
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 180 зач., V, 15-21

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Давно и не нами замечено, что рядом со святыми людьми находиться очень непросто. Дело, конечно же, не в том, что святые кого-то обличают или поучают неприятным для нас способом, нет, проблема здесь в другом: такие люди живут по иному закону, закону, для нас не всегда понятному, святые — это вызов для общества, и потому они зачастую подвергаются гонениям. Конечно, мечта Церкви состоит в том, чтобы все ее чада были святыми, ведь, как написал апостол Павел, тот, «кто во Христе, тот новая тварь», следовательно, тот, кто во Христе, живёт по-иному — новому — закону. Эти мысли святого апостола мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах. Они взяты из 5-й главы Второго послания к Коринфянам.
Глава 5.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Крещёных людей много, но среди нас совсем немного тех, кто может сказать, что он исполняет слова апостола Павла из только что прозвучавшего отрывка: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5:15). Более того, далеко не все христиане слышали эти слова, и ещё меньшее число людей задумывались над мыслями святого апостола Павла. Задуматься же здесь есть над чем, ведь если мы продолжаем жить для себя, то можем ли мы называться христианами?
Впрочем, прежде чем перейти к дальнейшим рассуждениям, нам стоит подумать о том, что же именно апостол Павел вкладывал в понятие жизни «для умершего за них и воскресшего». Здесь нам на помощь приходит святитель Тихон Задонский, который для разъяснения мысли апостола предложил использовать образ взаимоотношений раба и его хозяина: «Господин повелевает рабу, и слушает его раб. Говорит ему: делай то, — и делает. Иди туда, — и идёт. Собирай на стол, — и собирает. Христос Господь наш повелевает нам: христианин, люби ближнего, как себя; будь милосерден, смирен, кроток, податлив; берегись всякого греха, и прочее. Должны мы, как рабы Его купленные, делать то, что Он повелевает нам». Иными словами, всё довольно просто: нужно делать не то, что хочется мне, а то, что требует Христос. Понять же Его требования несложно, достаточно держать в памяти Евангелие и быть знакомыми с апостольскими посланиями. В затруднительных же случаях стоит напрямую в молитве вопрошать Христа о Его воле.
Стоит признать, что так живут очень немногие люди. Если же человек решится последовать словам апостола Павла, и начнёт жить для Христа, то такой человек неизбежно столкнётся со сложностями, которые будут вызваны тем, что его ценности перестанут совпадать с ценностями окружающих его людей. Если для мира интересны деньги, благополучие и здоровье, то живущему ради Христа человеку интересны воля Божия, чистое сердце и Царство Небесное. Согласовать мирские стремления с духовными не представляется возможным, а потому подвижники всегда будут выглядеть странными, непонятными, непредсказуемыми и неудобными. Мир никогда не сможет ни их понять, ни ими управлять, а потому он будет их отторгать. Нам же, то есть тем людям, которые имеют стремление к жизни ради Христа, но ещё не вполне решились на такую жизнь, стоит помнить, что если нам какой-то христианин кажется непонятным и неприятным, то, возможно, мы имеет дело со святым, и нам не стоит спешить его осуждать, а вот попросить молитв о нас у него и нужно, и должно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать талантливых ребят из детских домов, участников программы ПАЗЛ

Фонд поддержки талантливой молодёжи «Будущие лидеры» в рамках программы «ПАЗЛ» помогает подросткам из детских домов освоить профессию в области информационных технологий. В течение 3-х лет ребята изучают основы программирования и дизайна, получают практический опыт, учатся работать в команде и создавать собственные проекты.
Тимур Бикбаев из города Тольятти тоже стал участником программы «ПАЗЛ». Благодаря этому он не только открыл для себя мир информационных технологий, но даже обрёл семью. В рамках обучения Тимур выбрал сразу два направления для развития. Серьёзная нагрузка его не смутила, настолько он был увлечён получением новых знаний и опыта. В мае этого года Тимура, как одного из лучших учеников, пригласили в Санкт-Петербург, где он посетил IТ-компании и принял участие в стажировке.

С самого начала обучения в программе «ПАЗЛ» Тимура поддерживала Юлия Бакулина, педагог-психолог детского дома. «Когда я впервые увидела, с каким энтузиазмом он взялся за программирование, поняла — перед ним открыты все двери. Он не просто учился — он буквально «горел» каждым проектом. Я очень горжусь его успехами. Можно сказать, что эта программа нас с ним объединила, — делится Юлия. Со временем она совместно с супругом приняла решение взять Тимура в свою семью. Сегодня молодой человек учится в колледже и продолжает развиваться по выбранным направлениям. И на этом пути ему очень помогает поддержка приёмных родителей.
Программа «ПАЗЛ» фонда «Будущие лидеры» меняет жизни подростков из детских домов. Даёт им возможность освоить программирование и дизайн, получить профессию и реализовать свои таланты. Поддержать программу и ребят из детских домов можно на странице проекта «ПАЗЛ».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О Боге в мировом кино: фильм «Причастие». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о том, как режиссер Ингмар Бергман в своем фильме 1962 года «Причастие» рассматривал феномен кризиса веры и возможность преодоления этого кризиса.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Преодоление зависимостей». Протоиерей Максим Плетнев

У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Разговор шел о том, как в жизнь человека проникают различные зависимости, как это влияет на него его близких, и как вера и обращение к Богу помогают на пути преодоления страстей и в борьбе с ними.
Все выпуски программы Светлый вечер