
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 123 зач., I, 3-9

Комментирует священник Антоний Борисов.
Важной духовной опорой в жизни православные христиане считают не только покаяние, но и благодарность. Причём, в ряде случаев благодарение Творца оказывается даже важнее. Во всяком случае, апостол Павел именно в благодарности Богу искал утешения и укрепления в своём непростом служении проповедника. О том он, в частности, пишет в отрывке из 1-й главы 1-го своего послания к христианам Коринфа, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,-
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,-
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
При всех различиях, имеющихся между Ветхим и Новым заветами, есть вещи, которые объединяют эти две эпохи и, соответственно, два раздела Библии. Одним из таких «мостиков» является тема благодарности. В первую очередь, благодарности Богу. Этим светлым чувством проникнута, например, ветхозаветная книга Псалтырь — её автор царь и пророк Давид на протяжении всей жизни благодарил Бога за Его помощь и заступничество в сложных жизненных ситуациях.
Интересно, что слова благодарения Давид считал важнее ветхозаветных жертвоприношений. «Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец», — говорит он в одном из псалмов. В Новом завете благодарность как явление получила дополнительные значения. Она понимается уже не только в контексте отношений между Богом и человеком, но и между самими людьми.
Благодарить мы призваны теперь не только Господа, но и друг друга. Основой такого понимания благодарности стал эпизод из Евангелия, когда Христос исцелил десять прокажённых. Обрадованные выздоровлением, эти люди устремились домой. Только один из них вернулся, чтобы от всего сердца благодарить Спасителя за чудо. За это он был благословлён Христом, Который, является одновременно Богом и человеком.
Высшей формой благодарности в христианстве является таинство Евхаристии. Евхаристия на греческом языке и есть, собственно, — «благодарение». Установителем этого таинства стал сам Спаситель. По Его завету Евхаристия в составе Литургии совершается в Церкви вот уже две тысячи лет. Все молитвословия Евхаристии наполнены чувством благодарности, которая адресована Богу, пославшему в мир Спасителя — Иисуса Христа.
Среди прочего, священник обращается к Господу таким словами: «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословить, Тебя хвалить, Тебя благодарить». Это молитвословие, как и иные, входящие в состав Евхаристии произносятся священником не единолично, а от лица прихожан. Так эта благодарность получает совершенно особое — общинное — значение и служит благодатным инструментом объединения священника и прихожан в единую живую икону Церкви.
Этим удивительным чувством необходимости жить в благодарности Богу и людям буквально пронизано прозвучавшее чтение из послания апостолам Павла к коринфянам. Написан этот текст был не по самым приятным причинам — Павлу пришлось вразумлять гордых коринфян. И он напоминает им, как важно уметь благодарить, быть благодарными. Богу — за дарованное спасение, людям — за всё доброе, что они делали и делают. Ведь без благодарения нет и не будет возможности плодотворно участвовать в таинстве Евхаристии, ощущать себя частью Церкви как Тела Христова. Что на практике означает отделённость от животворного источника благодати Божией.
Давайте же и мы не будем забывать о важности благодарения, и постараемся сохранить и взрастить это светлое чувство в наших сердцах, чтобы стать ближе ко Христу Спасителю, пребывающему в благодарности к Своему Небесному Отцу. А ещё стать ближе друг ко другу, ощущая себя не унылыми одиночками, а соучастниками и со-работниками реальности Церкви Христовой — отблеска рая на земле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема