Люди, прошедшие ужасы советских лагерей, нередко брались за перо, чтобы написать воспоминания. Им хотелось рассказать о тех, кто из тюрем и ссылок не вернулся.
Сегодня мы говорим о новомученике Иоанне Попове и книге Михаила Розанова «Соловецкий концлагерь в монастыре».
Место действия — остров Соловки, Соловецкий лагерь особого назначения.
Время действия — 20-е годы XX века.
Михаил Михайлович Розанов принадлежал к числу тех, кто не принял октябрьского революционного переворота и не хотел иметь ничего общего с новой властью.
В 1928 году Михаил Розанов (ему тогда было 27 лет) решил бежать из советской России в Маньчжурию, но по дороге был арестован и в общем счете одиннадцать лет провел в лагерях.
Самый долгий срок Михаил Михайлович Розанов отбывал в Соловецком лагере особого назначения, о чем на склоне лет написал книгу в двух томах «Соловецкий концлагерь в монастыре».
Бывший заключенный Соловков хотел рассказать правду о советских лагерях и их невинных узниках.
В главе о ссыльном духовенстве он повествует об одном удивительном человеке, из мирян, который пользовался среди священников огромным уважением. Его имя — Иван Васильевич Попов.
Профессор Московской Духовной Академии и Московского университета Иван Васильевич Попов оказался в Соловках в 1925 году за помощь патриарху Тихону.
В Соловецком лагере Иван Васильевич, один из образованнейших людей своего времени, помогал ссыльному духовенству составлять открытые письма, декларации, послания верующим.
Вот что пишет о нем автор книги «Соловецкий лагерь в монастыре».
В Московской Духовной Академии Иван Васильевич Попов преподавал по кафедре патрологии, являясь её создателем, а потом в Московском университете читал лекции по психологии. Чем перечислять его богословские труды, ограничусь оценкой, которую дал ему архиепископ Иларион: «Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто перед знаниями Ивана Васильевича». К тому же, профессор Попов отличался строгим образом жизни, почти монашеским: воздерживался в пище, безропотно трудился и оставался безбрачным. В Соловецком кремле доктор богословия и профессор академии и университета обучал грамоте уголовников...
Вернувшись из ссылки в 1934 году, Иван Васильевич поселился в поселке Люберцы под Москвой, а через год снова был арестован и приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край.
Лагерь не поколебал его убеждений. И хотя после революции Московская духовная академия была закрыта, профессор Попов читал подпольные лекции для священников и устраивал беседы с верующими на богословские темы.
Некоторые сведения об этом содержатся и в книге Михаила Розанова «Соловецкий концлагерь в монастыре».
После ареста епископа Варфоломея (Ремова, викария Московского, расстрелянного в июне 1936 году) на третий день «органы» забрали и Попова, помогавшего епископу вести занятия в Духовной Академии, о которой власти знали, но разрешения на нее не давали.
В 1937 году отбывавший ссылку в Сибири Иван Василевич Попов опять был арестован и заключён в тюрьму в Енисейске. На допросах профессор Попов не отрицал, что много лет работал в Духовной академии, где готовились кадры священнослужителей и близко знаком со многими известными иерархами Русской Православной Церкви.
По приговору тройки НКВД профессор-христианин Иван Васильевич Попов был расстрелян в тюрьме 8 февраля 1938 года.
Свою книгу «Соловецкий концлагерь в монастыре» Михаил Михайлович Розанов, предпочитавший называть себя не писателем, а очевидцем и летописцем, выпустил в США, где он жил последние годы. Автор издал ее на скромные трудовые и пенсионные сбережения, небольшим тиражом в надежде, что имена узников Соловецкого лагеря не сотрутся в памяти потомков.
Таких людей, как Иван Васильевич Попов, ныне прославленный Церковью в лике новомучеников российских, нельзя забывать.
Все выпуски программы Прообразы
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.
Стать волонтёром фонда «Я люблю жизнь»
Фонд «Я люблю жизнь» больше восьми лет приходит на выручку взрослым людям с онкологическими заболеваниями, а также их родным и близким. Одно из важных направлений его работы — психологическая поддержка. Перед специалистами фонда стоит задача — помочь подопечным справиться со страхами, принять болезнь и адаптироваться к новой реальности.
Анастасия Малышева — психолог и волонтёр фонда «Я люблю жизнь». «Работа с родственниками заболевших для меня самая непростая, — говорит она. — Часто им сложнее преодолеть такой жизненный вызов, чем самому пациенту. Они не понимают, как себя вести, что делать и говорить. Моя задача — помочь им найти внутреннюю опору и понять, как действовать дальше. Встречи проходят в онлайн формате, поскольку все наши подопечные из самых разных городов. А некоторые подключаются даже из других стран! Всякий раз я испытываю большую радость, когда вижу, что человек смог преодолеть свои страхи, трудности и выйти к свету — обрести надежду и веру.
Волонтёрством я занимаюсь всего лишь год. Многие воспринимают помощь ближним, как дополнительную работу. Но для меня это не так. Быть волонтёром — очень воодушевляет!»
Вы тоже можете стать волонтёром фонда «Я люблю жизнь» и помогать вашими знаниями и талантами. Например, проводить для подопечных и их близких поддерживающие встречи, организовывать разные события, устраивать мастер-классы и не только. Узнать больше о том, как помогать проекту и людям с онкологическими заболеваниями, либо самим обратиться за поддержкой — можно на сайте фонда «Я люблю жизнь»: https://ilovelifefund.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов