четкой даты нет, премьеры не объявлено пока вот. Но перспективы какие?

Н. Корнева

— Вы знаете, очень часто люди спрашивают: ну когда же, ну когда перенесут икону? И я всегда им говорю одно и то же. Ну во-первых, и владыка сказал, что надо дом обустроить. Вот мы когда себе квартиру делаем — ну понятно, всякие бывают случаи, но мы хотим переехать в квартиру, которая сделана полностью, для того чтобы в ней жизнь, правда?

К. Мацан

— Конечно.

Н. Корнева

— Поэтому мы стараемся сделать все, чтобы храм был полностью готов. Вот по тому, как идут сборы средств сейчас, мы, конечно, ну примерно предполагаем, да, как у нас собираются средства, сколько денег возможно будет выделить на те или иные работы. Мы предполагаем, что еще ну два года точно нам надо средства собирать. Поэтому мы просим всех людей, кто может помочь в восстановлении Знаменского храма, присоединиться к этому проекту. Я думаю, что, знаете, если вы думаете еще, присоединиться к этом проекту или нет, приходите на экскурсию в Знаменский храм.

К. Мацан

— И вообще в Новоспасский монастырь.

Н. Корнева

— И вообще в Новоспасский монастырь, безусловно, да. На сайте нашего фонда можно записаться на бесплатную экскурсию — то есть экскурсоводы монастыря расскажут про весь монастырь и приведут в Знаменский храм, который вообще сейчас закрыт для общего посещения. Но для таких вот экскурсионных групп, который вот организует наш фонд, он открыт. И вы увидите, что там делается. Мы не просто восстанавливаем храм, повторюсь еще раз, мы делаем дом для Богородицы. Сделать надо еще очень много. Сейчас люди заходят и говорят: ой, да уже все практически. Нет, я знаю точно, что еще очень много нужно сделать.

К. Мацан

— А что нужно сделать?

Н. Корнева

— А что нужно сделать? Вот вы знаете, элементарные вещи. Например, сейчас нужно установить аэрационные устройства, для того чтобы устранять сажу и копоть. Там сейчас прекрасные росписи, новые иконы в иконостас написаны, иконостас белый с золотом, в классическом стиле — чтобы все это не покрывалось со временем сажей и копотью, нужно поставить аэрационные устройства, например. Там есть одна фреска — Успения Пресвятой Богородицы — стоит Спаситель Он в белом хитоне. На колене у Спасителя цвет белил исключительно белый. Вот белее просто художники не могут сделать в мире вообще. Потому что вот только такой белый цвет возможен, только такая краска у них есть. Вот мы это сейчас видим. Ну давайте сделаем так, чтобы это видели не только мы, вот эту вот небесную чистоту, а это видели наши внуки, наши правнуки, чтобы они приходили и смотрели.

К. Мацан

— Наталья Корнева, заместитель председателя правления Фонда Архангела Михаила, и Станислав Юхнов, пресс-секретарь Новоспасского монастыря в Москве, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Как называется это устройство, о котором вы сказали?

Н. Корнева

— Аэрационное устройство.

К. Мацан

— А как оно работает? Я, например, такое не знаю.

Н. Корнева

— Вы знаете, просто в окна вставляются ну типа вентиляторы, грубо говоря, такие. Вот и все.

К. Мацан

— И это прямо помогает, чтобы вот копоть, чтобы примеси...

Н. Корнева

— Да. Специально приезжали инженеры из института, рассчитывали, сколько необходимо поставить этих устройств, чтобы это все работало. Это сложная работа такая достаточно.

К. Мацан

— Я не сомневаюсь.

Н. Корнева

— Да, люди много чего не знают, да, вот элементарных вещей каких-то. А все это надо сделать.

К. Мацан

— Например, еще какие?

Н. Корнева

— Та же система оповещения о пожаре, например, она должна быть в храме. Скажу о том, что еще сделано. Например, почему в Спасо-Преображенский собор людям иногда сложно попасть к «Всецарице»? Потому что для того, чтобы в него зайти, надо преодолевать 16 крутых ступеней. Это тяжело очень бывают людям, особенно колясочникам.

С. Юхнов

— Да, но надо добавить, что ступени XVII века, и нам не разрешает Мосархитектура ставить там пандус, чтобы не повредить вот эти уникальные элементы зодчества.

К. Мацан

— Да, это всегда трудность, связанная с памятником архитектуры.

Н. Корнева

— И больно смотреть, когда иногда приезжают люди на колясках и, получается, четыре человека, взрослых мужчины должны поднимать этого человека, для того чтобы человек мог прикоснуться к святыне.

К. Мацан

— При этом это очень по-евангельски.

Н. Корнева

— Ну это да.

К. Мацан

— Когда четыре человека спускали с крыши перед Спасителем болящего. Вот нет пандуса — это очень неудобно. А одновременно есть возможность у людей проявить христианские милосердие и заботу.

С. Юхнов

— Ну наши сотрудники так и поступают.

К. Мацан

— Но лучше, чтобы были и пандусы, и возможность проявить христианские милосердие и заботу.

Н. Корнева

— Да. Ну вот сейчас сделано подъемное устройство. Ну утилитарная вещь такая, да, простая: человек подъедет на своей колясочке к входу, нажмет на кнопочку, придет сотрудник монастыря, опустит этот подъемник, и человек спокойно на своей колясочке заедет и подъедет к «Всецарице», помолится. И точно так же вот спокойно выедет из храма. Что еще нужно сделать? Да, конечно, еще море потребностей.

С. Юхнов

— Наталья, еще, если можно, добавлю. Все-таки еще не благоустроен сам алтарь, вот алтарная часть.

Н. Корнева

— Конечно, я про это и хотела сказать.

С. Юхнов

— Богослужебная утварь, она является необходимой для совершения таинств, на это тоже нужны средства. Ну еще хочется добавить, что все-таки Знаменский храм, он восстанавливается всем миром, и сам монастырь уже давно участвует в его восстановлении. Наша столярная мастерская как раз, киоты, которые мы упомянули — это у нас все изготавливается, собственное производство. Частные благодетели тоже участвуют в восстановлении этого собора, город где-то помогает. Есть такая еще организация, если знаете, Императорское Православное Палестинское общество. То есть всем миром, вот так по крупице мы собираем дом Пресвятой Богородицы, восстанавливаем памятник архитектуры, не меньше, Знаменский храм. Ну работы действительно много еще предстоит. Поэтому чаяния Натальи, они нам глубоко тоже известны, мы тоже это сопереживаем. Ну есть некое такое вот умиротворение на душах, что Царица Небесная все-таки это управит, доведет до конца, и когда действительно состоится это знаковое событие, тогда будет перенос, и вот Она во славе Своей там уже в этой сени будет почивать. Сейчас, конечно же, к иконе тоже можно подойти, приложиться, помолиться. Нужно сказать, что 31 августа — это уже скоро, будет праздник иконы Божией Матери «Всецарицы» — это мы считаем, как второй престольный праздник. Первый престол у нас — Преображение Господне, 19 августа, Спасо-Преображенский собор основной в честь этого двунадесятого праздника освящен. А второй — иконы Божией Матери «Всецарицы». И бывает иногда, что на «Всецарицу» больше людей приходит. И что же тогда наместники сделали: благословили, и само моление совершается уже в храме перед иконой. Икона из своего места переносится в храм, перед ней совершается всенощное бдение, Божественная литургия, и после литургии всегда идет крестный ход по монастырю, вокруг монастыря, и икона устанавливается в большой шатер, чтобы люди могли все приложиться. И вот наша площадь, достаточно большая, Новоспасского монастыря, она вся усеяна всегда народом, все тоже походят, прикладываются, молятся к иконе, и весь день совершаются акафисты Божией Матери «Всецарице». И вот в этот день как раз можно прийти и всем помолиться, попросить о своих невзгодах, попросить исцеления или просто поблагодарить Богородицу за все благодеяния, которые Она уже сделала для нас.

К. Мацан

— А сама история святыни? Мы немножко об этом начали говорить. Вроде бы на слуху икона «Всецарица», известное выражение, известный чин, а с Новоспасским монастырем как она исторически связана? Что за святыня и откуда она взялась?

С. Юхнов

— Да, ну еще раз повторюсь, что исторически это было желание как бы, может быть, какой-то промысл наместника, владыки Алексия (Фролова), он попросил на Афоне написать эту икону, чтобы ее принесли в монастырь.

К. Мацан

— А почему именно «Всецарица»?

С. Юхнов

— Я, честно, за владыку Алексия не отвечу.

К. Мацан

— Может быть, он рассказывал, делился. Может быть, какая-то к этому у него была мотивация известная.

С. Юхнов

— Ну потому, что это чудотворная икона, с Афона, и вот есть поверье, что помогает всем болящим, и как раз с этой целью она и была сюда принесена, чтобы именно болящим помогать. Вот у меня будет такое, к сожалению, короткое объяснение. Да, действительно Царица Небесная явила Свою славу, и эти чудотворения прямо сразу начались, с 1997 года. Можно было несколько лет назад видеть икону, что она вся увешена подношениями, благодарными жертвами — там крестики, иконочки, несколько панагий даже висело. И владыка Савва, поскольку все уже пожертвования, они почти полностью образ закрыли, было принято такое решение — сделать оклад. И вот эти все подношения переплавили, и получилось даже на два оклада: на «Всецарицу», в котором сейчас вот она находится, и на Федоровскую икону Божией Матери. Это небесная покровительница тоже князей Романовых. Кстати, в честь Федоровской иконы Божией Матери всегда давали отчества принцессам иностранным: Александра Федоровна — то есть это в честь Федоровской иконы Божией Матери. И вот все эти подношения в два оклада, и вот сейчас уже «Всецарица», она в таком прекрасном окладе золотом, серебром украшенным, сияет. И так же происходят чудеса, так же люди приходят, получают исцеления, умиротворение, помощь от Пресвятой Богородицы. Ну и, конечно же, мы в благодарность за Ее чаяния о нас, грешных, вот хотим сделать для Нее более благолепный дом в виде Знаменского храма.

К. Мацан

— А давайте, может быть, скажем тогда про то, как люди, которые нас услышали и заинтересовались, могут совершить пожертвования. Куда обращаться, что искать в интернете?

Н. Корнева

— Чтобы совершить пожертвование, можно зайти на сайт нашего фонда — Фонд Архангела Михаила, там у нас специальный раздел, целая страница большая посвящена именно этому проекту, потому что проект «Всецарица» — это главный проект нашего фонда. И там можно внести любую лепту. Можно прийти в Новоспасский монастырь — там стоит наша стоечка всегда, в любое время, когда открыт монастырь для прихожан, там стоят наши волонтеры. У нас есть в торговых центрах стоечки, в нескольких торговых центрах по Москве, адреса этих центров есть у нас на сайте, тоже можно посмотреть. Если неудобно приехать в Новоспасский монастырь или неудобно жертвовать через наш сайт, то можно прийти к нашим волонтерам, они тоже могут сделать пожертвование. Вот таким образом.

К. Мацан

— Сайт Фонда Архангела Михаила — https://fond-am.ru/ — там вся информация есть. Ну действительно такое известное место в Москве, Новоспасский монастырь, а мы сегодня про экскурсии говорим. А что на экскурсиях покажут еще, кроме Знаменского собора, о котором мы так много сегодня услышали?

С. Юхнов

— Да, позвольте тоже отвечу. У нас есть множество предложений, так сказать. Одна основная экскурсия — это обзорная по архитектурному ансамблю монастыря и по основным храмам. Есть так некая экскурсия: «Тайны Новоспасского монастыря» — она тоже про усыпальницу, бояр Романовых, Палату Никитичей. Поскольку монастырь не раз отстраивался, перестраивался там есть какие-то потайные ходы, которых мы уже не знаем, конечно, которые завалены, к Москве-реке был раньше выход. Есть конкретно экскурсия еще, посвященная династии Романовых, поскольку это усыпальница бояр Романовых, там хранятся останки. Кстати, еще надо сказать, что у нас останки великого князя Сергея Александровича тоже хранятся — это дядя Николая II, был мэром Москвы в то время...

К. Мацан

— Это супруг преподобномученицы Елизаветы Федоровны.

С. Юхнов

— Да, и частица мощей рядом с его захоронением преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Да, муж ее был, все правильно. Тоже собирается, у нас есть фонд Сергея Александровича и собираются сведения о его прославлении. Также на экскурсии в Новоспасском монастыре вам могут рассказать про инокиню Досифею, а в миру это княжна Августа Тараканова — это дочка Елизаветы Петровны от тайного брака с графом Алексеем Разумовским. К сожалению, она не имела права на царский престол, и из-за этого возникла интрига. Все в основном Августу Тараканову знают по картине художника, где она в Петропавловской крепости томится в тюрьме. Оказалось, не та княжна Тараканова, это была самозванка, которую Екатерина II заключила в тюрьму. А истинную Августу уже Екатерина II отправила в Иоанновский монастырь как бы на заточение. Но сама вот Августа, инокиня Досифея уже на тот момент, она приняла свою судьбу как волю Божию и 25 лет провела вот в таком затворе, но подвизаясь, в монашеской жизни. И после смерти на ее могиле, а захоронена она как раз в Новоспасском монастыре, в усыпальнице уже совершились чудеса. И сейчас тоже собираются у нас сведения о чудесных исцелениях и тоже готовятся материалы к прославлению. То есть Новоспасский монастырь, он не только как архитектурный ансамбль может быть красив и интересен, но как и духовный центр такой, что многие наши известные люди, которые принадлежали к царскому роду, еще и оказались тоже святыми, святой жизни, и готовятся материалы к их прославлению.

К. Мацан

— Ну что же спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Я напомню, мы сегодня говорили о проекте Фонда Архангела Михаила по украшению, реставрации Знаменского собора в Новоспасском монастыре, по подготовке Знаменского собора к тому, чтобы он стал домом для одной из главных святынь монастыря, иконы «Всецарица». У нас сегодня в гостях была Наталья Корнева, заместитель председателя правления Фонда Архангела Михаила, и Станислав Юхнов, пресс-секретарь Новоспасского монастыря в Москве. Всю информацию об этом проекте, о котором мы сегодня говорили, можно найти на сайте Фонда Архангела Михаила — https://fond-am.ru/. Спасибо огромное. У микрофона был Константин Мацан. До свидания.

С. Юхнов

— До свидания.

Н. Корнева

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем